Книжная выставка в Париже март 2012

Александра Крючкова: литературный дневник

Мы приехали в Париж где-то в полдень (летели через Цюрих, где трое благополучно потерялись и добрались до гостиницы уже позже и поездом), оставался час до расселения в гостинице, я оставила вещи на ресепшн и поехала на остров Сите, чтобы не терять времени зря. Официальное открытие выставки назначено на следующий день – 15.03.2012 вечером.

Я не была в Париже 12 лет. На о.Сите находится Нотр Дам – любимый собор моей французской бабушки (она была католичкой и жила в Париже). Медленно шла по собору и внезапно к своему удивлению обнаружила на одной из стен слева православную икону Божьей Матери. К ней была прикреплена табличка, где говорилось о том, что эта икона – подарок патриарха Алексия II Нотр Даму, преподнесённый им во время визита в Париж осенью 2007 года. Поставила ей свечку и попросила о своём – о девичьем.


Потом пешком побрела по набережной в сторону Лувра. Там, на набережной, как у нас на Старом Арбате, расположены маленькие палатки с «историческими» и прочими книжками, и картины. У пирамиды на внутренней площади Лувра незнакомец попросил меня сфотографировать его, и я радостно согласилась, потому что сама в ответ попросила его сфотографировать меня – я, когда одна брожу, не очень люблю к людям приставать с подобной просьбой – фотографирую сама просто то, что вижу.


Прошла через Сад Тюильри к Египетской колонне на Площади Согласия, светило солнце, и было достаточно жарко. По ходу движения провела фотосессию одной чёрной птице на ветке с набухшими почками на фоне голубого неба. Птице, я думаю, понравилось, по крайней мере, позировала она с удовольствием.


Потом я шла по Елисейским полям, где каштаны ещё, конечно, не цвели, но уже готовились, и фотографировала Эйфелеву Башню. Она была как в тумане – приглушённо светло-серого цвета на фоне чёрных ветвей деревьев, тёмно-серой реки и фонарей на мосту. Странные фотки – вокруг зеленеет трава, солнце, а эти кадры – будто не в Париже, а в Лондоне – туман и всё серо-чёрное. Очень красиво и необычно.


На мосту Александра III обнаружила статую девочки, слушающую морскую раковину. Какая-то женщина на французском подошла ко мне, спросила: «Не ты кольцо потеряла?» Смотрю – обручальное. «Нет, говорю…» Она пробормотала: «Возможно, это – мой шанс». Предложила мне его ещё раз, но я отрицательно покачала головой, и она пошла дальше. Я перешла Сену, и у Дома Инвалидов нашла ту самую улицу, на которой жила моя бабушка, – Rue de Grenelle. Прошла её всю до конца в сторону центра. Длинная такая улица, и много-много на ней разных посольств.
Через бульвар С.Жермен вышла на С.Мишель и дошла до Люксембургского Сада, но на этот раз мне там было не очень уютно – думала, цветы посажены, но оказалось, только травка зеленеет. Стало холодать. На обратном пути к Сите (замыкая круг) сфотографировала Сорбонну, Пантеон и какие-то развалины прямо на улице. В глаза бросилось название одного из отелей: «Dacia». На Сите зашла в метро уже в 19.40. Подумала: не доехать ли до Barbe, чтобы подняться в Сакре Кёр? Но от проделанного марш-броска мои ножки выступили категорически против, и я послушно вернулась в отель.


Как выяснилось, расселяли «наших» чуть ли не 3,5 часа, поэтому хорошо, что я не стала ждать и погуляла по городу.


15.03.2012 мы свободны до 17.00, потому что на монтаж стенда (хотя наш стенд монтировать не нужно – он маленький, стандартный – только книжки выложить на стол и на стеллаж) отправились организаторы. Я решила поехать в Сакре Кёр. Монмартр расположен на другом конце города. Ко мне присоединились ещё две девушки из группы. В метро заметили плакаты с рекламой выставки, её эмблема – белый голубь, вылетающий из раскрытой белой книги. Очень красиво. Сфотографировались у плаката.


Доехали до Монмартра (вернее, до метро Barbe`) – я там жила, когда была в Париже 12 лет назад. Поднялись к собору. У меня получилось сфотографировать белый самолёт, пролетающий прямо над белоснежным Сакре Кёр на фоне голубого безоблачного неба. Ещё там на лестнице, которая очень длинная, стоят две живые статуи, которые предлагают всем с ними сфотографироваться – похоже на одну из центральных улиц в Барселоне, там тоже много аналогичных персонажей.


Зашли в собор. Мне лично Нотр Дам нравится больше. Что меня поразило – обилие православных греческих (копий византийских) икон в католической церковной лавке. Я не равнодушна именно к этим иконам, поэтому сразу обратила на них внимание.


На обратном пути мы договорились встретиться в кафе недалеко от метро Пигаль, чтобы поехать в отель вместе, и пока девушки гуляли по магазинам, я прошла через Плас Пигаль к мельнице (Мулин Руж), потому что в прошлый раз я так и не побывала на самой эротической улице Парижа, но, скажу честно, меня больше впечатлили православные иконы в католическом соборе, чем эта улица.


К 17.00 собираемся все у входа в Павильон 1. Пока стоим-ждём, смотрю на семью из трёх человек – родители и дочка приблизительно моего возраста. На женщине – магический знак трикветр. На дочке – топазы, как и на мне – горловая чакра. Знакомимся. Женщина произносит: «Индиго…» Дочка: «Все индиго чувствуют друг друга за версту». Дочку зовут Леной. Знакомимся. Лена говорит мне: «Хочу жить в Париже!»


Приходим на стенд. У меня с собой книжек нет, вернее, по 1-му из тех моих авторских 10 экземпляров, которые я хранила до последнего – 1 книжка «М.А.А.», «Крик в Безответное», «Книга Знаний» (3-я часть Иной Реальности) и 10 СД дисков, где я читаю стихи. Ставлю книжки на полку на стеллаж, предупреждаю, что отдавать никому их не следует, потому что я собираюсь обратно забрать их в Москву. Все остальные выкладывают свои книжки (привезли по 20 штук) на стол и планируют их продавать.


Официальное открытие, как я поняла, началось уже где-то в 19.00 или даже в 19.30, я его не дождалась, потому что у нас была запланирована экскурсия от Оперы по ночному Парижу и кораблик по Сене. Но несколько человек из группы остались и сказали потом, что очень красиво всё было организовано, и они не жалели, что не поехали со всеми нами на экскурсию.


На наш стенд пришёл глава российского культурного центра в Париже. Пофотографировались, обменялись визитками, он пригласил нас всех на его стенд Е80 (у нас был Z66), сказал, что будет конкурс Москва-Париж, и что мы в один из дней будем на его стенде читать стихи.


Мы все разбрелись и до 19.00 гуляем по огромному павильону.


На выставке 3 русских стенда – наш, росс.культ.центра и Кафе Москва. Последний – самый огромный и крутой до невозможности, находится почти по центру и является эпицентром всех российских мероприятий. В этом году Москва – приглашённый почётный гость выставки.


Брожу между стендами. Голова кружится. Вдруг вижу ажиотаж и толпу, папарацци, ТВ, охранники и свита. Подхожу ближе, говорят, что это – министр культуры Франции. Фотографирую его. Он подходит к Кафе Москва, ему кто-то из русских дарит огромную красную книгу про Москву, рассказывает о стенде. Министр вежливо листает книги на демонстрационных прилавках. Я думаю: какая жаль, что у меня нет книг и только СД диски. Иду вслед за министром, натыкаюсь на Лену в топазах. Она говорит: «Это же – шанс!!!» У меня ничего с собой – только на стенде. Ещё несколько минут хожу за толпой. Потом иду на стенд, беру стихи и пытаюсь найти процессию. Нахожу. Вежливо распихиваю охранников и папарацци, подхожу к министру, легонько пальцами по его плечу: «Господин Министр!» – произношу по-английски. Он оборачивается. Я на английском представляюсь и протягиваю свой подарок. Все фоткают. Он говорит: «Спасибо», я ухожу. Собственно, это был такой вызов самой себе: «Слабо?»


Лена в топазах подходит: «Подарила?» «Ага…»


На стенде к моей «Книге Знаний» подходит одна из «наших» поэтов. Спрашивает: «Это – Вы автор???» Я киваю: «А что?» Она восторженно рассказывает, как была в Союзе Писателей и видела там эту книгу, пока ждала кого-то, читала отрывками и в восторге. «Надо же, как нас Бог свёл!» Я спрашиваю: «А как Вас зовут?» Она отвечает: «Анжела…»


Вечером едем к Гран Опера, там нас сажают в автобус с весёлым приколистом экскурсоводом. Нас провозят по вечернему Парижу, почти всё, что показали – я прошла пешком. У Железной Леди мы переходим на кораблик, где по-русски нет перевода экскурсии, поэтому я слушаю по-английски и по-итальянски. Красиво, но грустно. А Нотр Дам ночью с Сены выглядит как-то устрашающе, как замок с привидениями.


16.03.2012 приходим с утра на выставку. Один из руководителей нашей делегации – Иванов-Таганский – говорит, что надо ехать в последний русский книжный магазин в Париже, чтобы подарить туда наши книги. Мне дарить нечего. Я думаю, что лучше походить по выставке. Ко мне подходит Авет Тавризов (поэт и сценарист), просит пройтись с ним вдвоём. По дороге читает мне стихи и рассказывает про сценарий, по которому в Америке будут снимать крутые люди крутой фильм про «тот сентябрь». Подходим к каждому издательству. Все говорят одно и то же: «Присылайте тексты на французском». А что касается прозы, то они предпочитают общаться напрямую с российскими издательствами. Мы идём с Аветом обедать в выставочную кафешку. Он интересный человек и всё время называет меня «Деточка». Мне рассказали про него, что он очень категорично и свысока смотрит на женщин поэтесс.


Потом большинство уезжает в русский магазин. Я остаюсь и ещё несколько наших. К нам на стенд приезжает с ТВ Виктор Ерофеев. Я протягиваю ему СД со стихами и представляюсь: «Александра Крючкова». Он спрашивает: «Это ВЫ едете в Милан?» Киваю. Ему про меня рассказали в Риполе. Мы на стенде рядом, он просит меня показать оператору мои книжки, потом я подписываю их ему, нас фотографируют, фотографируют, а потом он говорит мне: «До встречи в Милане, Саша!» и уходит. А.Г. и М.З. посматривают на меня странным взглядом. А.Г. предлагает почитать его книжку (проза). Рядом вижу книжку М.З. с эйфелевой башней. Думаю, надо будет прочитать, пока я на выставке.


Наши возвращаются из магазина. Довольные. Оставили свой след.


Я захожу на стенд министерства культуры Армении, беру координаты всех их издательств. Говорят, что на русском не очень раскупают литературу, если и будут, то надо переводить. Потом иду на стенд Швейцарии. Говорим по-итальянски. Объясняю, что перевела стихи на итальянский. Мне говорят, что в Швейцарии есть только одно издательство, которое издаёт стихи. Но на итальянском – нет, потому что хоть и является итальянский одним из 3х языков Швейцарии, но не издают на нём книжки – мало кто покупает. Но меня всё-таки направляют к директору того самого издательства, который занимается стихами. Говорят, что он издавал весь наш Серебряный Век. Подхожу, обмениваемся координатами. Просит прислать ему стихи.


Захожу на стенд Канады. Мне выдают перечень всех их издательств с координатами.
Захожу на стенд Бельгии, та же ерунда. Говорят, что издатели будут 19.03.2012, что именно 19.03 – день издателей, а на простых посетителей. А мы 19-го улетаем.


И всем нужно на французском, а у меня нет на французском ничего.
После вчерашнего променада болят копытца… Уже после 18-ти приходится идти в первый попавшийся магазин и покупать балетки.


17.03.2012 с утра идём на выставку. К нам приходят с Е80 и говорят срочно посетить их стенд, потому что там какая-то ну очень важная презентация. У нас же на стенде почти никого нет. Я иду с одной девушкой-поэтом, которую все зовут «Орбакайте», поскольку есть в них некое очевидное сходство. Приходим… И переводчица предлагает нам познакомиться с поэтом, организатором Пушкинских чтений в Михайловском, который сейчас проведёт презентацию на Е80.


Я оборачиваюсь и ба!!! Какая встреча – вижу Сашу. Он, естественно, меня сразу тоже узнал. Мы фотографируемся. «Какими судьбами?» А он – почти «автостопом по Европам» и вот добрался до Парижа. Мы познакомились у Ларисы Кузьминской, он периодически туда приходил читать стихи. Пишет он совсем не как я, больше юмора и стиль совсем другой. Он провёл свою презентацию, прорекламировал Фонд «Светоч», почитал всласть свои стихи. Ну когда ещё вот так почитаешь в Париже? Переводчица-ведущая спросила, нет ли у нас с «Кристиной» вопросов. Я сказала, что вопросов нет, поскольку лично знакома с автором, и попросила, поскольку я имею непосредственное отношение к «Светочу», прочитать свой стишок. И ура! мне разрешили!


Я всласть прочитала «Да! Я посмела!», в микрофон и стоя, Сашка смотрел на меня с восторгом снизу вверх, сидя, а «Кристина» фотографировала.
Потом мы с Сашей ещё много раз пересекались. Он сказал: «Молодчина, так и надо! Используй каждую возможность! Неизвестно же, как, когда и где это откликнется…»


Мы вернулись на Z66. Поскольку очень мало нас в этот день было на стенде, то пришлось расписать – кто с какого часа по какой час «дежурит» на стенде. Я хотела с 14 до 16, но вспомнила, что как раз в это время на Кафе Москва будет презентация поэзии, там какой-то ну очень крутой поэт будет выступать. Ещё одна женщина поэт – Зинаида решила пойти со мной в Кафе Москва. А до 14 я была на стенде, прочитав А.Г. и М.З. И как ни странно, неожиданно, но мне понравилось. Потом я стала смотреть книжки со стихами. Все, которые были на стенде. И пролистав, выборочно зачитывая стихи, всех, я взяла последнюю – книгу Анжелы. Открыла и… Анжела стояла рядом.


Я её позвала: «Подари мне свою книжку?» Она даже удивилась: «Конечно, пожалуйста». Я сказала, что мне очень нравятся её стихи. Возможно, она даже мне не поверила. Вообще, она очень такая стеснительная. И я как-то не ожидала, что у неё такие потрясающие произведения.

Потом мы "случайно" встретимся с ней в ЦДЛ 21.03.2012 на церемонии "Поэт года" 2011. Она, как и я, попадёт в шорт-лист. Сначала нас "столкнут" в раздевалке - до. А потом - в фойе после, и обменяемся впечатлениями. Она будет расстроена, а мне будет даже смешно. Я попытаюсь её как-то утешить. Как, впрочем, и себя. И тогда я подведу её к плакату "Поэт года 2011", который будет где-то посередине на лестнице, и попрошу её дочь нас сфотографировать под этим плакатом, и шепну ей на ухо: "Анжела, дорогая, всё равно мы - лучшие, мы с тобой - поэты года..." Но это будет потом...


А сейчас, в Париже, я пошла на стенд Казахстана (с нами рядом – Грузия и Казахстан). Но там никакого интереса предложенное мной не вызвало.


И вот мы с Зинаидой (поэт и прозаик) оказываемся на презентации крутого поэта в Кафе Москва. Садимся рядом. Он начинает читать. Сидим несколько минут молча. Потом начинаем переглядываться. Зинаида шепчет мне на ухо: «Это – точно поэт???» Я встаю и иду к сотрудникам стенда, переспрашиваю: программу не изменили? это – поэт? «Да, два часа отведены поэзии. И это – ну очень крутой поэт». Возвращаюсь и сообщаю инфу Зинаиде. Мы пытаемся ещё высидеть и въехать в то, что он читает, но вскоре встаём и уходим.
«Ну как тебе?» - спрашивает она.
«Нет слов…»


Мы с Зинаидой обмениваемся разными мистическими историями. И приходим к выводу, что всё – воля Господня. Пошлёт он тебя в нужное время в нужное место в нужные руки нужных людей – и будет тебе счастье. Не пошлёт – и хоть лоб об стену разбей вдребезги – ничего не выйдет.


Зинаида дарит мне свою книгу «Вибрации Света». Я обещаю прочитать – у неё хороши стихи, правда. Я не читала ещё, но она когда сама читала потом, мне понравилось. Зинаида останется в Париже и будет с бардами встречать 21-го Всемирный День Поэзии где-то тут.


С 16.00 до 18.00 заступаю на пост дежурного по стенду.


Подходят в основном русскоговорящие или изучающие русский, или переводчики, жаждущие денег за перевод неважно какой литературы. Наши продают книжки за 10 тугриков. Кто-то книжки дарит.


Лена в топазах подходит ко мне и говорит: ну хоть бы руководство сказало, чтобы наши тут прямо и читали стихи на стенде (она сама не пишет ничего – привезла маму, которая пишет стихи, сама Лена просто хочет жить в Париже), чтобы привлекать публику. Потом Лена смотрит на меня и просит: «Прочти чего-нибудь, а? Смотри, тут даже стул есть…» Вокруг, собственно, никого. Я смеюсь, вспоминая, что у меня с собой – стих «Во мне 1м и 58см», очень уместный для чтения с табуретки. Забираюсь на стул. Громко читаю, но без микрофона мне кажется, что звук умирает сразу же в пустоте. Ленка весёлая, фоткает меня. Подходит её папа, ему нравится, он тоже фоткает. Потом он скажет, что я очень громко читала – слышно было хорошо и без микрофона. Подходят несколько наших и, видимо, поражены моей дерзостью. Лена просит почитать ещё. У меня с собой всего около 7 стихов в распечатке, остальное было в тех 2 книжках «МАА» и «Крик в Безответное», которые благополучно перекочевали к В.Ерофееву.


Периодически подходит Саша, делится впечатлениями. Вместе выходим втроём с Леной и с ним на улицу попить кофе – подышать дымным воздухом. В Париже идёт дождь, погода испортилась.


В 18.00 как раз подгребают все те, кого не было до этого весь день. Я говорю всем «пока» и ухожу, потому что уже голова не очень в себе. Иду в отель, потом еду на о.Сите, в то время, как все наши идут в ресторан на коллективный ужин (о чём сообщили на стенде уже после того, как я ушла).


Вернее, я выхожу на метро С.Мишель и пешком иду к Нотр Даму (там прямо через мост – и уже Нотр Дам виден справа). Моросит дождик. Прохладно. Стою на мосту и льётся стих «Париж-Москва».


http://www.stihi.ru/2012/03/20/5878


Подхожу к Нотр Даму – говорят, что он закрыт сейчас для посетителей, потому что там какой-то концерт. «Символично» - думаю я, и медленно иду к набережной, дописывая последние строчки стиха в свой мобильник. Поворачиваю налево, никого. Темнота. Тишина. Мне надо дойти до конца дома, повернуть ещё раз налево и зайти в метро на станции «Сите», чтобы поехать обратно в отель. По дороге меня обгоняет какой-то МЧ и что-то говорит по-французски, типа «Как дела?» Я говорю ему на французском «Всё хорошо, но я не говорю по-французски». Мы переходим на английский. Он спрашивает меня, как я здесь оказалась. Я рассказываю ему про выставку. Он спрашивает: «Так ты – поэт?» «Ага!» – радостно киваю я. Он просит меня что-нибудь прочитать. Я достаю моб.тел. и читаю свежеиспечённый. Он смеётся. Провожает меня до метро. Целует в щёку.


Возвращаюсь в отель. Несколько наших сидят у ресепшна, смотрят в ноутбуках почту и обмениваются впечатлениями. Я присоединяюсь, рассказываю про стиш. Зинаида просит меня прочитать. Читаю. Потом сказочница из Питера (пишет сказки, где герои – вязаные пальчиковые игрушки – она сама же их и вяжет, и ещё у неё пятеро детей…) разрешает мне посмотреть мою почту. Смотрю, но ничего никто не пишет – сплошные спамы… Иду спать.


18.03.2012. С утра с 10 до 12 у нас презентация (мы читаем или рассказываем о себе по 5 мин.) в конференц-зале выставки, который находится прямо с нашим стендом. А с 13 до 15 у нас презентация (всё то же) на Е80. Я по списку читаю 17-ая. Всего нас около 25-28 человек. Открывает презентацию Иванов-Таганский, потом все остальные. Очень холодно. Я сижу в пальто и мёрзну. Выхожу, читаю «Во мне 1м и 58см», «В Этом Городе», «Стреляйте!» и вчерашний экспромт «Париж-Москва». Сажусь. За мной выходит Дарин (впервые вижу, но говорят, он очень крут и известен), произносит едкую фразу, которую я восприняла, как наезд – типа «Париж-Москва» – это домашняя заготовка, а не экспромт, а потом что-то много говорит о себе и читает. В этот момент ко мне подходит местная женщина-фотограф, она говорит по-русски. «Я хочу сделать с Вами потом интервью, возьмите мою визитку. Вы мне напомнили Ахматову почему-то…» Потом ко мне подсаживается неизвестный мужчина не из нашей делегации. Он говорит: «Александра, вот моя визитка. Я писатель, но здесь – инкогнито. Я давно ТАКОГО не слышал. Если захотите, можем пообщаться потом в Москве…Вы потрясающе читали…» И уходит.


Все прочитать не успели, потому что начали позже на полчаса. Я ухожу из зала. Ко мне подходит Иванов-Таганский. Берёт меня за руку, пронзает взглядом и произносит: «Молодец! Только торопилась чуть-чуть…»


Мы возвращаемся на наш стенд. Ко мне подходит Пшеничный (тоже очень какой-то крутой, его песни поют на радио Шансон и другие какие-то очень крутые люди). Он произносит: «Саша, если вдруг захотите почитать, а будет некому, позвоните – я Вас с удовольствием послушаю! Можно, я Вам книжку свою подарю?» Киваю, подписывает, дарит. Я ему дарю СД с тем, как читаю стихи. Потом подходит одна из сказочниц Наталья. Мы с ней вместе снимались в фильме СП «Новые имена в современной литературе», говорит, что когда я читала 1м и 58см, то прямо вся Вселенная во мне вибрировала и на них устремлялась. Потом подошла ещё одна женщина – по её сказкам мультики снимают, зовут её Наталья Осипова. Говорит: «Саш, ты понимаешь, кто ты? Ты же на голову выше!!! Послушай, тебе надо найти срочно спонсора! Ну ведь должны же существовать такие богатые люди, которые не только на… но и в культуру деньги могут вложить, а?!!»
Я улыбаюсь…(по поводу спонсоров…)


В 13.00 мы уже на Е80. Туда же приходит Сашка. По очереди выступаем. Здесь я уже читаю сразу после Дарина, который очень много говорит о себе, а потом читает что-то. Я читаю: «Это – Любовь!», «Да! Я посмела!», «Поцелуй меня в губы» и ничего не говорю о себе. Читаю с улыбкой на лице – кайф ловлю от чтения. Смотрю, как в публике, собравшейся у стенда, на меня внимательно смотрит Авет, который, как мне тогда рассказали, смотрит на женщин-поэтесс свысока… Сажусь. Сашка подмигивает: «Отлично!» Рядом Зинаида спрашивает на ухо: «Жива?» Это она к тому, что когда я читаю, я вся вибрирую, она это чувствует. Там, в конференц-зале я читала очень тяжёлые стихи, а здесь, наоборот. Потом ко мне подсаживается фотограф, та самая, которая в конференц-зале нас фотографировала. Она живёт во Франции. Она смотрит на меня и говорит шёпотом: «Александра… Я ВИЖУ, понимаете?» Улыбаюсь, киваю. Она снова: «Мой фотоаппарат научил меня ВИДЕТЬ… Вы…как Ахматова… Если у Вас сейчас какие-то … ну… не те, ну… плохие, нехорошие мысли в голове, Вы не надо, не делайте этого, всё будет хорошо, ладно?»


Когда всё заканчивается, ко мне подходит Дарин: «Очень хорошо… Просто очень хорошо…»


Мы возвращаемся на стенд. Ко мне подходит Авет: «Молодчина! Отлично! <…> И так и надо… Пусть все говорят, а ты просто выходи и читай! Ты извини, что я тебя «деточкой» называю, ну это – по возрасту вроде. Вот тебе моя книжка и визитка. Будет есть нечего – приходи, накормлю… Только в след.раз никогда не говори «это – экспромт» – люди этого не любят…»
Авет протягивает свою книгу, которая называется «Зона».


Подходит какой-то ещё один человек, он фотографировал нас тоже. Говорит, что его сын очень известный человек (уже не помню, кто) за рубежом, а он живёт здесь, ещё он рассказывал что-то про Марину Цветаеву и спросил, не общаюсь ли я с музеем Цветаевой в Москве. Я подарила ему свой СД со стихами. Он обещал мне прислать фотки.


Ко мне подходит Лена в топазах. «Можно я куплю у тебя СД? Ты потрясающе читаешь. Вообще, я к стихам равнодушна, но твои стихи…» Мы идём пить кофе.
Потом Лена говорит: «Слушай… Тут такое дело… Я познакомилась с французским писателем, он приходил к нам на стенд, и … пригласил меня сегодня вечером на свидание… я боюсь…»


«Ты же сказала 2 дня назад, что хочешь жить в Париже?»


«Ну.. мне страшно… и я по-французски – ноль, и по-английски – хреново…»
Я помогаю ей писать ему смс-ки. В результате мы договариваемся пойти на свидание вместе – я, она, он и его какой-нибудь друг. В 19.00 они яко бы должны забрать нас из гостиницы и показать Париж.


А пока на стенде сказочница из Питера во всю продаёт свои пальчиковые вязанные игрушки, сказки и даже какие-то вяленые шарфики. Подходит какой-то странный француз, который буквально несколько часов стоит у стенда, разговаривает с Наташей-сказочницей на ломаном английском.


Вечером мы встречаемся с Леной в топазах у ресепшн. Она говорит, что он написал, чтобы мы приехали к Гран Опера. Едем. Мне прикольно. Лена вся дрожит. Стоим на ступеньках. Лена произносит: «Вот классно – они нас сейчас в Оперу сводят!!» Да-да, думаю, сводят, как же…


Её любовь появляется из-за угла. Друга он, конечно, и не думал приводить, поэтому мы едем в С.Жермен в какое-то кафе. Сидим – пьём всяко-разное и пытаемся разговаривать. Ну, понятно, я перевожу. И думаю, хорошо бы уже смыться отсюда. Он сразу берёт быка за рога и задаёт прямые вопросы о Ленином видении будущего. Поскольку её ответы совпадают с его ожиданиями, всё замечательно. Далее он рассказывает о себе, мы беседуем о Путине, о поэзии, о наличии русскоязычных школ в Париже, и т.д.



Отлично, думаю, к сентябрю Лена уже будет жить в Париже… Это – пример молниеносного исполнения заказа Высшими Силами. Два дня – и ты живёшь в Париже… А у кого-то годы и всё одно и то же…


Поняв, что моя миссия исчерпана, я прошу довести меня до ближайшего метро. Мы прощаемся. Я еду вместо отеля на мою любимую С.Мишель, сажусь в кафешку, пью кофе и пишу свой 2-ой «парижский» стих – «Невозвращение». Расплачиваюсь за кофе, иду через мостик на Сите, подхожу к Нотр Даму, который, конечно же, закрыт. Возвращаюсь к метро и обратно в отель…


http://www.stihi.ru/2012/03/20/5763


19.03.2012. С утра некоторые из нас собрались на выставку, куда мне тоже очень хотелось попасть, потому что именно этот день – для профессионалов и издателей. Но нас по приглашениям не пускают – только по бейджикам. Бейджиков у нас нет, а те, у кого они есть, гуляют по Парижу. Вход в этот день – 30 евро. Денег уже ни у кого из нас нет. Я разворачиваюсь и еду в центр города – просто пройтись ещё раз. Идёт дождь.


В 14 часов автобус в аэропорт (мы опять летим через Цюрих и будем в Москве утром 20-го). В автобусе, когда мы уже собрались, Олеся произносит: «Давайте устроим перекличку!»


И тут же мы начинаем прикалываться (стресс закончился) – Мышонков кричит откуда-то сзади (я – в первом ряду справа): «Пушкин!» Далее все по очереди представляются кем-то из поэтов-классиков, громко и радостно выкрикивая их имена. Я смеюсь и кричу: «Ахматова!» Кто-то сзади переспрашивает: «Где там Ахматова?», а сидящий рядом со мной Олег встаёт и произносит: «Да здесь Ахматова, здесь...»



Другие статьи в литературном дневнике: