Мыльный пузырь

Любовь Березкина: литературный дневник

Одно мгновение живет этот блаженный шарик... Всего один краткий миг – и конец... Радостный миг! Светлое мгновение! Но его надо создать и уловить, чтобы насла­диться как следует; иначе все исчезнет безвозвратно... О, легкий символ земной жизни и человеческого счастья!..
Легкими стопами, тихими движениями, сдерживая ды­хание надо приступать к этому делу: заботливо выбрать со­ломинку, непомятую, девственную, без внутренней трещины; осторожно, чтобы не раздавить ее, надо надрезать один конец и отвернуть ее стенки... И потом бережно окунуть ее в мыльную муть, чтобы она вволю напилась и насыти­лась... Лучше не торопиться. Главное – не волноваться и не раздражаться. Все забыть; погасить все мысли и забо­ты. Отпустить все напряженные мускулы. И предаться легкому, душевному равновесию; ведь это игра... И захо­теть играющей красоты, заранее примирившись с тем, что она будет мгновенная и быстро исчезнет...
Теперь можно бережно извлечь соломинку, отнюдь не стряхивая ее и доверяя ей, как верному помощнику; затем набрать побольше воздуху, полную грудь... и тихо-тихо, чуть заметным, скупым дуновением дать легчайший толчок рождению красоты...
Вот он появился, желанный шарик, стал наполняться и расти...
Не прерывать дыхания! Бережно длить игру. Ласково беречь рожденное создание. Чутким выдохом растить его объем. Пусть покачивается чуть заметным ритмом на кон­це соломинки, пусть наполняется и растет...
Вот так! Разве не красиво? Законченная форма. Весе­лые цвета; все богаче и разнообразнее оттенки красок. И внутри играющее круговое движение. Шар все растет; все быстрее внутреннее кружение; все сильнее размах качания. Целый мир красоты, законченный и прозрачный...
А теперь создание завершилось. Оно желает отделить­ся, стать самостоятельным и начать радостный и дерзно­венный полет через пространства... Надо остановить ды­хание и отвести соломинку от губ. Окрестный воздух дол­жен замереть! Ни резких жестов, ни вздоха, ни слова! Бе­режным движением надо скользнуть соломинкой в сторону и отпустить воздушный шар на волю...
О, дерзновенно-легкий полет навстречу судьбе... О, миг беззаботного веселья...
И вдруг – все погибло! И веселое создание разлете­лось брызгами во все стороны... Ничего! Мы начнем сначала...
«Что за ребячество»... «Какой смысл в этой детской забаве?»...
Да, это, конечно, «детская забава»... И все же – не только «детская», и не просто «забава». Признаюсь, я с удовольствием предаюсь этой игре и многому научился при этом...
«Помилуйте, да чему же можно научиться у мыльного пузыря?»
______
Всякая красота, даже само-малейшая, даже самая бес­цельная, так же как и всякий радостный миг жизни – имеют большую, непреходящую ценность. Они смывают душевные огорчения, они несут нам легкое дыхание жизни (даже и тогда, когда учат нас бережно выпускать воздух) и дают нам немножко счастья... И мы можем быть уверены: ни один легкий, счастливый миг не пропал даром в челове­ческой жизни, а следовательно, и в мировой истории...
Совсем не надо ждать, чтобы легкая красота или этот счастливый миг сами явились и доложили нам о себе... Надо звать их, создавать, спешить им навстречу... И для этого годится всякая невинно-наивная игра, состоящая хотя бы из соломинки и мыла... Так много легкого и кра­сивого таится в игре и родится из игры. И недаром дыхание игры живет в искусстве, во всяком искусстве, даже в самом серьезном и трудном...
Не отнимайте у взрослого человека игру: пусть играет и наслаждается. В игре он отдыхает, делается радостнее, ласковее, добрее, становится как дитя. А свободная, невин­ная целесообразность, – бескорыстная и самозабвенная, – может исцелить его душу.
Но мгновение красоты посещает нас редко и гостит коротко. Оно исчезает так же легко, как мыльный шарик. Надо ловить его и предаваться ему, чтобы насладиться. Обычно оно не повинуется человеческому произволению; и насильственно вызвать его нельзя. Легкою поступью при­ходит к нам красота, часто неожиданно, ненароком, по собственному почину. Придет, осчастливит и исчезнет, повинуясь своим таинственным законам. И к законам этим надо прислушиваться, к ним можно приспособиться, в их живой поток надо войти, повинуясь им, но не требуя от них повиновения...
Вот почему нам надо научиться внимать: с затаенным дыханием внимать природе вещей, чтобы вступить в ее жизненный поток и приобщиться счастию природы и красо­те мира. И потому всякий, кто хочет живой природы, лег­кого искусства, радостной игры, должен освободить себя внутренне, погасить в себе всякое напряжение, отдаться им с детскою непосредственностью и блюсти легкое душевное равновесие, наслаждаясь красотою и радостью живо­го предмета.
Наши преднамеренные, произвольные хотения имеют строгий предел. Они должны смолкнуть и отступить. И творческая воля человека должна научиться повиновению: послушание природе есть путь к радости и красоте. Мы не выше ее; она мудрее нас. Она сильнее нас, ибо мы сами – природа и она владеет нами. Ее нельзя предписывать; ее живой поток не следует прерывать; и тот, кто дует против ветра или в перебой его полету, не будет иметь успеха. Порыв не терпит перерыва; а прерванный порыв – уже не порыв, а бессилие.
Но прежде чем предаться этому играющему порыву и приступить к созданию новой красоты, надо возыметь доверие к себе самому; надо погасить всякие отговорки и побочные соображения, надо отдаться непосредственно, не наблюдать за собою, не прерывать себя, не умничать, не обессиливать себя разными «намерениями» и «претензия­ми»... Надо забыть свои личные цели и свои субъективные задания, ибо всякая игра имеет свою предметную цель и свое собственное задание. Этой цели мы и должны от­даться, чем наивнее, чем непосредственнее, чем цельнее, тем лучше.
А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить; – все забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьицем...
Тогда нам остается только – благодарно наслаждать­ся и в наслаждении красотою находить исцеление.
А если однажды настанет нежеланный миг и наша ра­дость разлетится «легкими брызгами», тогда не надо роп­тать, сокрушаться или, Боже избави, отчаиваться. Тогда скажем угасшему мигу ласковое и благодарное «прос­ти» – и весело, и спокойно начнем сначала...
Вот чему я научился у мыльного пузыря.
И если кто-нибудь подумает, что самый мой рассказ не больше, чем мыльный пузырь, то пусть он попробует научиться у моего рассказа той мудрости, которую мне принесло это легкое, краткожизненное, но прелестное соз­дание... может быть, ему это удастся...


И.А.Ильин. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний



Другие статьи в литературном дневнике: