Прогнило что-то в датском королевстве
"Прогнило что-то в датском королевстве" - эта мысль не оставляет, когда читаешь нижеследующее. И - надежда: коль кто-то ещё это всё понимает, - есть шанс...
(ссылка ниже)
"Все последние годы наше ТВ мало чем так живо интересуется, как судьбами известных артистов театра и кино. И когда они на пике славы. И когда по воле случая оказываются на дне жизни. И по окончании жизни.
По окончании жизни — особенно. Тогда для телевизионных грифов типа Андрея Малахова и Глеба Пьяных наступает самый сладостный момент: они набрасываются на знатного покойника и со смаком обгладывают, обсасывают и пережёвывают все перипетии его частной жизни, все его несчастья, беды и болезни.
Так они обстоятельно разобрались с личной жизнью Андрея Миронова, Нины Сазоновой, Натальи Гундаревой, Инны Ульяновой и других народных любимцев.
Для самых прославленных лицедеев на Первом заведён специальный заупокойный формат. Называется «Последние 24 часа из жизни…». Это «похороны» по высшему разряду. Это знак особого уважения. Символ общественно-государственного признания. Как место на Новодевичьем кладбище.
Схема такая: прохронометрированный по часам и минутам последний день жизни великого артиста — что новогодняя ёлка, на неё навешиваются все сколько-нибудь важные события и обстоятельства его жития.
Траурным церемониймейстером здесь работает Леонид Якубович.
Вообще-то, он шоумен. Его амплуа — «благородный отец».
Якубович — самый презентабельный «благородный отец» на нашем ТВ. Многолетнее стояние у колеса Фортуны на «Поле чудес» тому порука. В узнаваемом тембре его голоса — то, что надо для такого случая: чинность, благолепие и теплота.
Проблема в том, что и «теплота» с «благолепием», поставленные на конвейер, довольно быстро улетучиваются, испаряются. А тиражированная «чинность» со временем становится застывшей позой.
Сам же Леонид Аркадьевич Якубович воспринимается как форменный и фирменный знак почтения. Благожелательное воспоминание о талантливом артисте никогда не бывает лишним и совершенно напрасным. Есть, однако, побочное противопоказание. В славословии, каким бы оно ни было искренним и заслуженным, индивидуальность предмета поклонения неизбежно стирается, нивелируется и таким образом усредняется.
Все герои цикла «Последние 24 часа из жизни...» — артисты «замечательные», «выдающиеся» и «блистательные». Все они самоотверженно отдавались работе, надрывали жилы, изнашивали сердца, и жизнь их обрывалась внезапно.
В таком изложении биографий поди отличи Андрея Миронова от Юрия Никулина и Виталия Соломина от Евгения Евстигнеева. Вроде автор и старается оттенить неповторимость своих героев, а цели достигает как раз обратной: равняет их.
Конечно, когда речь идёт о ритуальных услугах, то куда денешься от трафаретов и клише. Но там, у гроба, в траурных залах и церквах, хотя бы публика с каждым новым усопшим обновляется. А на телевидении она одна и та же.
И перед её глазами одно и то же: кадры с фрагментами из спектаклей и фильмов с участием артиста, синхроны с воспоминаниями его родных, друзей и коллег-друзей.
Плюс философская задумчивость Леонида Якубовича, его соображения о бренности человеческой жизни вообще и о той тяжкой участи, что выпадает на долю фанатично преданного делу Мастера.
От общих мест, склеивающихся в какую-то вязкую, тягучую патоку словоизлияний, нападает на тебя морок, сбросить который можно только посредством пульта, если хватает сил дотянуться до него и нажать на нужную клавишу.
…
По случаю юбилея покойного Владимира Ивашова ТВ ознакомило зрителей с деталями его частной жизни, рассказав про муки ревности артиста, про его романы, про романы его жены, про драму его невостребованности и, разумеется, про обстоятельства его безвременной кончины.
Наконец, не упустили возможности сказать хоть несколько слов о последующих замужествах его вдовы Светланы Светличной, которую широкая публика помнит главным образом по эпизоду из «Брильянтовой руки» с сакраментальным воплем отчаяния «Не виноватая я!».
…
Сегодня небольшие артисты мечтают о карьере не столько в кино и на сцене, сколько в телевизоре.
Телеведущий — это не просто хороший и устойчивый заработок для артиста, это эксклюзивная возможность стать известным одной только своей известностью. Как Андрей Малахов и Ксения Собчак. То есть быть всем, оставаясь ничем и никем".
http://www.chaskor.ru/article/sudba_artista_v_rossii_11319
И ведь народ глядит во все глаза, привыкает, очень многие думают: раз это по центральному каналу, значит, это так и надо…
Другие статьи в литературном дневнике: