***

Тома Мин: литературный дневник

Часть перваяКонец XIV века.
группа народных умельцев,
несмотря на протесты


односельчан, готовится к полёту Ефима на воздушном шаре
. Шар взлетает


с колокольни,
но воздух из него выходит,
и Ефим разбивается.


Скоморох (1400)


три монаха
покидают
Троице-Сергиевую лавру
и направляются


в Москву, но ливень
заставляет остановится,


чтобы переждать непогоду:
Даниил, Кирилл и Андрей Рублёв


остаются под крышей большого хлева,
где даёт свое "представление"


бродячий языческий скоморох.
Он тоже промок,


но в своих прибаутках -
частушках -шутках


он насмехается
над монахами.


Во время отдыха скомороха
его задерживают, избивают, увозят


подъехавшие княжеские дружинники,
а монахи продолжают свой длинный


и долгий путь
в Москву.


Феофан Грек (1405)


В Москве Кирилл знакомится с иконописцем-мирянином
Феофаном Греком — богобоязненным


в своих взглядах, но разочарованным в людях, который
зовёт Кирилла в помощники
для росписи


дворцового
Благовещенского собора.


Кирилл принимает предложение, но просит,
чтобы Феофан лично позвал его в присутствии Андрея Рублёва.


И вот в Андроников монастырь к монахам
прибывает посыльный от Феофана,


но неожиданно
вместо приглашения Кирилла

предлагает работу Андрею.
Кирилл, обвинив в лицемерии


других монахов, в порыве злости и зависти,
поругавшись с настоятелем,
уходит из монастыря.


Страсти по Андрею (1406)
Прогуливаясь в московском лесу
со своим учеником Фомой, Андрей


Рублёв встречает Феофана Грека
и вступает с ним в спор о человечестве


и тяготах жизни.
При этом Андрей мысленно


воспроизводит
перед своим внутренним взором,


в своём времени и окружающей его обстановке,
события Страстей Христовых и Распятия Христа.


Праздник (1408)


Вместе с наставником Даниилом
Рублёв разбивает палатку на берегу реки.


Андрей с Фомой, собирая дрова, слышат странные звуки. Андрей идёт на эти звуки и видит,
как в глухой деревне отмечают языческий праздник — ночь под Ивана Купалу.
Это праздник плоти:
обнажённые юноши и девушки на глазах у художника


купаются в реке. Одна из купальщиц пытается соблазнить Андрея, вызвав трепет в душе монаха.


На следующее утро Даниил, понимая, что произошло ночью,
после


недолгих расспросов
говорит Андрею: «Твой грех. Твоя совесть.


Твои молитвы». И тут они снова становятся свидетелями жестокого нападения княжеских дружинников на язычников.


Страшный суд (1408)


Подчинённое Великому княжеству Московскому Владимирское княжество. Во Владимире Андрей Рублёв возглавляет работу по украшению храма московского и владимирского великого князя Василия Дмитриевича.


Андрей наотрез отказывается писать жестокую сцену Страшного суда, так как не хочет запугивать страшными изображениями неграмотных простых прихожан.


Данила приказывает читать выдержки из Библии о необходимости строгости к женщинам.
Тем временем
артель резчиков


решает украсить собор в Звенигороде,
великий князь приказывает своим дружинникам
догнать ремесленников и ослепить.


Андрей поражён известием об ослеплении артельщиков.
Однако, увидев укрывшуюся в храме от дождя и ещё более напуганную девочку


наивную местную блаженную дурочку, он решается
вместо суда написать на стенах храма праздник.


Дурочка успокаивается и идёт за Андреем.
Часть вторая


Набег (1408)


Великое княжество Московское уже двенадцать лет не выплачивает положенную дань в Золотую Орду. Войско золотоордынского полководца темника Едигея совершает карательный поход на Москву. Взяв в помощники подмосковную дружину, а во главе её — «малого князя» Юрия Дмитриевича, затаившего зависть и желание мести «великому» брату,



татарский хан («царевич» ТалычФотина) идёт с отрядом в набег на Владимир (в действительности


набег состоялся в 1411 году). Разрушив посад, воины заходят во Владимирский кремль, срывают золото с куполов храма, разбив двери, врываются вовнутрь, жестоко убивают и пытают укрывшихся там людей.


Иконы
Рублёва


гибнут под сапогами татар и русских.
увидев, как один пытается надругаться над блаженной Дурочкой,


Андрей, убивает насильника топором. Пытаясь спастись, погибает Фома. В живых остаются только Андрей и Дурочка.
Пережив очередные ужасы


Андрей Рублёв разочаровывается в людях и решает больше не заниматься иконописью. Ему чудится уже покойный Феофан Грек,
которому он исповедуется в грехе


убийства единоверца и который,
тем не менее, уговаривает Андрея не бросать творчество.



Во искупление своего страшного греха Андрей принимает обет молчания.


Молчание (1412)


Андрей Рублёв живет в Андроникове монастыре и соблюдает свой обет молчания, а Данила, по слухам, ушёл на север. При монастыре живет и подросшая блаженная Дурочка.


Сюда же, после многолетних тяжких скитаний, снова решил вернуться и больной Кирилл, умоляя игумена принять его в обитель.


Тот вроде бы соглашается,
но налагает страшную


епитимью — 15 раз
переписать


Священное писание.
Заезжий татарский отряд забавляется с монастырскими собаками,
бросая им лошадиное мясо, и голодная Дурочка тайком пытается украсть кусок. Один татарский воин подшучивает над Дурочкой и разрешает ей съесть конину.
Дурочке нравятся блестящие красивые
татарские доспехи и шлемы,


и татарин начинает соблазнять Дурочку шлемом и посулами взять её своей восьмой «русской женой».
Андрей понимает, что татары хотят увезти Дурочку с собой,


и пытается отнять её у них, но она не может уже отказаться и плюёт на Андрея.
Он молчит, не смея нарушить свой обет. Татары увозят Дурочку с собой, и Андрей, понимая, что, возможно, её обманут, чтобы позабавиться, жалеет её и в то же время переживает тяжкие минуты неблагодарности от той, которой он спас жизнь. В это время подходит оставшийся в монастыре Кирилл и пытается утешить Андрея.


Колокол (1423)


«Троица» Андрея Рублёва


Московский и владимирский
великий князь Василий


даёт указание
отлить новый колокол для звонницы храма


в разрушенном Суздале. Невозможно
отыскать хотя бы кого-то


из колокольных мастеров. Единственный, кого им удалось найти, — это Бориска, сын одного из мастеров-литейщиков.


По словам юноши, отец перед смертью
поведал ему «секрет колокольной меди».


Князь поручить неопытному парнишке
отливку


огромного колокола. Бориска,


понимая всю ответственность
возглавляет работу артели


... и вот Сложнейший заказ князя выполнен,
и в установленный срок колокол поднят на временную звонницу и проходит испытание. Бориска в слезах признаётся, что отец не передал ему никаких секретов.
Андрей Рублёв, ставший свидетелем


испытания колокола, наконец нарушает свой обет молчания и успокаивает юношу: «Вот пойдём мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать. Пойдём в Троицу, пойдём вместе».


Финальные кадры показывают в цвете крупным планом наследие Рублёва — иконы, в том числе звенигородского «Спаса» и знаменитую «Троицу». Завершают фильм кадры пасущихся под дождём лошадей.



Другие статьи в литературном дневнике: