***

Юрий Киприянов: литературный дневник

Постоянно идущие к нам со всех сторон потоки информации формируют и наш взгляд на мир, и отношение к нему, и те средства воздействия на окружающее пространство, которыми нам хочется преобразить мир, приспособив его под свои нужды. Наше сознание отбирает из бесчисленных потоков …наиболее интересные для нас, близкие нам по духу, природе. У каждого человека своё индивидуальное понимание, знание, ощущение, представление о науке, искусстве, вопросах морали и нравственности. О политике, экономике, общественном производстве, человеческих взаимоотношениях.
И всё, что делает человек, совершает он в соответствии со своими взглядами, привычками, мировоззрением. И все поступки окрашены в сугубо индивидуальные, только ему присущие краски и тона.
Создавая, рождая стихотворение, человек, пишущий стихи опирается на свой духовный опыт и сформировавшиеся взгляды на мир. Из потоков информации он выуживает именно то, что его особенно привлекает в жизни, кажется основополагающим, главным.
Кого-то привлекают глобальные процессы космического масштаба, кто-то любит нюансы окружающего ближайшего мира, мира природы, городской среды, человеческих взаимоотношений, кто-то погружён в историю и там ищет «начала» и «концы» мира. И каждый находит свои, неповторимые, свежие средства, формы, возможности для создания того образа, того психологического пространства, той конфигурации и пропорций, чтобы передать свое глубоко личное отношение к окружающему миру, среде обитания, существования. Если, конечно, человек является истинным художником, а не занятым игрой, забавляющимся от скуки индивидом.
Итогом труда поэта является некая целостная социально-психологическая субстанция, стихотворение. В нём есть содержание: идея, которая скрывается за деталями или в деталях, эмоционально-эстетическая составляющая, отражающая степень духовного накала личности, мелодии и звуки всего стихотворного строя, через которые передаются эмоции, а также есть стилевые особенности и индивидуальный почерк человека. Всё эти элементы влияют на процесс и итог создания формы вещи. Она становится узнаваемой (кто писал!), обретает свой стиль, ритм и мелодию, что проявляется и выражается в той или иной расстановке и сочетании звуков, пауз, темпов. И в готовом произведении мы как бы видим силуэты мира, его черты, особенности, «краски», их сочетания, динамику, у нас создается представление о нём. Перед внутренним взором предстает некая картина, пространство, обладающее единством, стилем, эмоциональной энергией и обаянием.
И лишь при наличии этих условий можно говорить о процессе общения, взаимодействия с настоящим произведением искусства. С новым, интересным взглядом, неким небольшим открытием мира, его законов, свойств. Это интересно и полезно для человека! Он видит, ощущает, воспринимает, начинает задумываться. Он наслаждается, обретает новую степень свободы, выходит на некий простор! И тут и могут прийти к нему вдруг и новые мысли, идеи, неясные, в дымке ещё, замыслы. А ведь предтечей, причиной этого явилось содержание стихотворного произведения, повлиявшего и на память, и на эмоции и чувства человека, и на его способность к логическому мышлению. Стихи (да и другие произведения искусства и литературы) собственно и существуют для этого: разбудить творческое мышление, совесть и разум! И таким образом, идеи, в скрытом, свёрнутом виде, опосредованно, входят в сознание человека. Обосновываются в нём, пытаются (чаще всего небезуспешно) овладеть им, ядром его личности. Так, чтобы он захотел им следовать! Сила обаяния настоящих стихов бесспорна, благотворна, целебна, полезна, общественно полезна! Это – море, нет, не море, это – корабль в бушующем море жизни, отважно и упрямо движущийся к заветной высокой и благородной цели!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.12.2018. ***
  • 03.12.2018. ***