Как наказывали крестьян в царской России за религи

Тамита: литературный дневник

Как наказывали крестьян в царской России за религиозные преступления – каторга, порка, клеймение.


Если вы думаете, что крестьяне, натрудившись в поле с радостью бежали в церковь в свой выходной день, то это не так. Делали они это принудительно, поскольку в противном случае их ожидало наказание, да не простое административное, выражаясь современным языком, а уголовное с лишением свободы, каторга, порка и клеймение.


Наказания крестьян


Если вдуматься, страшно становится. Одни люди на правах собственности принадлежали другим, как вещь, которой распоряжались по-своему усмотрению: не только продавали, дарили, меняли на породистых собак, но и нещадно пороли и даже клеймили (за богохульство).


Правда клеймило государство перед тем, как сослать на каторгу на 15 лет по 182 статье «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года», а всего было 77 статей за религиозные преступления, к коим относились, помимо богохульства, многие другие религиозные преступления.


Получается, что на рабство накладывалось ещё и гонение за неисполнение религиозных правил. Например, за уклонение от крещения и воспитания детей в православной вере предусматривалось заключение до 2 лет (ст. 198)
Браки с иноверцами были запрещены, иначе ссылка в Сибирь.


За богохульство (хула на церковь) в церкви по статье 182 предусматривалась ссылка на каторгу до 15 лет при этом, прежде человека подвергали телесному наказанию (до 100 плетей) потом клеймили и только после этого его фактически изувеченного отправляли пешим строем на каторгу в кандалах.
Клейма ставили на лице в виде трёх букв «КАТ», буквы ставили по одной на каждую щёку и одну на лоб.


За богохульство не в церкви, а в каком-либо другом публичном месте по статье 182 предусматривалась каторга до 8 лет, перед этим соответственно порка и клеймение.
За непубличное богохульство, например в нетрезвом виде с кем-нибудь в кабаке – тоже каторга. При этом было распространено доносительство и крестьяне частенько попадали за это в монастырские тюрьмы, лет так на 50 или 60, проще сказать там их, замурованных в каменные мешки, просто вычёркивали из жизни.


Колодники в тюремных узилищах имели пожизненную путёвку в монастырские казематы
В ответ на страшилки антисоветчиков о сталинских лагерях, где люди отбывали по 8-10 лет, а то и по 15 лет (между прочим это были преступники по решению суда), рассмотрим монастырские тюрьмы в царской России или так называемые «приюты благочестия», попав в один из которых (помимо своей воли) человек уже практически не имел шансов выбраться, а был обречен на медленный и болезненный, под пытками, уход из жизни. Это была дорога в один конец, оттуда не возвращались.


Без суда и следствия.


Попасть в монастырское узилище было проще простого. Для этого не требовался суд в привычном для современных людей понимании: все решал обычно настоятель или архиерей (чаще по просьбе государевых особ).


В монастырские казематы попадали в основном инакомыслящие, которых именовали сектантами, старообрядцы, а также неугодные, которые «перешли дорогу» или грозному настоятелю или помещику, некоторые по доносу, или просто должники.
Обычно вместе со ссыльным поступала сопроводительная грамота или инструкция, как обращаться с заключённым.


Так, при ссылке в Соловки бывшего тамбовского епископа Игнатия в 1701 году в препроводительной грамоте писалось:
"Посадить его (Игнатия) в Головленкову тюрьму; и быть ему в той тюрьме до кончины живота его неисходно, а пищу давать ему против таковых же подначальных. А чернил, бумаги ему, Ивашке давать отнюдь не велено, и ни от кого ему писем: не принимать и не отдавать, а также и от него ни к кому никаких писем не принимать же и не отдавать, а буде от кого какие письма явятся к нему, Ивашке, или от него, Ивашки, и те письма велено отсылать к Москве в Преображенский приказ".
Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством (к вопросу о веротерпимости). — М.: Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1905. — 31с.


Сложно себе представить весь ужас колодников томившихся в каменных мешках монастырских тюрем, закованных в кандалы. И это при том, что в монастырские тюрьмы они попадали из пыточных застенков, физически искалеченные, они отвозились в Соловки или же в другие "дальние монастыри" и запирались там в сырые, темные, холодные погреба, называемые тюремными кельями.
После чего их вычёркивали из списка живых и о них совершенно забывали.


Тюремный штат монахов


Каждый монастырь содержал свой тюремный штат, состоящий из монахов, руководил которыми настоятель монастыря. Он решал все вопросы, касающиеся жизни и смерти арестантов (сроки пребывания, наказания и разные жизненные вопросы).
Физические наказания были частью содержания еретиков, для чего в монастырях были оборудованы специальные пытошные комнаты, в каждой такой работало по 4 монаха.
Деньги на содержание арестантов, монастырь не выделял, считалось, что кормить еретиков за счет церкви - великий грех. Для сбора денег на содержание арестантов, в храме вывешивалась кружка для подаяний, но она не всегда наполнялась достаточно быстро, поэтому частой причиной смерти в монастырских тюрьмах являлся голод.
Самое тяжкое наказание – земляные ямы. По-другому их называли «земляные тюрьмы», существовали они во многих монастырях, их описание встречается ещё в XI веке. В земляной яме, в порубе, сидел полоцкий князь Всеслав Брячиславич с двумя сыновьями. Сидели они недолго, всего 14 месяцев и были освобождены в 1068 году во время восстания в Киеве.


Но со временем в земляные ямы стали помещать колодников (скованных цепями по рукам и ногам), которые находились там до своей кончины.
Сохранились старинные описания подземных тюрем, согласно им «земляные тюрьмы представляли собою вырытые в земле ямы в три аршина глубины; края у них были обложены кирпичом; крыша состояла из досок, на которые была насыпана земля. В крыше находилось небольшое отверстие, закрываемое дверью, запирающеюся на замок, в которое опускали и поднимали узника, а также подавали ему пищу. Для спанья пол устилался соломою. Для естественной нужды подавались особые судна, которые подымались и очищались раз в сутки. Были ли в этих погребах печи — осталось неизвестно».


Другими словами, это был сырой погреб, в который опускали скованного по рукам и ногам человека, на которого могли напасть крысы, но давать что-либо арестантам для защиты от крыс строго воспрещалось. Караульщики, которые нарушали это правило строго наказывались плетьми.


В такой тюрьме сидела два года Феодосия Соковнина (боярыня Морозова), закованная в цепи (умерла в 1675 году) Посажена она была вместе с сестрой, княгиней Урусовой, но та выдержала только три месяца.
Заключение в подземные монастырские тюрьмы особенно широко практиковалось в XVI и XVIII веках.
В сопроводительных документах, иногда в указах объяснялось, в чем состояла вина или преступление, вызвавшее ссылку, но всё в общих чертах.
Например, князя Ефима Мещерского сослали на Соловки с формулировкой в Указе, «за показанныя от него противности благочестию», послать в Соловецкий монастырь, для содержания до кончины жизни его. Но в чем именно состояли эти "противности благочестию" со стороны опального князя, ни слова не сказано.


Зато подробно расписывалась инструкция по содержанию того или иного колодника, она прилагалась к указу на имя архимандрита:
"а когда оный колодник в Соловецкий монастырь привезен будет, и ты б, богомолец наш, архимандрит (такой-то) с братиею, его, колодника, в Соловецкий монастырь приняли и посадили бы в Короженскую тюрьму вечно и велели держать его там безвыходно, чтоб ОН Колодник, из оной тюрьмы не ушел, и бумаги и чернил ему не давать; и ежели он, колодник, сидя в тюрьме, станет кричать и сказывать "собою наше государево слово и дело, и таких произносимых от него слов не слушать". Или же, например, в таком роде: "И состоять ему, колоднику, в крепкой тюрьме, под смотрением того монастыря архимандрита, а караульным унтер-офицеру и солдатам иметь крепкое и неусыпное над ним, колодником, смотрение и осторожность, чтоб при нем пера, чернил и бумаги отнюдь не было, и чтоб он ни с кем и ни о чем ни в какие разговоры не вступал и ничего бы непристойного не разглашал и не говорил, чего ради к нему не токмо из посторонних никого, но и из монастырской братии и служителей ни в келью, ниже во время слушания литургии и прочего церковного пения, ни для чего не допускать и разговаривать запрещать".
(Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством»)


Заживо погребённые


Келии некоторых колодников не только запирали на замок, но и запечатывали особыми печатями и даже приставляли особый караул.
На этот счёт была особая инструкция для офицеров: «Когда он, колодник, посажен будет в тюрьму, тогда к нему приставить караул, и всегда бы с ружьями было по два человека на часах; один от гвардии, а другой из гарнизонных. Двери б были за замком и за твоею печатью, а у тюрьмы окошко было б малое, где пищу подавать; да и самому тебе в тюрьму к нему не ходить, нежели других кого допускать, и его, колодника, в церковь не допускать. А когда он (колодник) заболит и будет весьма близок к смерти, то по исповеди приобщить его св. тайн в тюрьме, где он содержится, и для того двери отпереть и распечатать, а по причащении, оные двери запереть и запечатать тебе своею печатью и приказать хранить накрепко, как в прежних указах объявлено». Все инструкции, как правило, заканчивались угрозами за неисполнение.


Скованные цепями всю жизнь.


Трудно представить, что крестьяне попадали в монастырские застенки иногда по собственной глупости или по незнанию каких-то правил Священного Писания, которые мужики пытались трактовать по-своему.


Так, крестьянин Калужской губернии помещика Дурново Степан Сергеев был осужден на 25 лет, за крещение себя двуперстным знамением и рассказы нелепостей.
За отступление от православия 29 лет сидел в тюрьме крестьянин Саратовской губернии, Аткарскаго уезда, Егор Афанасьев.


Старообрядцев обычно ожидали более длительные или пожизненные сроки, а иногда наказывали просто за богохульство в адрес церкви.
Например, крестьянин Вятской губернии Семен Шубин сидел в тюрьме 63 года за богохульство на церковь и святые дары. За ересь против церкви крестьянин Антон Дмитриев просидел 65 лет.


Сослать могли, например, за дерзкие и оскорбительные слова в адрес высочайших особ и государственной власти, которые могли быть произнесены в нетрезвом виде. Так крестьянин Ярославской губернии Никитин был сослан пожизненно — "за непреоборимое упорство в своих вредных мнениях о благословенном кресте, духовной песни аллилуйя и других религиозных предметах и дерзкая политические рассуждения".


Российский историк, исследователь церковного раскола, старообрядчества и сектантства Александр Степанович Пругавин (1850-1920) в своей книге , «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством (к вопросу о веротерпимости)», изданной в 1905 году, описал не только условия пребывания заключённых в монастырских тюрьмах, но и описал несколько представителей разных сословий, попавших в казематы.


Поражают сроки и причины, по которым людей вычёркивали из жизни.
Таким образом, сочинения буржуазных либералов о нечеловеческих условиях в сталинских лагерях просто меркнут перед монастырскими казематами.
А ещё эти сочинения не имеют под собой никаких оснований. В лагерях заключённые были по закону осуждены судом за уголовные статьи, не были закованы в цепи, не сидели в земляных ямах, занимались общественно-полезным трудом.


Тех, кто не доносил, тоже наказывали по статье 185 - тюремное заключение до года или арест до 3 месяцев.


Бывало, что крестьяне богохульничали по незнанию, поскольку были неграмотны и не понимали службу на церковнославянском, начинали толковать по-своему. За это полагалось заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
За насмешки над христианством 188 статья предусматривала заключение до года.


За распространение ереси и раскола 210 статья предусматривала каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.


Немного о ересях


Они появились ещё тогда, в IV веке, когда император Константин в 325 году создавал христианство и объявил Иисуса Богом, против чего выступил Арий (250 или 256–336) — ливийский пресвитер и аскет, священник в Баукалисе в Александрии (Египет).


Арий отвергал Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом. Ария осудили, потом в 336 году отравили, его взгляды прозвали ересью – арианством. На Втором Вселенском соборе в 381 году Богом был объявлен Святой Дух, так появилась Троица. Собор утвердил догмат об исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии всех Лиц Троицы — Отца, Сына и Святого Духа.


Нормальному человеку было сложно понять эту запутанность. В результате христологических споров о природе Христа, появились монофизиты, монофелиты, несториане, савеллиане – все они были объявлены еретиками, а церковь дробилась и дробилась на части. К слову сказать РПЦ – халкидониты, если кто не знал, армяне – монофизиты, эфиопы – миафизиты и так далее, между собой эти церкви евхаристически не общаются.


Все эти так называемые ереси существуют и поныне, за прошедшие века придуманный догмат о Троице так и остался не понятным большинству верующих.
«Догмат Троицы неразумен, ни на чём не основан, ни к чему не нужен, и никто в него не верит, а церковь исповедует его» Лев Толстой.


Что касается неграмотных крестьян, то они иногда позволяли себе порассуждать о Троице, но это для них плохо заканчивалось.


Вернёмся к наказаниям


Статья 220 предусматривала ответственность за не привод детей в церковь — духовное внушение и штраф, а за погребение усопшего без отпевания - арест до 3 месяцев, да, и за место на кладбище надо было платить.


За оскорбление святынь статья 223 устанавливала пожизненную каторгу, соответственно перед этим телесные наказания и клеймение.
За насильственные действия против священнослужителей 224 статья предусматривала ссылку в Сибирь и телесные наказания.


Нельзя было портить символы веры, плохо вести себя при богослужении, торговать и развлекаться рядом с церковью, создавать помехи крестному ходу, вторгаться в церковь в непозволительное время, неприлично вести себя при молебне и ещё многие и многие ограничения.


В общем примерно так: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по его воле, бит будет много» (Лк.12:47)
«Рабы, повинуйтесь господам (своим) по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (к Еф. 6:5).


Не буду перечислять все 77 статей наказаний. Теперь вы понимаете под каким гнётом находились крестьяне. Однако, несмотря на суровость Уложения, после Крестьянской реформы 1861 года, началась самая настоящая крестьянская война против церкви: с поджогами домов священников, кровавыми расправами над семьями, о чём свидетельствуют многочисленные жалобы епархиальных архиереев в Священный Синод.
Сейчас церковные историки всё это перевернули и пишут о гонениях на церковь со стороны большевиков.


Ну и конечно с упоением пишут о сталинском Гулаге, чтобы закрыть глаза на чинимые преступления против народа в царском Гулаге.
Происходящее в царском ГУЛАГе до 1917 года не подлежит описанию по причине немыслимой жестокости.


«Я был во всех сахалинских тюрьмах, но никогда не выходил из них до такой степени, буквально, обсыпанный насекомыми, как из тюрьмы при Александровском руднике... Лохмотья одежды, лохмотья подстилок, грязь — всё это кишело насекомыми. Со стен текло. Пол земляной от сырости, от того, что на пол всё выплескивается из стоящей тут же “параши”, превратившейся в грязь. Чтобы пройти к нарам, по узенькому проходу была положена доска, которая хлюпала в грязи, когда на неё наступали. До потолка можно было достать рукой. В таком “номере” лежало на нарах от тридцати до сорока человек. От тридцати до сорока покрытых толстейшим слоем грязи людей. Воздух в камерах был такой, что кружилась голова и подступала тошнота. Это был какой-то смрад, а не воздух.» (В. М. Дорошевич о посещении им тюрьмы Александровского каменноугольного рудника в 1897 г.)


Излюбленной темой антисоветчиков является миф о сталинских лагерях. Согласно ему, вся страна сидела в ГУЛАГе, промышленность была построена заключёнными, война выиграна штрафбатами. Постоянно звучит, что СССР – страна ГУЛАГа, при этом большинство информации выдернуто из художественной антисоветской литературы или публицистики.


Делается это умышленно, для того чтобы скрыть преступления царского режима, конкретно династии Романовых перед русским народом, потому что то, что творилось в Царском ГУЛАГе в течение нескольких столетий не подлежит описанию по причине нечеловеческой жестокости.


Телесные наказания.


Официально публичную порку кожаным кнутом или «торговую казнь» ввёл в 1497 году в Судебнике Иван III. Порка предусматривалась по 9 статьям, в том числе за неподобающее поведение в церкви, оскорбление митрополита.
В Соборном уложении 1649 года вместе с вечным сыском беглых и полным крепостным правом было введено наказание кожаным кнутом по 140 статьям, в том числе и за работу в воскресенье.


Ужесточение наказаний при Петре


Пётр I (1682—1725) в 1691 году ввёл битьё кнутом за нищенство и за выбрасывание рядом с домом нечистот.
В 1691 году Пётр ввёл каторгу – принудительный труд осуждённых, в 1699 г. последовал указ о ссылке приговорённых к запарыванию кнутом на каторгу галерными гребцами на кораблях Азовской флотилии.
Мерой наказания в армии с 1701 года стал прогон сквозь строй с битьём шпицрутенами.


Создание царского ГУЛАГа


23 сентября 1703 года Пётр I предписал начальнику Преображенского приказа розыскных дел князю Ромодановскому:
«несколько тысяч воров приготовить к будущему лету, которых по всем приказам, ратушам и городам собрать по первому пути».
В феврале 1705 года своим указом Пётр I официально создал систему пожизненного принудительного труда заключённых в масштабах всего Царства Русского.


Так началось создание Царского ГУЛАГа:
«вместо смертной казни чинить жестокое наказание, бить кнутом и пятнать новым пятном, вырывать у носа ноздри и ссылать на каторгу в вечную работу... Натирать же пятна порохом многажды накрепко, чтоб они тех пятен ничем не вытравливали и чтоб те пятна были посмерть... И буде такие ссыльные пятнанные люди учнут с каторги бежать и приходить к Москве или куды в городы и уезды, в сёлы и деревни, и таких ссыльных людей, у которых явятся ноздри вырываны, или хотя и весь нос вырезан, или отравлен или которые в лоб запятнаны и порохом натёрты, всяких чинов людям имая проводить в приказы и бурмистрам в земские избы, а из городов тех людей присылать к Москве в Преображенский приказ, а буде кто таких ссыльных, беглых людей и станет у себя укрывать, или, видя их, не поймает и не приведёт и не известит, после про то сыщется… и тем людям за укрывательство… быть в смертной казни без всякой пощады.


«Пятнать пятном» значило клеймить, ставили три клейма на лицо.
К 1706 году в Санкт-Петербург был создан Каторжный двор, заключённые которого работали гребцами, переносили камни и забивали сваи на строительстве.
Особенно жестокие наказания были в воинском уставе Петра I за 1716 год, где наряду с обычными наказаниями (расстрел, повешение) практиковалось изощрённое членовредительство, которое не подлежит описанию в данной статье.
Перед тем как отправить человека в ссылку, его подвергали телесным наказаниям: битьё кнутом, вырывание ноздрей, затем клеймение.


Пытка «вырывание ноздрей» на Руси появилась во времена правления князя Владимира и была описана в «Соборном уложении» — своде законов в 1649 году. Подвергались данной экзекуции замеченные в прелюбодеянии. В те времена ее называли «носы урезаша». При Золотой Орде этой пыткой наказывались те, кто убивал собирателей дани и татаро-монгольских переписчиков. ..Михаил Романов и Алексей Михайлович (его сын) прибегали к вырыванию ноздрей за курение. При Петре 1 так наказывали воров, а Анна Иоановна (его племянница) назначала такую пытку каторжникам. Причем неважно, какого сословия человек. Когда начала править Екатерина 2, этот вид телесного наказания использовали как метку.


Рванье ноздрей во время царствования Петра I особенно часто практиковалось; оно обычно соединялось с торговой казней, клеймением и ссылкой на каторгу. Указ Петра 1705 г. гласил: «колодников, всяких чинов людей, которые в Его Государевых делах, и в татьбах и в разбоях и во всяких воровствах, краже, смертоубийстве и бунтовщиков.... смертию не казнить.... чинить им жестокое наказание и пятнать новым пятном, вырезать у носа ноздри и ссылать на каторгу в вечныя работы» (Тимофеев: „Ист. телесных наказаний в русск. праве", стр. 138-139). В 1724 г.
При Анне Иоанновне (1730-1740) наказывали тоже очень жестоко. Репрессивным органом у неё была Канцелярия тайных и розыскных дел во главе с Андреем Ивановичем Ушаковым. В её застенки можно было попасть не за преступление даже, но за небрежно сказанное слово или жест. Во время пыток люди просто забывали свою личность, число таких людей, не переживших допросы остаётся неизвестным, тех кто выживал, клеймили и отправляли в Сибирь и на Камчатку.


При этой императрице началось создание Нерчинской каторги, первой в 1739 году открылась Зерентуйская каторжная тюрьма в селе Горный Зерентуй в Забайкалье со свинцово-серебряным рудником при ней.
Елизавета Петровна (1741—1761) отменила смертную казнь, заменив её ссылкой осуждённых обоих полов на вечные каторжные работы на государственных предприятиях и рудниках.


Священников освободили от телесных наказаний только в 1766 году, а дворяне были освобождены Жалованной грамотой дворянству Екатерины II в1785году, дворяне в то время составляли по империи около 1% от всего населения.


При Павле I все каторжники были разделены на три разряда по тяжести преступлений и наказаний: первая категория – тяжкие, подлежала отправке в Нерчинск и Екатеринбург для работы в рудниках; вторая категория этапировалась в Иркутск на суконную фабрику; наиболее лёгкая третья отправлялась для работ в крепостях
В 1817 году было отменено вырывание ноздрей.


Устав о ссыльных Николая I в 1822 году разделил каторгу на бессрочную и срочную и установил максимум второй в 20 лет. В 1839 году было отменено заковывание в железо.


«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года предусматривало: «битьё плетьми (максимум -100 ударов), шпицрутенами (прогон сквозь строй из 100-800 солдат с битьём вымоченными в солёной воде ивовыми прутьями с числом ударов до 12.000 раз) и розгами (норма — 50—100 ударов)».


Наказания за богохульство


В Уложении был раздел «О преступлениях против веры, и о нарушении ограждающих оную постановлений» из 77 статей.
Статья 176. Богохульство в православных храмах — отправка на каторгу в рудники на 12–15 лет, лишение всех прав на личную собственность.
Статья 177. Богохульство в публичных местах — отправка на каторгу на завод на 6–8 лет.
Статья 182. Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Статья 187. Печатная и письменная критика христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.


Богохульством считали не только критику Бога, Христа, Богоматери и святых, но также критику церкви, священных текстов, таинств, христианской веры.
Перед отправкой на каторгу пороли и клеймили.


Клеймение как мера телесного наказания было отменено только Александром II в апреле 1864 года, в том же году были запрещены телесные наказания женщин, за исключением ссыльных, но волостные суды всё равно приговаривали их к порке.
Битьё розгами заключённых продолжалось в плоть до 1917 года, военнослужащих, крестьян и детей-подмастерьев пороли до 1904 года.
В 1915 году порку розгами восстановили в воинских частях.


Таким образом, царский ГУЛАГ, основанный Петром I, существовал в Российской империи более двух веков. При этом с 1690 года крестьяне фактически стали рабами, которых можно было покупать, продавать, менять на собак, разлучать семьи, забирать детей.


Насколько надо было ненавидеть народ, чтобы придумать такие законы. На каторгу можно было попасть и за богохульство, и по доносу, и за неуважение к священнику, быть поротым и получить клеймо. Народ нещадно пороли, членовредительствовали, клеймили как скот, немудрено что такое пытаются прикрыть якобы сталинским ГУЛАГом.


Сказы истории. Канал в Дзене.




Монастырское рабовладение на Руси в XV-XIX веках и монастырские тюрьмы


В этой статье будет продолжена тема ростовщичества или по-другому таинства кредитования, следствием которой стало появление огромного количества монастырских рабов (2 миллиона на начало XVIII века)


Практика церковного рабовладения сложилась следующим образом: монархи и феодалы жаловали церкви земли, вместе с ними переходили и крестьяне целыми деревнями, другие попадали в рабство за долги.


Крестьяне в монастырях обязывались платить оброк (налог), отрабатывать барщину (обрабатывать церковные поля), предоставлять по первому требованию работников или охрану для церковных проектов, служивых людей для охраны границ, принимать на себя долги монастыря.
В итоге, они чрезвычайно облагались непосильной работой, зачастую придуманными долгами, выйти из которых им было не под силу.


Из-за беспощадной эксплуатации уже с XIV века начались первые крестьянские восстания, которые происходили едва ли не ежегодно, но жестоко подавлялись.


Кроме практически круглогодичной барщины церковники ввели концлагерную систему. За работой крестьян наблюдали приказчики-монахи с дубинами. Для этого в воспитательных целях применялись: батоги (прутья-трости), кнуты и плети.


Современник Ивана Грозного англичанин Джайлс Флетчер («О русском государстве», СпБ, 1905 г.) и голландец Янсен Стрейс («Три путешествия». М., 1935 г.), приезжавший в Россию в XVII веке, описали в своих произведениях пыточные казни.


Я не могу это процитировать, канал описания пыток не допускает, это действительно изуверские истязания, искусство которых заключалось в том, чтоб не забить сразу и заставить уже получеловека страдать дня два перед смертью.


Фото из открытого доступа
Крестьянина могли заставить работать в кандалах. А уж если человек попадал в монастырскую тюрьму, то в пыточном застенке «провинившихся» подвергали изуверским истязаниям. Так у крестьян выколачивали долги


Например, например настоятель Ново-Спасского монастыря в Москве с целью вымогательства бросал крестьян в монастырскую тюрьму, где
«держал в цепи и железах недель по пяти и боле, и держав бьет плетьми, палками, пинками, смертными побоями, и бив паки... мучит голодною и студеною смертью… А то учнут как сарацины срамно насильничать».


Крестьяне Николаевского-Дудина монастыря (Нижегородский уезд) жаловались, что архимандрит этого монастыря: «Завсегда мужской пол в цепи сажает, железом с угля мучит и плетьми бьет безвинно».


В 1763 году крепостной Курского-Знаменского монастыря подал жалобу на жестокое обращение с ним монастырского приказчика монаха Иакова, который за долги разложил его на шесты, бил плетьми и пробил до руды (крови), потом посыпал снегом, опять бил и посыпал по тем ранам соль.


Тверские крестьяне обратились с жалобой к своему архиерею: «Смилуйся и не предай нас в велие (т.е. в великое) мучение, в смотрении работ монахи - люди немилосердные, свирепые, из выслуги у его преосвященства бьют крестьян большими палками и секут плетьми ударов по 300 и более».


Как вы понимаете от 300 ударов человек не выживал, при этом на казнь приводили семью забиваемого с детьми…
Об этих зверствах можно почитать в уже упомянутой книге Флетчера («О русском государстве», СпБ, 1905 г.)


В.И. Семевский «Крестьяне в царствовании Екатерины II», т. I, СпБ, 1903.


А.А. Новосельский. Роспись крестьянских дворов, находившихся во владении высшего духовенства, монастырей и думных людей, по переписным книгам. «Исторический архив» кн. IV. И.


Энгельман. История крепостного права в России. М., 1900 г.


Простые священники тоже творили беззаконие. Так: «зимой 1738 года священник Евстафий заподозрил крестьянина Кривошея в краже, заковал в кандалы в своём доме и стал пытать. Крестьянин не сознавался. Поп устал, и решил отложить следствие. Напоследок крестьянина зверски выпороли, и привязали во дворе. Крестьянин там и умер.
Святейший Синод, вынес решение: поп не виноват, потому что «бил допрашивая о своём имуществе» кроме того, «вору давно надлежало живота лишится от раскаянья» и «невольное убийство не вменяется в убийство».


(Документы и дела архива Синода. Том 23.)


Монастырские тюрьмы


Эту тему сейчас как-то умело «забыли», красноречиво клевеща на кровожадных большевиков, которые устроили гонение на церковь в 20-30-е годы XX века.


Монастырские тюрьмы – это были - жуткие застенки, куда ссылали пожизненно до XX века включительно. Наиболее известные монастырские тюрьмы находились в Соловецком и Спасо-Евфимьевском монастырях. В первый традиционно ссылали опасных государственных преступников, второй первоначально предназначался для содержания душевнобольных и пребывающих в ереси, но затем в него стали направлять и узников, обвиненных в государственных преступлениях, правда и крестьяне туда тоже попадали.


Самые тяжёлые условия были в Соловецком монастыре, где заключенные помещались в клетушки без окон, в них можно было стоять, согнувшись, или лежать на коротком топчане, поджав ноги. Обычно их замуровывали и они могли провести там до 50 лет, окованные по рукам и ногам и прикованные цепью к стене. Такого человека можно было вычеркнуть из списка живых.


К стыду «святой обители», кроме каменных склепов были ещё жуткие земляные или подземные тюрьмы. Это была вырытая яма глубиной два метра, обложенная по краям кирпичом и покрытая сверху дощатым настилом, на который насыпали землю. В крышке прорубали дыру и закрывали ее дверью, запиравшейся на замок после того, как туда опускали узника или пищу.
Дверь расшивали в тех редких случаях, когда нужно было вытащить умершего заключенного, и вновь забивали, когда несчастного сажали туда, перед этим заковав его в «железо».


Часто заключённые подвергались нападению крыс, давать узникам что-либо для защиты, например, палку строго воспрещалось.
Георгий Фруменков «Узники Соловецкого монастыря»


В остальных монастырях после церковной реформы 1653-1656 годов тоже получили распространение земляные тюрьмы, куда в основном сажали старообрядцев. Два года до смерти в такой яме в Боровском Пафнутьевом монастыре провела боярыня Феодосия Морозова, перед этим она и её сестра княгиня Урусова были подвергнуты жестоким пыткам через «дыбу».


Бунты монастырских крестьян


Монастырская барщина, довела до того, что крестьяне начали просто физически вымирать, некоторые бежали целыми деревнями.


На монахов в XVIII веке работало огромное количество рабов. К началу секуляризации Екатериной II только крепостных душ мужского пола, а под «душой» подразумевался мужчина (остальные были «едоки») в Троице-Сергиевой Лавре было 106501 человек, а общее количество 600000 рабов.
В Киево-Печорской лавре - 55901 к.м.п.(крепостных мужского пола)
В Успенско-Трифоновском монастыре- 28859 к.м.п.
В Александро-Невской лавре - 25664 к.м.п.
В Кирило-Белозерском монастыре - 21590 к.м.п.


Екатерина писала, что «бунтовало 100 тысяч монастырских и церковных крестьян, взявшихся за оружие потому, что они часто терпели тираническое притеснение».


После секуляризации 1764 года 900000 крестьян были переведены в разряд экономических. Часть церковных земель была объявлена государственной собственностью, для управления этими землями было создано Центральное правительственное учреждение – «Коллегия экономии».


Однако впоследствии, при Николае I количество церковных земель опять было увеличено.


Все цифры по имуществу церкви можно посмотреть в статье»


«Большевики не устраивали гонений на Церковь, в 20-30-е годы было несколько Церквей, которые делили между собой храмы» ЗДЕСЬ


В заключение хочу добавить, что когда в годы советской власти на Соловки было сослано духовенство, в основном архиереи, примерно человек 28, по фото можете посчитать, то они там находились не в казематах и не в земляных ямах, а в нормальных условиях. Это были «тихоновцы», которые не признали митрополита Сергия (Страгородского) и откололись от Московского патриархата.


Арестованы и сосланы они были за контрреволюционную деятельность и за связь с Зарубежной церковью. В первом ряду четвёртый справа - епископ Иувеналий, который был отпущен с Соловков в 1928 году и назначен к нам в Рязань архиепископом Рязанским и Шацким. Но он продолжил общение с Антонием (Храповицким) - главой Зарубежной церкви (своим духовным отцом), поэтому в 1936 году был арестован и отправлен в Сиблаг, через год расстрелян.


На Соловках священники, естественно, работали – плели сети, занимались общественно-полезным трудом. Даже написали свою Декларацию против митрополита Сергия (Страгородского), чем спровоцировали «Иосифлянский» и «Викторианский» расколы.


Это были политические преступники, которые пострадали не за Христа, а свои политические взгляды. Ну а в 90-е годы из них сделали священномучеников.


Литература, которую можно почитать по вышеизложенным вопросам


Борисов. А. М. Кризис церковного и монастырского землевладения и хозяйства в 40-60-х г 18 в. История СССР М.1968 № 3
Борисов Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в 16-17 вв.Петр.1966.
Будовиц. И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в 16-17вв. (по житиям святых) М.1966


Е.Фёдоров-Грекулов. Секуляризация церковных имений в России
М.1926.
Пругавина «История монастырских тюрем» М., 1905 г.
Колубан. Инквизиция и православная церковь.М 1926.Зерцалов А.Н.О мятежах в городе Москве.Спб ЧОИДР 1887г.


Платонов С.Ф. Московские волнения 1648 года. Соч.Т-1 Спб 1912 г.Тиссандье.Мученики науки.М.1923


Будовник.И.У.Общественно-политическая мысль в др.Руси(11-14в)М.1960 г.


Вишневский.Е За монастырской стеной.М.1962


Гернет.М.Н.История царской тюрьмы М.1960-62.Т-1 Монастырские тюрьмы
Дмитриев.А.Инквизиция в России.М.1937
Зимин.А.А.Башкин.М. Вольнодумец 16 в.Вопросы истории религии иатеизма.1956
Зимин.А.А. Дело еретика Артёмия.-Вопросы истории религии и атеизма М.1958



Сказы Истории.
Канал в Дзене.




Мы живем в гнилых, вонючих шалашах, питаемся свиным кормом и то не досыта, а одеваемся в лохмотья


Кроме того, церковные служители, священники тащут с бедного крестьянина за похороны большого 7-10 рублей, за венец от 10 до 25 рублей, за молебны само-собою и т. п., требуют плату с живого и мертвого. Спрашивается, где же бедному крестьянину оплатить все, когда он лишь в силах отбыть казенные повинности, а тут пан и священник. Так вот и живешь, все время мучаешься, как несли рабство наши предки и отцы.


(Из Приговора крестьян Рибшевской волости Поречского уезда Смоленской губернии в I Государственную думу от 28 июня 1906 года).


Свиной корм здесь не образное выражение, крестьянам действительно приходилось питаться желудями.


Вышедший в 2000 году сборник документов «Приговоры и наказы крестьян Центральной России. 1905—1907 гг.» (Москва, 2000) стал первым в отечественной и зарубежной историографии фундаментальным изданием собрания уникальных и универсальных по своему содержанию исторических документов — приговоров и наказов крестьян центральной России, посланных ими в 1905-1907 годах на имя царя, Совета министров, Государственной думы.


Изучение таких документов позволяет выявлять и раскрывать политические и экономические условия жизни крестьянства начала XX века.


Рассмотрим некоторые выдержки из прошений крестьян


«Всеподданнейший доклад» крестьян с. Перелоги Суздальского уезда Владимирской губернии Николаю II от 22 апреля 1905 года


Крестьяне села Перелоги откровенно признаются, что так как они живут, жить более нельзя, хотя начальство заявляет, что живут они хорошо, а на самом деле всё не так


«А в чем мы живем и что едим? Живем в гнилых, вонючих шалашах, питаемся свиным кормом и то не досыта, а одеваемся в лохмотья. В нашем распоряжении имеем мы только один надел земли, стоющий нам 10 руб. за десятину каждогодно, да и тот расстрелян в 40 и более местах. Доходом с него мы едва оправдываем подати и на церковь; отдаем все без остатка на жалованье господам и священникам. Кто-кто не пользуется нашими трудами, а подумать о нас никому нет дела, умирай с голоду, никто не пожалеет: “лишь были бы желуди, я от них жирею”. Неблагодарное правительство так доездило нас, как клячу, и стремятся до конца добить нас».


Прошение крестьян Хотебцовской волости Рузского уезда Московской губернии Николаю II от 17 июля 1905 года


В этом письме тоже говорится о малоземелье. Так расхваливаемая реформа 1861 года оставила крестьян без земли и обрекла на полуголодное существование. Крестьяне вынуждены брать землю в аренду за высокую плату.


«Мы страдаем от необразованности. В земских школах мы едва выучиваемся грамоте, а в церковноприходских — и того меньше; для наших детей не доступны ни гимназии, ни сельскохозяйственные училища, не говоря про университеты. У нас недостаточно больниц и медицинского персонала, что тяжело отражается на нашем здоровье, у нас почти нет ветеринарной помощи, отчего страдает и гибнет наш скот. У нас нет образованных священников, а ведь священник должен служить руководителем народа, а теперешние священники по своей необразованности не удовлетворяют нас, да и высокие поборы за исполнение ими треб тяжелы для нас».


“Приговор-наказ” крестьян с. Казакова Арзамасского уезда Нижегородской губернии от 2 ноября 1905 года


В этом наказе крестьяне рассуждают, будет ли польза от избранной Думы, если туда попадут только люди с большим карманом.


Почти во всех наказах крестьяне жалуются на священников, которые занимаются поборами:
«Священники только и живут поборами, берут с нас яйцами, шерстью, коноплями, и норовят, как бы почаще с молебнами походить за деньгами, умер — деньги, берет не сколько дашь, а сколько ему вздумается. А случится год голодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 33 десятины земли, и грех бы было — хлебом-то брать, строй ему дом за свой же счет на последние крохи, не построишь и служить не станет».


Главной просьбой по всех наказах было увеличение земельных наделов. Вокруг крестьянской земли располагались частные владения покосной земли, и крестьяне вынуждены брать эту землю в аренду, которая стоила 80 рублей за десятину, чтобы накосить сена. Леса тоже принадлежали помещикам, поэтому дрова приходилось покупать у лесовладельцев.
Монастыри, имея покосные земли, не обрабатывали их, монахи ходили с иконами по селениям собирали у крестьян продукты, землю отдавали в аренду, при этом монастыри жили без нужды.


Наказ крестьян Шоптовской волости Вельского уезда Смоленской губернии в I Государственную думу от 23 мая 1906 года


«Потом желали бы отменить грабительство со стороны священства, которое в нашем селе очень распространено; а именно: за венчание берут 10-15 руб., за похороны 7 рублей, а если священник поднимает тело, то — 15 рублей, за крестины 1 руб., за молебен простой 30 коп., с акафистом —- 50 коп. Мы крестьяне на сем сходе решили этой платы не давать по силе возможности хозяина. Нас бедных крестьян и так дерут со всех сторон без “Божьих служителей”, которые получают жалованье, пользуются доходом и первейшей землей».


В наказах крестьян сквозит обида, что помещики и монастыри имеют по несколько сот, а то и тысяч десятин земли, леса, луга, хорошую пашню, а крестьяне работают: «без отдыху, до одури на пана или на попа, даже хлебушка вволю не видишь».


1905 г. декабря 20. — Приговор крестьян Торбеевской волости Сычевского уезда Смоленской губернии в Правительствующий Сенат от 20 декабря 1905 года


«Всякие поборы за разные требы, как-то за погребение, венчание и проч., все должны быть отменены и переведены на окладное жалование. Земля от священно-церковно служителей должна быть отобрана в крестьянское пользование».


Почти каждый наказ содержал просьбу урезонить священство и отменить поборы и вымогательства с его стороны
«Мы верим и надеемся, что удовлетворит наши требования только Дума Государственная. Только возлюбленные народом люди выведут Россию из тяжелого положения, избавят ее от бесправия, гнета и насилия полицейского и поповского» - писали крестьяне Спасо-Липецкого сельского общества Духовщинского уезда Смоленской губернии в Трудовую группу Государственной думы


Жалоба на Саровский монастырь


Приговор крестьян с. Близарьева Ардатовского уезда Нижегородской губернии в Совет министров от 8 декабря 1905 года
«Если и есть где вокруг нас много земли, так это во владении соседних монастырей Саровского и Дивеевского. Известно, что Саровский монастырь имеет десятки тысяч прекрасной земли со строевым лесом. Вся земля эта в разные времена пожертвована туда благотворителями. Землю эту монахи своими руками не обрабатывают, а пользуются наемными рабочими из нашей же среды.


По правилам церковным и уставам монастырей иноку не полагается иметь никого имущества: “кто принимает иночество, тот клятвенно обязуется отречься от всего мирского, служить только Христу и спасению ближнего”. Между тем мы собственными глазами видим, что монахи распоряжаются громадными поместьями, копят груды золота и вкушают прекрасную пищу, когда в то же время мы, соседи их, — трудовые люди, — не имеем зачастую и корки хлеба».


Думаю, комментарии здесь излишни, это Россия, которую, по мнению либералов, «мы потеряли».


Сказы Истории/
Канал в Дзене



Другие статьи в литературном дневнике: