Ода органуЯ снова слушала живую классику, на этот раз орган... И передать это чувство безоговорочной сдачи потоку звука, который вторгается в тело, перекладывая его, как по кирпичикам, по атомам, попутно вытряхивая всякий мусор, невозможно словами. Опять же, пожалуй, лишь поэзии это было бы впору, но, видно, еще — или никогда даже — не моей. Я не доросла до таких высот, я только тоненьким росточком тянусь... Причем, помню, что тянусь всю жизнь. Я в раннем детстве просила родителей отдать меня в музыкальную школу. Первой моей мечтой была арфа. Я не знаю, почему, но именно этот инструмент казался воплощением всего прекрасного в мире музыки, просто божественным даром грешной земле. Потом меня манило фортепиано. Много лет я с затаенным дыханием приближалась к этому инструменту, когда случалось добраться, например, в гостях или в школе. Помню один вечер после спектакля в театре, где работал мой папа, и где я ребенком провела много времени, подарил мне встречу с инструментом моей мечты... Он стоял за кулисами, был немного расстроен, но прекрасен. И мне никто не запрещал его трогать! Я брала какие-то аккорды на слух. Сама открыла таинство тональностей, не узнав тогда, как это называется, но поняв закономерность: одну и ту же простую мелодию, найденную так же на слух, можно сыграть на разных клавишах, то есть, на разной высоте... А вот орган... Его я услышала впервые уже довольно взрослой. Разумеется, живым, и я до сих пор уверена, что его бессмысленно слушать в записи: звук должен пройти через все тело насквозь, войти в кровь и в кости... И он так вошел в меня однажды и остался во мне навсегда. Я точно знаю, что случись мне получить то самое музыкальное образование в детстве, я бы однажды все инструменты — да и саму душу — променяла бы на орган... ...хоральная прелюдия BWV639 одна из самых больших тайн в моей жизни. Глубина моей любви к ней невыразима. Она со мной, как оказалось, была еще до рождения, она передалась мне генетически. Мама обожала Тарковского и тот фрагмент, который под Баха, — особенно. Я еще не родилась, но, вероятно, уже бродила где-то рядом. Именно с этим произведением связано было одно из моих самых ясных духовных переживаний, случившееся в студенческие годы. В меня проникло живым огнем это знание всего и сразу, итог постижения Вселенной великим духом в нескольких минутах музыки... Орган был огромен, заходящее солнце проникало сквозь центральную розетку костела и отпечатывало огненный узор витража на полу и на всех сидящих... Музыка и сиюминутность, хрупкость момента и вечность слились в одно и остались для меня маяком, по которому я однажды, может быть, в темноте доберусь до света... © Copyright: Ксения Гильман, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|