О здоровье

Любовь Березкина: литературный дневник

«Как это томительно, все время думать о своем здоро­вье... вечно беречься, всего опасаться, обходиться без запрещенного и все спрашивать: не повредит ли мне то-то и то-то? Вся жизнь наполняется страхом и опасениями... Все время наблюдаешь за собой, живешь с оглядкой, ста­новишься сам себе тюремным наблюдателем... Радость жизни исчезает. Душой овладевает мнительность, ипо­хондрия. Не жизнь, а прозябание. Кому и зачем нужна та­кая жизнь?»...
Так жаловался я однажды в письме к моему деду, ког­да у меня начался процесс в легких и я должен был лечь в санаторию на много месяцев. Вот была тоска! Один этот градусник три раза в день, который я называл тогда «тюрьмометром»... Я был молод, подвижен, разговорчив и как раз начал интересную научную работу, которая требо­вала постоянных справок в библиотеке и выписок, И еще одно: я был влюблен... и не уверен в ее отношении ко мне. Ах, как я тогда терзался!..
Милый мой дед... Он давно уже скончался... Но я со­хранил его ответное письмо. Оно настолько значительно и глубокомысленно, что его следовало бы непременно на­печатать. У моего деда философия вырастала из сердца, питалась созерцанием и сливалась с жизнью; но больших философских трудов после него не осталось.
Вот его письмо от слова до слова.
«Ах ты, мой нетерпеливей, – писал он мне. – Чего ты то­мишься? Ведь я по письму твоему слышу, как ты тоску­ешь. Пожалуйста, успокойся и не мешай своему Врачу. Да нет, не санаторному, Бог с ним; он все равно будет де­лать свое дело. Я разумею твоего собственного, внутрен­него Врача, с которым ты не в ладах. А ты о нем ничего и не знаешь? Тогда я должен рассказать тебе про него. Но ты изволь спокойно лечь, поудобнее. Вот так, на спину... Удоб­но? Ну и не напрягайся, не делай угрюмого лица! Если бу­дешь предаваться мрачным мыслям, то ничего не услышишь и не поймешь из моего рассказа. Пожалуйста, не хмурь бровей. Дыши спокойно и глубоко, будто заснуть хочешь. Ну вот, а теперь слушай меня сердцем и внутренне проверяй каждое мое слово.
У всякого из нас есть свой собственный, внутренний Врач. Его нельзя ни видеть, ни слышать. Он ведет скры­тую, таинственную жизнь и не отвечает на прямые вопросы. Но к нему можно и должно «прислушиваться». Изредка мы его видим во сне, но обыкновенно не знаем, что это он. Тогда нам снится какой-то симпатичный, дружелюбный человек, к которому мы питаем полное доверие; он очень благожелателен, сопровождает нас, молча помогает нам в делах и устраняет всякие неприятности; обычно мы не ви­дим даже его облика, он живет как будто в тени; мы чувст­вуем только доброе и заботливое существо, и просыпаемся с чувством благодарности, ободренные и обласканные... Это и есть наш внутренний Врач, который нам дан на всю жизнь и с которым мы должны жить в ладах...
Ты, конечно, спросишь, как до него добираться? А ви­дишь ли, у нас есть особый дар внутреннего созерцатель­ного внимания и нам надо упражнять его. Надо прислу­шиваться к жизни нашего собственного инстинкта, той великой и умной подземной силы, без которой наша жизнь была бы совсем невозможной. Эта сила растит и строит человеческий организм – это удивительное сожительст­во или «земное единожительство» личного тела и личной души. Он печется о нас, ведет нас и охраняет, присутству­ет во всех органах нашего естества. Можно было бы ска­зать, что каждому человеку дан от Бога некий внутренний «строитель». Это он «просыпает» тебя по утрам, потому что ты «достаточно» поспал; он именно «просыпает» тебя изнутри, тогда как другие люди могут тебя только разбу­дить. Ты видал, вероятно, людей, которых никак не до­будишься? Понятно почему: ты их насильно и произвольно будишь, а «их» органически-внутренне «спит»... Ты поскользнешься на ходу – а он уже позаботился о том, что­бы ты не упал: он поддержал твое равновесие. Ты порезал палец, и уже все сделано для того, чтобы ты не истек кро­вью; и пока ранка не заживет, она будет изнутри залечи­ваться твоим заботливым Врачом. Что бы ты ни предпри­нял, он все время заботится о тебе. Ты сегодня много поработал и хотел бы просидеть над книгами еще всю ночь; он считает это вредным и заявляет об этом в форме уста­лости и сонливости. И если ты будешь настаивать на своем, начнешь много курить и пить крепкий кофе, то ты окажешься с ним в разладе и он может устроить тебе внут­реннюю «забастовку». Трудный и напряженный день про­шел, тебе пора спать, и он сигнализирует тебе об этом: глаза твои слипаются, ты начинаешь зевать и становишься вял и сонлив. Это от него идут чувства голода, жажды, холода, скуки и тоски: ты не бережешь себя, ты не знаешь, что тебе нужно, а он знает все потребности твоего организ­ма и бережет тебя. Это он предупреждает тебя о том, что тебе нужно больше углеводов (сахар), меньше соли, гораз­до больше витаминов; это от него «мороз по коже», чиха­ние, зубная боль, повышенная температура, обложенный язык. Если ты не считаешься с этим – тем хуже для тебя; он не может и не будет «уговаривать» тебя, а сдела­ет тебя слабым и больным – одумывайся и опоминайся, забрел в тупик – ищи выхода...
О каждом излишестве (вино), о каждом упущении (от­морозил нос) он все время дает тебе знать. Живой человек есть целая система равновесии: равновесие тепловое, пи­щевое, сонно-бодрственное; равновесие в напряжении мус­кулов и нервов; кровообращение, мера движения и покоя, мера горя и радостей, мера чувственных наслаждений и мера целомудрия, мера сосредоточенной мысли и мера от­влечения и развлечения. Это он блюдет во всем необходи­мую меру и надлежащее равновесие и знает, что тебе необходимо; это он сокращает твою работоспособность, по­сылает тебе мигрень или бессонницу, или желание прыгать и бегать; или валит тебя на теплую лежанку, или устраива­ет тебе длительный нейроз.
Это он побуждает беременную женщину есть мел или древесный уголь, потому что они ей необходимы для ре­бенка. Когда ты в темноте подходишь к незримой для тебя опасности – он предупреждает тебя замиранием сердца и чувством непонятного ужаса. Надо приучиться прислу­шиваться ко всему этому. Таинственный Врач твоего ин­стинкта мудрее и дальновиднее тебя. Он во всем требует равновесия, целесообразности и меры. Он есть воплощение молчаливой творческой мудрости. А от нас он требует – внимания и повиновения; и за это он посылает нам здо­ровье: само себя поддерживающее равновесие жизни, и легкое, бодрое самочувствие...
Это искусство прислушиваться к бессловесному голосу своего инстинктивного Врача – современный человек, к сожалению, утратил. Первобытный человек обладал этим даром и был счастлив. Но теперешний злосчастный умник не способен к этому. Он гордится своим рассудочным мыш­лением и воображает, что сознательная мысль составляет главную суть и силу жизни. Он воображает, что «культу­ра» одолела природу и подчинила ее себе. Он самодоволь­ный рассудочник и гордец; и думает, что его произвол призван покорить богозданную природу и, может быть, даже впоследствии заместить ее. Он доходит до того, что выдумывает всякие противоестественные теории и способы жизни и ставит все вверх ногами. А его безбожие ослепляет его все более и более и завлекает его все дальше и дальше. Грех противоестественности становится все глубже у сов­ременного человека – и ему уже не избежать справедли­вого возмездия. Упорное неповиновение природе может сломать человеку хребет, ибо тот, кто восстает против богозданной природы, – бунтует против Бога.
Поэтому нам надо кое в чем вернуться назад – к бого­зданной природе, чтобы вернуть себе дары неба. Мы долж­ны научиться ладить с нашим инстинктивным строителем и таинственным Врачом. Мы должны научиться вопрошать его, не надеясь на словесный ответ: чего бы ему «хотелось», чего бы он желал «избежать», что ему подходит и что – нет, и что он решительно отклоняет как вредное. Тут не следует умничать, не надо ничего изобретать самому. Советоваться со своим Врачом совсем не значит потакать своим страстям и вожделениям. Это – совсем иное: чело­век внутренне сосредоточивается и прислушивается к голо­су своего организма; он внемлет голосу своего инстинкта, но не его слепоте и страстности, не его противодуховной жадности, а его духовной мудрости, данной ему от Бога и взлелеянной от природы. Человек как бы возрождает в себе тот акт, при котором дух владеет инстинктом до самой его глубины и из самой его глубины. Он совещается с духом своего инстинкта и олицетворяет его в образе своего «Врача». Это пробуждает в душе древнюю, первозданную глубину, которая, может быть, уже совсем заглохла, а мо­жет быть, только засушена рассудком. Человек как бы сту­чится в дверь своего богоданного и естественного Врача, чтобы приобщиться его самодеятельной мудрости и возобновить в себе органическое самочувствие природы. Врач отвечает без слов! его мудрость не «логична», а «органич­на»; он молча указует «нужное», «одобряет», «подтверж­дает» или «отводит – не советует». Именно там, в этой глубине инстинктивной духовности живет творческое зерно здоровья, тот дивный дар органического самоцеления, с ко­торым мы должны вступить в связь.
Вот в этом-то и дело, мой нетерпеливый мальчик! Ты тоже утратил живую непосредственную связь с твоим стро­ителем и Врачом; и вследствие этого ты заболел. Теперь тебе надо во что бы то ни стало восстановить эту связь. Те­бе нужно не просто вылечиться от кашля и заростить «ра­неное» легкое; тебе нужно начать новый образ жизни. Ты должен вступить в живой ритм природы, как бы окунуться в поток самоцеления и естественного самоподдержания. Это нельзя сделать насильно, простым решением, в крат­чайшее время. Ты должен постепенно освоиться с мыслью, что здесь надо не приказывать, а повиноваться; не эксплу­атировать свои силы по произволу, а блюсти меру напря­жения и равновесия во всей жизни. Только повинуясь природе, можно ей повелевать. Кто живет и творит вместе с ней, из нее, того она несет охотно и радостно как своего господина. Ибо природа, подобно судьбе, ведет послушно­го и насильно тащит непокорного. Поэтому, если ты бу­дешь доверять своему инстинктивному Врачу и слушаться его тихих указаний и предупреждений, то тебе не надо бу­дет постоянно тревожиться о своем здоровье: он будет де­лать это за тебя. Ты будешь жить, любить и творить, а он будет поддерживать твое здоровье. Ты будешь блюсти его органические пожелания, а он будет идти навстречу всем твоим духовным требованиям. Вы будете сообща – жи­вым, здоровым единством. И ты будешь здоров и будешь наслаждаться прекрасным, уверенным спокойствием за себя и за свое дело.
Так-то, мой милый. Здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают... Здоровье есть предначертанная Богом и угодная Ему гармония между личною природою и личным духом. Каждый человек создан для здоровья и призван к тому, чтобы быть здоровым. В больном виде мы не соответствуем нашему назначению и Божьему за­мыслу; какая Ему радость от наших уродств и мучений?.. Он посылает нам недуг для того, чтобы мы выздоровели, – как путь к здоровью. Поэтому болезнь есть как бы таин­ственная запись, которую нам надо расшифровать: в ней записано о нашей прежней, неверной жизни и потом о но­вой, предстоящей нам, мудрой и здоровой жизни. Этот «шифр» мы должны разгадать, истолковать и осуществить. В этом – смысл болезни.
И все это есть чудо, живое чудо природы, великое чудо Божие, которого мы по привычке не замечаем; мы прохо­дим мимо него, и наше заглохшее сердце остается холод­ным и безразличным. Подумай только, как это дивно: в каждом из нас заложена способность осуществлять в себе задуманную Богом гармонию духа, души и тела...; каждо­му из нас дан таинственный строитель и Врач, призванный к осуществлению этой гармонии...; каждый из нас обладает даром погрузиться в себя духом и воззвать к этой пред­начертанной и обетованной гармонии... Это значит сра­зу – вернуться к природе и придать себя воле Божией...
Но не верь мне на слово. Постарайся увидеть это все самостоятельно. Воспользуйся для этого своей болезнью: она должна не только исцелить тебя (ибо в этом ее при­звание) , но и умудрить. А мудрость дается только через ис­пытание и страдание. Поэтому не сердись на свою болезнь; «дай себе отпуск»; представь себе, что ты уехал в путеше­ствие и должен привести с собою – дружбу со своим Вра­чом, дар здоровья и органическую мудрость. Пережив все это сам, проверь, удостоверься и доведи себя до очевидно­сти. Для этого нужно терпение. Все прекрасное на свете растет и развивается медленно. А ты ведь хочешь именно прекрасного – предначертанной от Бога жизненной гар­монии. Взрасти ее, и вся жизнь твоя озарится по-новому: и любовь, и семья, и творчество, и старость»...
С тех пор я и в самом деле пережил все это, проверил, удостоверился и дошел до очевидности. А письмо деда я чи­тал и перечитывал много раз, так что теперь знаю его поч­ти наизусть...


И.А.Ильин. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний



Другие статьи в литературном дневнике: