Есть над чем задуматься

Два Паскаля: литературный дневник


21 декабря было жутковато смотреть на главную страницу. Косяком шли следующие заглавия и тексты (здесь приводим короткие цитаты из некоторых):

Сталин с нами? (Звягинуш Крася Цы)
Сегодня Сталин не в почете... (Артемов)
Сталин. Блаженная матрона (Станислав Субботин)
Сталин. Русский вождь (Людмила Искакова)

Разрушили всё, что отцы создавали.
Детей, стариков гексогеном взрывали,
Вы скажете: быдлу не надо морали...
На каждого нелюдя будет вам Сталин.

Товарищу Сталину (Света Харина)
Стань, как Сталин! (Александр Васильевич Симонов)

И возмущённо сетует народ:
«Когда ж в тоннеле мы увидим свет?
Известно, рыба с головы гниёт…
Жаль, Сталина на вас, мерзавцев, нет!»


Сталин и стая (Александр Васильевич Симонов)


У подножия монумента,
Где на мраморе имя «Сталин»,
Безнаказанностью момента
Упивалась шакалья стая.


Сталин. Сын Иосифа (Станислав Субботин)
(автору оскорбительного антисталинского стихотворения)

Без Него я никто, из фашистского жрал бы корыта,
Без Него и сейчас я не видел бы светлого дня...
Чем Его убивать, он давно уже подло убитый,
Вы - живого, живого убейте, убейте меня!


Нам не хватает Вас (Юрнест Алин)

Нам не хватает Вас, товарищ Сталин!
Врагом захвачен властный механизм,
Народ же русский предан, обезглавлен,
В наш быт силком внедрен капитализм.


Сталин. Парады Сталина (Станислав Субботин)
Национальный лидер Сталин! (Евгений Гусаченко)


Нет, товарищ Сталин, не понять
Шавкам, что кусают постамент,
Что тебя у нас им не отнять,
Вечен ты! А их потуги – тлен


и т. д.



Ей-богу, страшно читать.
Как поэзия это всё абсолютно беспомощно.


С одной стороны, понятно желание обиженных государством - в который уже раз – немолодых людей высказаться. Бог им судья. В страшное время живём.
Хотелось бы верить, что тоска по Сталину – это тоска по стабильности, по времени юности и молодости.


Но, с другой стороны, откуда столько ненависти и агрессии ко всему, что «не Сталин»? Ведь минуло столько лет. Очевидно, под определение «шавок, кусающих постамент», подпадают и те учёные, которые пытаются с цифрами и фактами в руках анализировать соответствующий период истории – и делать при этом неутешительные выводы? И потомки людей, погибших в годы репрессий?


Когда-то Пушкин писал о том, как крепостные Троекурова задирали нос перед крепостными Дубровского. И те и другие за своих бар и кровушку готовы были пролить.
Отчего-то именно это вспоминается.




С точки зрения психологии, подобные эмоции (имеются в виду эмоции, выраженные в этих стихах) рождены обидой – точнее, неумением эту обиду простить. Обижаться можно на соседа (машину не там поставил), на маму (конфетку не дала), на любимую женщину (не так поглядела), на государство (не то делает), на начальника (зарплата мала) и т. д.
Обижаться можно на весь мир, не оценивший меня, эдакого умного и принципиального. А поскольку на мир обижаться трудно, можно выбрать что-то конкретное – как японцы куклу для битья. В нашем случае куклы живые – так интереснее.
Но известно: чем дольше человек носит в себе обиду, тем хуже его физическое самочувствие. Распалённая ненависть сжигает человека изнутри.
От чего зависит умение прощать? От глубины нанесённой обидой раны? Безусловно. Но в гораздо большей степени от уровня духовной зрелости человека.




Противоположная точка зрения на Главной в роковой день была представлена реже. Хотя гораздо убедительнее в поэтическом плане:


Имя России - Сталин... к юбилею вурдалака (Андреевский Александр)


Имя России – Сталин? –
Дико, нелепо, горько!
Как же мы низко пали,
Падать ещё нам сколько?


Лида Луткова
Сонет 655
Моя благословенная страна,
Недолго же гордились мы тобою!
Наложницей, покорною рабою
Ты стонешь под пятой говоруна


Крепка неодолимая стена
Между дворцом и нищею избою,
Где твой народ, подверженный разбою,
По горло сыт деяньем пахана


На щит из праха поднят сатана…
Убийца, чья безмерная вина
Не подлежит сомненью, – горд собою


Победно ус топорща над губою,
Пугает вновь народ щекой рябою
И эхом слова грозного «война»






В общем, поневоле напрашивается вывод о том, что многие из нас являются носителями мифологического сознания (все функции мифа «подчинены фактически одной - социально-практической, отвечающей за организацию целостности и единства коллектива через самоидентификацию индивида с социальной общностью, с государством, с природой с тотемом, с историческими событиями, ради осознания себя частью единого живого целого организма…» А. Мишучков, кандидат философских наук).


Сколько лет прошло, а мы - увы - не меняемся.


В стихах примерно те же тенденции, что и в тридцатые годы:


***
...Тут поднялся на резвы ноги
Сильный могучий молодец,
Богатырь Иосиф свет Виссарионович,
Стал по палатам похаживать,
Стал он кудри свои поглаживать,
И усы свои позакручивать,
Стал он трубочку покуривать.
(Новина Марфы Крюковой «Слава Сталину будет вечная», 1937).


Обратите внимание: 37й! год самых жестоких репрессий.


***
Кому ты Сталин поверил
Невинных людей посадил
В лесах и на реках Сибири
Россию ты загубил"
(Фольклор ГУЛАГа)


Тут другой распространённый мотив: Сталин ничего не знал о злодеяниях.


А это стихотворение Мандельштама звучит так остросовременно, что кажется написанным сегодня и про нас.
Читается совершенно по-новому.


* * *
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.


А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:


Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - то малина
И широкая грудь осетина.
Ноябрь 1933




Есть над чем задуматься.




Другие статьи в литературном дневнике: