С чего начать изучать теорию музыкиПеред тем, как начать изучать теорию музыки, сначала нужно разобраться с самыми маленькими её кирпичиками: звуками. Если говорить просто, то музыка – это вид искусства, в котором с помощью согласованно организованных звуков передаются мысли, чувства и образы слушателям. То есть, по сути нам нужно понять, что такое звуки и как, по каким законам, их нужно организовать, чтобы получить красивую музыку, а не отдельные звуки, которые между собой не сочетаются. Звук – это волновые колебания частиц, распространяющиеся в среде (в газах, жидких и твёрдых телах). Так как мы имеем дело с музыкой, то источником данных волновых колебаний или звуков будут голос, музыкальные инструменты, шумы (частично) и записанные песни. В музыке мы будем иметь дело с 3 свойствами звука: Сегодня мы рассмотрим только первое свойство звука – высоту, а в последующих статьях разберём и два других свойства. Высота – свойство звука, обусловленное его частотой, то есть количеством колебаний в секунду. Чем больше частота (больше колебаний в секунду), тем выше звук. Измеряют высоту звука в герцах (Гц). Для удобства организации звуков по высоте была разработана октавная система. Каждая октава состоит из последовательно организованных 12 звуков, в музыке для них есть специальный термин – полутон. Полутон – это минимальное измерение в музыке, минимальное расстояние между соседними звуками по высоте. Вы можете, сказать, как же так, ведь есть же ноты в октаве и их меньше: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Да, это так (данный звукоряд называют натуральным), однако, если посмотреть на пианино, то данные ноты представлены белыми клавишами, но есть ещё и чёрные клавиши, которые как раз и дают нам возможность разделить октаву на 12 звуков. Современная клавиатура фортепиано устроена так, что каждая клавиша (как белая, так и чёрная) отстоит от следующей на полутон. Например, ноты ре и ми находятся друг от друга на минимальном расстоянии, то есть расстояние между ними составляет полутон. Расстояние между до и ре в 2 раза больше, чем между ре и ми, таким образом, расстояние между до и ре составляет 2 полутона или 1 тон (1 тон = 2 полутона). Для того чтобы нам было удобно перемещаться от той или иной ноты по высоте вверх или вниз, мы имеем следующие знаки альтерации: То есть, если мы хотим повысить ноту до на полутон, то мы получаем до#, если ноту ля, то – ля#. Если хотим уменьшить ноту ре на полутон, то получаем реb, если ноту соль – сольb. При этом есть два важных момента, которые нужно запомнить: Таким образом, каждая октава состоит из следующих полутонов, которые следуют друг за другом: до, до# (и одновременно реb), ми, фа, фа# (и одновременно сольb), соль, соль# (и одновременно ляb), ля, ля# (и одновременно сиb), си. После си следует до, но уже другой октавы. Основные октавы на фортепиано, которые нужно запомнить: 08.11.23. © Copyright: Наталья Лин Мо, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|