Цитаты

Агата Кристи 4: литературный дневник

"Сегодня удалось закрыть кафе почти вовремя. В самом начале одиннадцатого Марина, Тая и Алла Георгиевна уже шагали по улице. У каждой в руках по пакету с продуктами, непригодными для продажи — сморщенные кусочки селедки, вареные яйца с почерневшим желтком, подсохший вареный рис, говяжья обрезь… А оливье пришлось выбросить — прокис". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


*
"Шесть раз в неделю по двенадцать часов". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


*
"— Ну, до завтра, Мариш, — говорит Алла Георгиевна, пожимая ей локоть, и по обыкновению протяжно вздыхает: — О-ох,сейчас дойду как-нибудь и — в кровать. Голова раскалывается.


— Я тоже…спать, — отвечает Марина, с трудом ворочая языком; вроде ничего не делала, просидела весь день, а тело ломает, кости не на своем месте". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


*
"Антон захихикал от радости, повел ее наверх, словно кавалер знатную даму по широкой лестнице в бальную залу". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


Хвала развязке. Занавес. Конец.
Конец. Разъезд. Галантность провожатых,
у светлых лестниц к зеркалам прижатых,
и лавровый заснеженный венец.


И.Бродский


И вся-то жизнь – биенье сердца,
и говор фраз, да плеск вины,
и ночь над лодочкою секса
по светлой речке тишины.


И.Бродский


"— У меня тост!


— Может, лучше так?


— Ну, — его голос мгновенно тускнеет, — давай так…" ("Один плюс один" Роман Сенчин)


*
"— Хватит чушь молоть. Какие в Кондопоге князья? Две улицы, один светофор…" ("Один плюс один" Роман Сенчин)


*
"Андрей, бледный, щетинистый, сжимает кулаки, трясется, кричит:


— Заткнись, тебе говорят! Не смей!.. Щ-щас ведь схлопочешь!


— Давай, — вскакивает Верка со стула, — давай, ударь! На пять лет посажу. Давай, ну! — Она бесстрашно идет на мужа". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


"— Паскуда, — тот хватает с холодильника пустую трехлитровую банку и бабахает об пол; выбегает из кухни, рыча опрокидывает что-то и в коридоре". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


"Через минуту снова грохочет музыка". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


"— Из-за чего вы? — без интереса, но чтоб показать участие, спрашивает Марина.


— Да ну его, кретин… — Сестра бросает крупные осколки в мусорное ведро, берется за веник и тут же прислоняет его обратно к стене, садится, с отвращением закуривает. — Решила провести вечер по-человечески. Бутылку “Изабеллы” купила, шоколадку, сыра двести грамм. Прихожу, он увидал и давай: “На крупу денег нет, а
она — шоколад с вином! Богатенькой стала?” — “Посидим, — говорю, — иногда-то можно”. Он что-то начал, начал буровить, и понеслось. Бутылку в стену, скотина, швырнул, полчаса оттирала… А-а, — Верка сморщилась и махнула рукой, — чего с него взять… Сам втихушку “Сникерсы” жрет. Тут под кровать полезла за заколкой — куча этих оберток от “Сникерса”. Хоть бы Димке когда принес…" ("Один плюс один" Роман Сенчин)


"Верка (ей двадцать семь, на три года старше Марины) выглядит измотанной, слишком рано потерявшей всякую привлекательность теткой". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


*
"Марина тушит сигарету и поднимается:


— Ладно, пойду спать.


— Погоди! — хватает ее руку сестра. — Погоди, давай поговорим.


— О чем?


— Ну, как дальше. Как… Что нам делать вообще? — У Верки в голосе слезы. — Я, Марин, понимаешь, я уже не могу…не могу больше так…" ("Один плюс один" Роман Сенчин)


"Марине и самой часто кажется, что она тоже больше не может, но дни идут, перетекают в месяцы, и вот за спиной почти пять лет здесь, в этой мрачной квартире, в этом неласковом, вечно насупленном городе…" ("Один плюс один" Роман Сенчин)


*
"— Блин, подушку надо у этого взять, — морщится Верка, разбирая постель. — Как мы на одной…


— Как-нибудь. Не надо… Опять начнете.


— Да-а, теперь он долго не успокоится.


“И ты тоже”, — про себя добавляет Марина". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


"В комнате Андрея все гремит музыка. Кто-то безголосо тянет под аккомпанемент баяна и гитар: “Грозный, страшный и могучий, ты гоняешь в небе тучи…”" ("Один плюс один" Роман Сенчин)


*
"—Все они добрые поначалу, — раздраженно, неожиданно обжигаясь ревностью то ли к сестре, то ли к Антону, отвечает Марина. — Добрые, а потом вон готовы прикончить друг друга". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


Вот такие мы "новые люди"... вот и всё.


Пока я сплю, жильцы внизу тарелки бьют,
И друг за другом бегают по этажу,
Иногда я думаю, зачем живут
Они, но смысла не нахожу.


М.Щербаков


Это всё, что мы сделали здесь друг для друга...


"Сплин"


-Мы типо новые люди. Мы прохожих на улице не убивали. Всё, что скопилось, выплёскивали в своей семье друг на друга. Оба понимали между скандалами, что жить невыносимо, оттого и скандалы обоюдные. Потом пойдёшь за подушкой, так получше укроешь его, гада.


*
"— Хорошо, — не смог не улыбнуться Игорь. — Жду с нетерпением!


— Счастливого отдыха!


На этот раз гудки радостные, они торопят, гонят время, приближая праздник. Конечно, не обе, но одна из них сегодня будет с ним…" ("Один плюс один" Роман Сенчин)


Пусть оттягивается. Может, не поорёт когда лишний раз.


"Вскочил и пошагал к себе в комнату, бубня какой-то модный мотивчик; за спиной, на кухне, зазвенела, упав на пол, крышка сковородки". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


"Портвейн теплый, сладко-терпкий аж до мурашек по коже…" ("Один плюс один" Роман Сенчин)


"Да, давно ничего не пил, кроме четырехградусного “ЗЕНИТ — чемпион”. Не то чтобы денег жалко, а почему-то очень быстро и нехорошо пьянеет в последние годы". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


"Еще с Борисом когда работал, заметил — с полбутылки водки так развозило, что готов уснуть хоть в кабаке, хоть на улице, хоть в гостях". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


"Потом оденется, умоет лицо, глотнет кофе и — подметать площадь вокруг “Ломоносовской”. И послезавтра так будет, и дальше…" ("Один плюс один" Роман Сенчин)


Отвези же меня, шеф — в Останкино!
В Останкино! — где «Титан» кино!
Там работает она — билетёршею,
На дверях стоит вся замёрзшая... —
Вся замёрзшая, вся продрогшая...
Но любовь свою — не продавшая!
Вся озябшая, вся застывшая...
Но — не предавшая!...
И — не простившая...


А.Галич


"На его глазах начнет оживать город, откроются ларьки и киоски, нагрузятся всякой всячиной прилавки рыночка. На станцию потянутся ручьи заспанных, несвежих людей, и из станции наружу ручьи таких же, нет, немного, может, бодрее, успевших проснуться за время поездки в метро, подъема на эскалаторе". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


*
"Машинист гнал во всю мочь, вагон болтался, колеса бешено, оглушительно колотились о рельсы. Напротив Игоря сидел мужчина с девочкой на коленях. Девочке лет пять-шесть, она тоненькая, миниатюрная, а лицо по-детски пухлощекое". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


Мальчишки гоняли по крышам ручных голубей,
и, глядя на них, мы понимали, что не всё было зря.


Зоя Ященко


"Раскрыла книжку и громко, с выражением, перекрывая грохот колес, стала читать: “Эй, не стойте слишком близко! Я — тигренок, а не киска!” А мужчина смотрел ей в макушку и лицо у него было умиленно-грустное и нежное, словно он вот-вот завсхлипывает, сожмет девочку в объятиях до хруста костей…" ("Один плюс один" Роман Сенчин)


"Разведенный отец везет дочку матери, своей бывшей жене, после отведенного на общение с ребенком дня". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


*
"На пороге две девушки, за ними — худощавый, с лицом прилежного студента-физматовца, высокий парень". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


" Дальше, на углу площади, высокая, полная проститутка в черных мехах медленно гуляет взад и вперед, останавливаясь порой перед грубо озаренной витриной, где подрумяненная восковая дама показывает ночным зевакам свое изумрудное текучее платье, блестящий шелк персиковых чулок. Я люблю видеть, как к этой пожилой, спокойной блуднице подходит, предварительно обогнав ее и дважды обернувшись, немолодой, усатый господин, утром приехавший по делу из Папенбурга. Она неторопливо поведет его в меблированные комнаты, в один из ближних домов, которого днем никак не отыщешь среди остальных, таких же обыкновенных. За входной дверью равнодушный, вежливый привратник сторожит всю ночь в неосвещенных сенях. А наверху, на пятом этаже, такая же равнодушная старуха мудро отопрет свободную комнату, спокойно примет плату". ("Письмо в Россию" Вл.Набоков)


*
"Холодный, злой дождь. Мечется, бьется о стены ветер, он похож на заблудившегося, ослепшего великана; он не знает, куда ему деться, он кружит по улицам, время от времени бросая в окна пригоршни крупных, крепких, будто они и не вода, а камни, капель". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


Вот и мой персонаж так же метался. "Неугомонный Терек там ищет третий берег". (И.Бродский)


"— Ох, что делается, — вздыхает Алла Георгиевна, отрываясь от книги, и ждет, что сейчас капли пробьют стекло, ветер ворвется в кафе". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


"Пусто, тихо в кафе, даже несмотря на яркий свет ламп кажется, что здесь сумрак". ("Один плюс один" Роман Сенчин)

"Из кухни выходит Тайка.


— Никого? — удивляется.


Марина в ответ хмыкнула:


— Нет, полный зал!


— Чего ты всё злишься? — Повариха спрашивает так, словно тоже ищет повод позлиться". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


"За все утро было трое клиентов, — мужички похмелялись. Глотали по сотне граммов “Пшеничной” и убегали. Хороша прибыль…


— Закрооют нас, — будто отзывается на мысли Марины Алла Георгиевна. — Ох, закроют…" ("Один плюс один" Роман Сенчин)


"По окнам похлестывает дождь. Тысячи пулек стучат в стекло. Вот ветер сменился, и капли хлипко замолотили по асфальту". ("Один плюс один" Роман Сенчин)


Да, а этот за окнами всё бесится. Переживает тоже.


*
"Марина гонит красную полоску дальше.


— Ну заче-ем! — повариха очнулась, бросилась к магнитоле. — Это же из фильма про Бонда!..


Марина не дает ей поправить волну. Рассвирепев, Тайка больно отпихивает Марину.


— Э-э, вы еще подеритесь, подеритесь! — встревожилась Алла Георгиевна. — Еще драки нам не хватало!" ("Один плюс один" Роман Сенчин)


*
"Выступали в основном пожилые, молодежь же, особенно те, кому посчастливилось урвать место на сиденьях, даже не интересовалась, отчего шум. Одни доедали мороженое, другие щелкали семечки или шептались между собой; щуплый темноволосый паренек, сын бывших учителей Сазоновых, увлеченно — или делая вид, что увлеченно, чтоб не поднимать глаз, не видеть стоящих стариков, — читал книгу". ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


У меня щас дома скандалы начнутся и розочки глубоко измятые. Елтышевы у меня дома. Дайте в автобусе спокойно проехать. Не читая сатирических статей о Белой Гвардии в "Крокодиле". Я без ваших статей знаю, что мы фашисты.


-Не, ну не то чтоб совсем уж прямым текстом розочки, как у Шаховского. Горе, страдание, постепенная потеря человеческого облика.


*
Бунина называли "Барин без сапог". Он "Окаянные дни" написал после Революции.


*
"В сорок четвертом году Тува присоединилась к Союзу — стала последним приростом СССР; через горы, по извилистому Усинскому тракту, поползли караваны грузовиков; вместо кочевых юрт поднялись благоустроенные дома-многоэтажки, Дома культуры, кинотеатры, задымили заводские трубы". ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


Этот край недвижим. Представляя объем валовой
чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.


И.Бродский


Ночь на дворе. Барская лжа:
После меня хоть потоп.
Что же потом? Хрип горожан
И толкотня в гардероб.


Бал-маскарад. Век-волкодав.
Так затверди ж назубок:
Шапку в рукав, с шапкой в руках —
И да хранит тебя Бог.


О.Э.Мандельштам


*
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей, —
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.


Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей...


Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе;
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе.


Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.


О.Э.Мандельштам
*
Нет, не спрятаться мне от великой муры
За извозчичью спину — Москву,
Я трамвайная вишенка страшной поры
И не знаю, зачем я живу.


Мы с тобою поедем на «А» и на «Б»
Посмотреть, кто скорее умрет,
А она то сжимается, как воробей,
То растет, как воздушный пирог.


И едва успевает грозить из угла —
Ты как хочешь, а я не рискну!
У кого под перчаткой не хватит тепла,
Чтоб объездить всю курву Москву.


О.Э.Мандельштам


А она то сжимается, как воробей,
То растет, как воздушный пирог.


То ли человек хозяин страны, то ли винтик в Конструкции.


"А в девяносто первом обожгла терпимую вроде жизнь цепь погромов и убийств". ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


"Были дни, что по мосту через Енисей проходило по десятку «КамАЗов» с контейнерами. Наталья Сергеевна провожала их, глядя из окон своей трехкомнатной квартиры с видом на реку, на далекие горы, за которыми Красноярский край" ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


"То одно, то другое, словно бы какие-то силы за что-то мстят. И природа, и люди, и земля — все не то, все не так…


Не обошли беды и ее семью". ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


"Во-первых, обворовали в первые же дни, как переехали, — ночью, прямо в ограде, вытащили из «Москвича» аккумулятор, запасное колесо, детали, какие в багажнике были, домкрат, еще по мелочам…" ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


*
-А вот, Бунин писал в "Окаянных днях", Сенчин пока до такой мысли правда не додумался. Смотришь, пишет, на эту толпу митингующих, а они все мышиного цвета. НЕлюди.


Свихивались люди, привыкшие к "воздуху старой России".


-И я - батька Махно? Батька Махно грабил. А я всего-навсего принесла своё "чистое искусство" на семинар, и тем стала нелюдью для социалистов. Вот от этих социалистов, полагающих, что всегда и везде надо говорить и думать только о том, кто какой "класс" и какая у кого зарплата, Бунин и свихнулся.


Сенчин, по крайней мере, переживает, что нищие тени у других теней выпрашивают, что старая интеллигенция на рынки вышла по три рубля пучок укропа торговать. Сенчин полагает, что все силы своего разума и творчества надо употребить для того, чтобы вернуть всё по-старому. Не то чтобы гениальная мысль, но что-то в ней есть, хотя бы понятная. А Рекемчук набил себе руку писать и интриговать в старой стилистике. Рекемчук Богом хочет быть и барином. Рекемчуку потому надо, чтобы все думали только о деньгах, что у Рекемчука связи, а будут и деньги стараниями Сенчина. Рекемчук эти свои возможности влияния и деньги будет распределять. Типа оторвётся. Власть охота почувствовать.

"А оказалось — постоянно начеку нужно быть, спать вполглаза, курятник, летнюю кухню, сараи запирать надежными замками…" ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


"После этих выбросов — черными туманами их здесь называют — даже картофельная ботва словно бы обугливается, не говоря уже о помидорах, огурцах, перце — они только под целлофаном…" ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


*
"А на огород в смысле зарабатывания денег очень рассчитывали". ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


А вот рассчитывали и не рассчитали. Сама природа мстит.


"Много, да, много проблем, неприятностей, бед было за последние годы, но все они тускнеют, все отступают перед одной… Смерть Юры застилает остальное…" ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


*
"Сюда переезжали еще бодрыми, крепкими, планы новой жизни строили, а тут словно в мышеловку попали. Прищелкнуло — и не освободиться, не дернуться, кости переломаны". ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


*
"Узнали деревню, поняли, что совсем это не садово-огородный кооператив, а страшный, жестокий мирок, что не найти им здесь друзей; каждое семейство живет особняком, и чем работящей семья, тем сильнее враждует с окружающими, никого не подпускает к себе, — может, напуганы жуликами, ворами, алкашами, в каждом их подозревают… Да, кто что-то имеет, постоянно живет с чувством страха, что в любой момент (только слабинку дай) запросто лишится этого немногого; дошло до такого: гусей и уток престали на пруд выпускать — вечером и половины из стада можно недосчитаться". ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


Сенчин вот не сам идёт к власти, а ведёт к власти свою партию. А сколько в партии Сенчиных? Я, серьёзно, не знаю: не считала. И что делать тем областям, на которые Сенчиных во власти не хватит?


"Отправляя корову на выпас, дрожишь — вернется она или нет". ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


"Пастух на самом деле никакой ответственности не несет, может и отмахнуться запросто: «Забрела куда-нибудь. Что я, стоглазый, что ли?!»" ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


"И бегай всю ночь по бору, по заброшенным, заросшим колючим осотом полям, зови свою Дочу, а от нее — бывали в Малой Кое такие случаи — лишь кишки да окровавленная шкура тебе остались…" ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


"В позапрошлом году, словно вдобавок к прочему, пришла новость: скоро село вполне может ухнуть под землю". ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


Вот если б вы чудес не творили, была бы аудитория у Шаховского? А теперь х... знает, что делать. Скоро вот под землю всё ухнет.


"Давно всем было известно, что километрах в пятнадцати от Малой Кои еще с дореволюционных времен остались угольные шахты. Почти без всяких наземных сооружений, просто ямы и вокруг кучи незарастающей кустарником и травой глубинной почвы… Старики пугали детишек историями про призраков, что бродят ночами вокруг шахт, а на головах у них горят свечи, и кого поймают живого, утаскивают в холодные, бездонные норы…" ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


"Но в действительности происходит куда страшнее: подземная река нашла шахты и затопила их, стала размывать породу, пробиваясь к реке наземной, Енисею, кратчайшим путем". ("В обратную сторону" Роман Сенчин)


*



Другие статьи в литературном дневнике: