О биометрических данных

Антонина Логинова: литературный дневник

Ко мне за консультацией обратился пожилой человек со своей историей обращения в Сбербанк.
У него возникла необходимость взять справку из Сбербанка об остатке на своём счете на определённую дату. Счёт карточный, так называемый "социальный" на который зачисляется пенсия по инвалидности. При выдаче справки работник банка сказала, что в банке формируется новая база данных, поэтому необходимо сфотографировать его лицо и записать его голос, а для этого сфотографировала и попросила несколько раз произнести числа от 0 до 9 в разном порядке.
По объяснению работника банка, это новая бесплатная услуга банка, направленная на удобство обслуживания клиентов, позволит упростить открытие счетов и получение кредитов. Объяснила, что в последующем, пенсию в банкомате он сможет снимать по голосу, без введения пин-кода...
Он расписался в каких то документах, видимо в согласии на обработку персональных данных и с этим ушел из банка.
Никакого документа на руках не осталось.
Только выйдя из банка он понял, что ничего не понял, для чего и зачем его фотографировали и просили несколько раз считать до 9-ти. Придя домой, набрал в интернете свой вопрос и выяснил, что с него взяли биометрические и голосовые данные, которые войдут в Единую систему учёта биометрических данных и эта база будет использоваться не только при проведении банковских операций...Ему стало неспокойно от того, что его данные попали в непонятную Единую систему биометрических данных, и никто не знает, с какой целью, как и кем эти данные будут использованы.
Расстроившись от этих непоняток, он пришёл ко мне и спросил что я думаю об этом. Первое, что я спросила у него: "Зачем ты согласился на это? Ты что, собираешься открывать счета или кредитоваться в своём-то возрасте?" Он ответил, что ни кредитоваться, ни открывать другие счета не планирует, и что кроме пенсии никаких доходов у него нет...А на биометрию согласился, сам не знает почему. Так получилось. Убедили. Поверил на слово, что так надо.
Зная, что даже защищённая информация с нашими документальными персональными данными гуляет в разных базах и может использоваться нечистоплотными людьми во вред нам, так и биометрические данные могут сыграть с нами злую шутку.
На его вопрос я посоветовала, чтобы он сходил в Сбербанк, отозвал заявление на использование биометрических и голосовых данных и написал заявление на удаление их из биометрической базы. Хотя прекрасно понимаю, что данные уже выгрузились и взяты в работу...


PS: Повторный визит в банк оставил неприятные воспоминания. Работники банка были очень удивлены его заявлению об отзыве биометрических и голосовых данных из своей базы. После настойчивого требования удовлетворили его просьбу, но очень активно сопротивлялись и отговаривали. Удивило то, что работники банка не знали, что собираемая ими "биометрия" используется не только во внутренней системе Сбербанка для работы с клиентами, а уходит в Единую систему учёта биометрических данных, созданную совсем недавно...



Другие статьи в литературном дневнике: