Школа потребителейВзгляды властей и общества на образование, его задачи и успехи довольно серьезно различаются. Об этом свидетельствует исследование, опубликованное с разрешения ученого совета РАН и подготовленное учеными Института социологии РАН (Краснодарского отделения) – профессором Айтечем Хагуровым и Олегом Осипенко. Учитывая серьезность поставленной задачи, ученые сделали все (включая и охват территорий, и количество вопросов анкет), чтобы выборка получилась репрезентативной. Тем интереснее узнать о результатах опросов. Преподавание испокон веку на Руси считалось делом "служения". В идеологи служения заложен принцип формирования личности, в идеологии сервиса – принцип развития отдельных функций. Чтобы наглядно показать, как срабатывает идеология сервиса в школе, авторы привели ряд данных социологических опросов школьников США за 2010–2012 годы. Там 93% школьниц любимым занятием называют шопинг, 63% учащихся колледжа главным смыслом своей жизни видят "зарабатывание большого количества денег". А 42% студентов Вашингтонского колледжа написали, что считают самым важным для себя "хорошо выглядеть" и т.д. Служению каким-то более высоким целям готовы посвятить себя менее 6–8% студентов. Между тем, замечают авторы исследования, здоровое общество опирается на принцип объединения людей и служения высоким целям и идеалам. Когда же провозглашаются цели приземленные, сводимые к индивидуальному благополучию и эгоизму, то общество непременно столкнется в будущем с разного рода девиациями. Со временем эти проблемы, уверяют нас авторы исследований, будут нарастать, изменения приобретут устойчивый характер, превращаясь в системные дисфункции, дающие позднее сбой всей системы управления образованием, а в итоге и государством. Именно это и наблюдается сегодня в РФ. Таков главный вывод исследования. Более конкретно данные опросов свидетельствуют, что введение нормативно-подушевого финансирования оставило ситуацию в образовании без изменения. Отказ от энциклопедической составляющей образования привел к узости кругозора учащихся и пропаже интереса к учебе. ЕГЭ, по мнению большинства учителей, ухудшил ситуацию с преподаванием всех предметов. Само образование в настоящий момент испытывает упадок. Остается напомнить, что в 2008 году анкетирование, проведенное этими же исследователями, дало в большинстве ответ, что образование в РФ испытывает подъем. Прошло всего-то пять лет… Наталья Савицкая © Copyright: Краснов Аа, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|