Из статьи В помощь графоману

Елена Ускова-Южная: литературный дневник

https://stihi.ru/2018/03/08/7248 © Олег Каширский
По ссылке много полезных советов! Если Вы не заканчивали литературный институт, то прочтите эти несколько полезных советов.
Чего же следует особенно избегать, ищущему и самосовершенствующемуся, современному автору стихов?


1. Употребления чрезмерного количества личностных местоимений «я, ты мне, его, тебе». Порой мысленно выбросишь их из произведений некоторых авторов и – просто пусто. И смысла – ноль (0).


2. Смысл должен быть во всём. Даже в том, что именно заставило Вас взять в руку перо и пододвинуть к себе лист бумаги. На ней проще зачёркивать. Пример смысловой глупости:"Метель метёт, пургой штормя". Тут можно голову сломать. Так метель это или шторм, или пурга?


Не повторяйте одно и то же слово в стихотворении по нескольку раз. Например, устаревшие варианты местоимения "этот" - "ся", "сю", "сё", "сей", "сия", употребление которых некоторыми авторами демонстрирует их убого-архаичный словарный запас, ведь русский язык, как никакой другой, богат всевозможными словами и их разнообразными сочетаниями.


Избегайте использования слов-паразитов. А их не так уж и мало: как бы, то есть, понимаешь, типа, да, по ходу, только, просто, блин и т.д. Всего же этих просторечий не так уж и мало - более шести десятков.


3. Стихотворения без заглавий - это как "кот в мешке". Читать их абсолютно не хочется – ну, неизвестно о чём они, да и нет никакого настроя, поэтому, - это важно. Не ленитесь их озаглавливать первой строкой из стихотворения, хотя бы для того, чтобы самим потом при прочтении в этих твореньях не запутаться.


4. Ещё более важна последняя строка произведения. Порой именно она и выражает всю сущность написанного, а, иногда, всё что ранее было написано, написано только ради донесения до читателя её смысла. «Запоминается только фраза, сказанная последней» - умная мысль кино-героя Штирлица.


5. Соблюдение ровного ритма и ударности слогов во всех четверостишьях (катренах) создаёт целостность произведения и говорит о качественности произведенной работы. Не стесняйтесь их считать - это гимнастика для ума.


6. Глагольные рифмы. Проблема поэзии. Считается, что современная поэзия должна их избегать, ибо убого рифмовать глаголы, как начинающий школьный графоман. «Даже Пушкин и Лермонтов ими не брезговали!» – поговаривают многие из пристыженных. А популярные песни только на них и построены. Но убого, прежде всего рифмовать: пить – не пить, делать – поделать, стоит-глядит, пошёл-нашёл, сказал-приказал и т.д.. Из рецензий: «Если хочете использовать глагол, то спрягать и рифмовать его нужно правильно, а не как того захотит автор. Стихотворение было написано в рифму, что нередко наблюдается у этого поэта."


Динамика стиха создаётся избирательным применением необычных глаголов, причастий и словообразований, сочетаний красочных прилагательных и наречий. Можно с упоением глупо рифмовать однокоренные существительные: кеды – полукеды, ботинки – полуботинки, полковник - подполковник, форма - платформа, но именно это зеркально отражает интеллектуальную убогость автора. Сюда же отнесём и затёртые рифмы: вновь-кровь-любовь и "школьные": племя-темя-бремя-стремя-вымя.
«Конечно, богатая рифма лучше бедной, новая и оригинальная лучше затрёпанной. Но оценки эти - вне строки, вне стиха - очень относительны. Нередко бывает, что самая бедная глагольная рифма оказывается сильнее (потому что нужнее) богатой и причудливой»(С. Маршак).


Итак вывод прост: рифмуйте красиво и правильно, ориентируясь на своего читателя, на того, который бы хотел всё это прочитать, да так, чтобы выучить наизусть.


7. Не мстите своей учительнице русского языка, избегая все знаки препинания. Не ведите себя как чемпион мира по русскому языку без правил. Знаки препинания - это не только точка в конце предложения. Уважайте своего читателя, который ломает голову над монотонными речитативами-рэпами. Не забывайте, что "вся пунктуация, в итоге, сводится к одному правилу: всё, что можно выкинуть из предложения, выделяется запятыми". В каждом вашем повествовательном предложении обязательно должны быть подлежащее и сказуемое, пусть даже и заменённое на смысловое тире. Подлежащее, оно, не нуждается в уточнении местоимением. Избегайте огромного количества восклицаний (!)- это лишь подчёркивает неуёмно восторженную глупость автора. Также не стоит, располагая к себе читателя, злоупотреблять вопросительными знаками, ведь один глупец может задать столько вопросов, что и сто профессоров не смогут на них ответить. А вообще то быть грамотным в какой-то степени плохо - устаёшь всем мысленно расставлять запятые и исправлять ошибки в предложениях.


8. Знак пресекательный (...) служит для обозначения прерывистого характера речи, незаконченности высказывания или пропуска в тексте. Частые многоточия – основной признак графомании. Мол, читатель мой, додумай всё за меня сам! - А я, – весь такой непредсказуемо загадочный и ты даже не представляешь какой! Часто ли вы видели многоточия в стихах великих поэтов? К подобным знакам-признакам относятся и множественные скобки, ослабляющие восприятие рифмованных словосочетаний.


Составные подчинительные союзы, даже в угоду рифмам, нельзя разделять, используя только их вторую часть. Например: тот что, то что, потому что, при том что, ввиду того что, мало того что, благодаря тому что и т.д. Если от них остаются только "что-что-что", то это свидетельствует об убогости литературного мышления автора.


9. Избегайте большого количества иностранных или профессионально заумных слов, даже в угоду современности, а также не употребляйте слов, значения которых не знаете или не понимаете. Например: поруха (изнасилование), изменённое в проруха; в просак (в промежность); в попыхах (в подштанниках); паскуда (профессия) и т.д. Как там было у классиков? «Волны падали стремительным домкратом». «- А ну-ка сбегай посмотри – нет ли там американских шпионов! - О’кей, сэр!». Ваш строки должны быть удобно читаемыми и простыми в понимании.


10. Поздравлялки, речёвки, частушки - это рифмы на злобу дня ( «утром – в газете, вечером – в куплете») далеки от настоящей поэзии. Их можно отнести, лишь, к тренировочным стихотворным умственным гаммам, да и настоящих поэтов, достигших в этом высокого уровня признания, – практически нет. Другое дело поэты-песенники они же, по совместительству зачастую и композиторы своих рифм. Но они, как бы, стоят особняком, ведь для текста, положенного на музыку, может пригодиться как поэзия И. Бродского, так и бесконечно повторяемые простые словосочетания, так и рэп, и матерные частушки.


Например, песня-вокализ «Тро-ло-ло» - тут и стихов, по сути, никаких не надо. Но уж лучше так, чем мелодично призывать, как талантливые братья Меладзе со своей эротической подпевкой, тихо на пальцах, Стошу Говназада. Время измеряется не только в шагах на пальцах. 100 секунд назад, всё было бы также предсказуемо. Все знают, что в день надо делать минимум 10000 шагов, но мало кто помнит, что 100 из них должны быть назад тихо на пальцах. А вот, о чём натужно громко поёт поэт-певица П. Гагарина: "Небо в глазах, море внутри, ты навсегда мне сохрани". Какая-то песня утопленника, молящего о пощаде, получается. Е. Хрулёва, она же Ваенга, «взятая за основу», курит в сторонке. И т.д., и т.п. К сожаленью, очень часто в современной песне встречается такое явление, когда положили не только на музыку, но и на слова, а про слушателей и говорить нечего. И совсем не стоит удивляться, что современная эстрада, всё последнее десятилетие, полностью завалена стихами поэта-миллиардера М. Гуцериева. Великий российский поэт, ингуш по национальности, тоже иногда ошибается и не замечает как-будто, что его стихотворная строка в прекрасной музыке и песне, исполняемой Т. Гвердцители, звучит двояко. Интересно, а певица сама понимает, о чём так страстно поёт? «Цветная радуга – твои глаза, - мой арентир любви!» Вы представляете себе эти радужные глаза? А тупик эволюции - «Love-парад», с его радужными флагами, - это что, ориентир любви? Кстати, радуг чёрно-белых не бывает.


Но в бредово-любовной попсе, всё же, - первична мелодичная, ритмичная музыка, а бесконечно повторяющийся припев в виде быстро запоминающегося зомби-текста - вторичен и неважен. Так, например, припевочное слово-крик "атас" повторяется, уже давно не молодым Н. Расторгуевым, в одноимённой песне, аж, 32 раза! С ума сойти можно, какая ужасно страшная опасность! Ну предупредил и беги! Что ж ты, бедный, так надрываешься в кустах от страха? Ждёшь когда тебя наконец-то заметят и пристрелят?


Только единицы знают, например, в совершенстве английский язык. Однако, пародируя взрослые чувства, подпевать заморские тексты, не понимая даже их содержания, порой старается каждый второй голосящий подросток. Ну, не стихи же Агнии Барто им распевать! Вот дети и поют на все лады взрослые любовно-социальные драмы, которые им явно не по годам. Нравится мелодия и всё! Фанатеют от подачи песен на сцене. Это поощряется учителями музыки, родителями и даже ТВ-конкурсами. Музыкальными. А текст? Вновь-кровь-любовь! О чём поём? Ну, а вот что поют, в большинстве своём, такие откровенные пьяные взрослые? Правильно, - детские песенки. "Голубой вагон бежит качается, чтоб от наивной детской улыбки стало всем светлей". Если отсутствует детская литература, так чего же удивляться, что дети растут дебилами.

А вот если стихи первичны, то - это уже бардовская песня и тут неважно в авторском, или не в авторском исполнении именно вас так пробрало до самого дна глубины души, что хочется её подпевать. Вот в этом то и заключается песенный парадокс гениальности Визбора, Окуджавы, Высоцкого, Митяева. Жаль только, что как правило, эти песни грустные. Но так уж повелось, что настоящий интеллигент обязательно должен быть ностальгически депрессивным. "Человек - такая сволочь, что всегда найдёт повод, чтобы погрустить"(С. Лукьяненко).


11. Краткость – искра таланта! Многословность длинных поэм, с огромным количеством поверхностно зарифмованных повествовательных глаголов и массой отдалённых смыслов, редко сейчас кто-нибудь взахлёб читает, в угоду стремительной скоротечности и повседневной загруженности отпущенного нам времени. Нет, конечно, существуют исключения, но классическая литература, была рассчитана на другого праздного читателя придворных поэтов. И согласитесь, что "словесный понос", всё же, больше нуждается в туалетной бумаге, чем в писчей. Краткие хокку и сонеты являются поэтическими изысками, отражающими национальную культуру определённого времени, но увлекаться, скорей всего, ими не стоит, хотя попробовать можно.
"Если б вы знали, Как меня бесят хокку! Тихая осень."


12. "Он был настолько редкой тварью, что на ковчег пришёл один". Но это весёлое изречение, скорей всего, исключение из правил. «Нет того урода, который не нашёл бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.» (А.П. Чехов). И ещё: "...поэзия, прости Господи, должна быть глуповата, но сам поэт — не должен быть дурак." (Из письма (май, 1824) А. С. Пушкина к П. А. Вяземскому). Конечно же правы оба великих литературных классика. В современное время, в век интернета и телевидения, большинство людей в мире образованны, в той или иной степени. А раньше? Процентов 20? И до стихов ли им было? И не стоит забывать как изменилась сама русская речь, а вместе с ней и многоликость поэзии со времён этих самых классиков. Конечно же, очень важно для поэта найти своего читателя. Именно того человека, который смог бы разделить его мысли и сподвигнуть на создание новых стихотворений. «...Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.» (А.П. Чехов).


13. Старайтесь больше читать стихи других авторов, сопоставляйте различные манеры их написания, но ни в коем случае не копируйте дословно. Плагиат презираем и наказуем. Попытайтесь создать что-нибудь своё – неповторимое, пусть даже и из ворованных рифм. Ещё великий В. Маяковский поговаривал, что все рифмы были давным-давно украдены до нас. И, по возможности, старайтесь никого не поучать в своих стихотворениях, ибо смешно слышать упорные наставления из уст, например, сильно подуставшего от жизни 20-летнего её прожигателя. Критиковать же всех и вся, тоже, пожалуй, не стоит. Глупость - это не отсутствие ума, - это такой ум. А критика и критиканство - разные вещи.


14. Амбиции. С психиатрической точки зрения, они у всех разные. Впрочем, идиотов видно сразу - все они печатают свои нетленки заглавными буквами, так сказать, кричат о себе "на всю Европу". Однако, у одних поэтов амбиции робкие: я не поэт, заранее заискиваю перед Вами - , мол, не судите строго и этим всё сказано. Мои поэтические потуги,- это лишь "проба пера". "От такой откровенности сразу скуку испытываю — под таковой скромностью, обычно, сокрыты непомерные амбиции" - написал автор стихиры "Верстовой". У других же, - амбиции настолько огромно-грандиозные, что теряется связь с самооценочной действительностью, как у пьяной жены из известного анекдота, вернувшейся поздно ночью с корпоратива: - А я во всех конкурсах участвовала! - Дорогая, а юбка твоя где?


Вот зачастую читаешь славно-позорные резюме на страницах у некоторых доморощенных дипломированных поэтов: награждён медалью Пушкина-Лермонтова-Маяковского-Есенина-ЛяписаТрубецкого и диву даёшься - ну, просто все заслуженно-контуженные герои поэтической войны! А победные стихи - у таких, проплаченных взносами самим себе "Членов писателей чего-то там", - посредственные, графоманские, порой глупые и никчемные. С таким же, но ещё большим успехом, можно просверлить дырку в юбилейном рубле "А.С. Пушкин" и носить его на шее, чтобы уж всем было видно, что поэт Вы на всю голову.


© Олег Каширский



Другие статьи в литературном дневнике: