С чего начать изучать теорию музыки

Наталья Лин Мо: литературный дневник

Перед тем, как начать изучать теорию музыки, сначала нужно разобраться с самыми маленькими её кирпичиками: звуками.


Если говорить просто, то музыка – это вид искусства, в котором с помощью согласованно организованных звуков передаются мысли, чувства и образы слушателям. То есть, по сути нам нужно понять, что такое звуки и как, по каким законам, их нужно организовать, чтобы получить красивую музыку, а не отдельные звуки, которые между собой не сочетаются.


Звук – это волновые колебания частиц, распространяющиеся в среде (в газах, жидких и твёрдых телах). Так как мы имеем дело с музыкой, то источником данных волновых колебаний или звуков будут голос, музыкальные инструменты, шумы (частично) и записанные песни.


В музыке мы будем иметь дело с 3 свойствами звука:
1. Высота;
2. Длительность;
3. Громкость.


Сегодня мы рассмотрим только первое свойство звука – высоту, а в последующих статьях разберём и два других свойства.


Высота – свойство звука, обусловленное его частотой, то есть количеством колебаний в секунду. Чем больше частота (больше колебаний в секунду), тем выше звук. Измеряют высоту звука в герцах (Гц).


Для удобства организации звуков по высоте была разработана октавная система. Каждая октава состоит из последовательно организованных 12 звуков, в музыке для них есть специальный термин – полутон. Полутон – это минимальное измерение в музыке, минимальное расстояние между соседними звуками по высоте.


Вы можете, сказать, как же так, ведь есть же ноты в октаве и их меньше: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Да, это так (данный звукоряд называют натуральным), однако, если посмотреть на пианино, то данные ноты представлены белыми клавишами, но есть ещё и чёрные клавиши, которые как раз и дают нам возможность разделить октаву на 12 звуков.


Современная клавиатура фортепиано устроена так, что каждая клавиша (как белая, так и чёрная) отстоит от следующей на полутон. Например, ноты ре и ми находятся друг от друга на минимальном расстоянии, то есть расстояние между ними составляет полутон. Расстояние между до и ре в 2 раза больше, чем между ре и ми, таким образом, расстояние между до и ре составляет 2 полутона или 1 тон (1 тон = 2 полутона).


Для того чтобы нам было удобно перемещаться от той или иной ноты по высоте вверх или вниз, мы имеем следующие знаки альтерации:
· Диез (#), который повышает ноту на полутон;
· Бемоль (b), который понижает ноту на полутон;
· Бекар, который отменяет диез и бемоль.


То есть, если мы хотим повысить ноту до на полутон, то мы получаем до#, если ноту ля, то – ля#. Если хотим уменьшить ноту ре на полутон, то получаем реb, если ноту соль – сольb.


При этом есть два важных момента, которые нужно запомнить:
· Если двигаться по клавишам, то можно видеть, что до# и реb соответствуют одной и той же клавише, это нормально, потому что они звучат одинаково, то есть по высоте они равны. В научной литературе это явление называют энгармонизмом, то есть до# и реb энгармонически равны;
· На клавиатуре мы когда мы хотим прибавить полутон к ми и си, то мы попадаем на фа и до, это наглядно видно на клавиатуре фортепиано; если мы хотим отложить полутон вниз от до и фа, то мы получаем си и ми.


Таким образом, каждая октава состоит из следующих полутонов, которые следуют друг за другом: до, до# (и одновременно реb), ми, фа, фа# (и одновременно сольb), соль, соль# (и одновременно ляb), ля, ля# (и одновременно сиb), си. После си следует до, но уже другой октавы.


Основные октавы на фортепиано, которые нужно запомнить:
1. Субконтроктава;
2. Контроктава;
3. Большая октава;
4. Малая октава;
5. Первая октава;
6. Вторая октава;
7. Третья октава;
8. Четвёртая октава;
9. Пятая октава.


08.11.23.



Другие статьи в литературном дневнике: