***

Тома Мин: литературный дневник

Ктулхоидная этика лемурийского колдовства в романе

интересовался спекулятивным реализмом,
объектно-ориентированными


философиями
или хотя бы
«каннибальскими
метафизиками», он часто цитировал бы их апологетов.


Алхимию разделили на химию, физику, генетику... Никогда не было химиков и физиков, а только алхимики — это все называлось одним словом...».


антисциентистский пафос
кажется
весьма симптоматичным,
если его поместить
в контекст
интеллектуального ландшафта последних 10–15 лет.


В тексте
философские концепты


упакованы в формате
жанра horror-fiction (или theory-fiction),


политэкономическая теория переплетается с языком гримуара
и трактатов по демонологии,
а история


Ближнего Востока пересмотрена с точки зрения нефти.
Нефть, а точнее, ее движение, процесс перетекания — один из ключевых элементов повествования «Циклонопедии» (наряду с пылью, пористостью («пол()остью с устраненной и испаренной „н”») и гниением), — если и можно всерьез говорить о какой-либо субъектности в свете ингуманистической повестки. Структура текста похожа на некое литературное POV от лица нефти, перетекающей из одного нарратива в другую историю, прямой причинностью не связанную с первой, потом в третью — и так далее, пока выдерживает вестибулярный аппарат...


Если роман Хулио Кортасара
«Игра в классики»


гарантированно можно прочитать двумя способами —
последовательно традиционным


и альтернативным игровым, —
то в случае с «Циклонопедией» вам обещать никто ничего не может.


Вас, что называется, предупреждали.
Движение нефти разыгрывает драму


исконного противостояния звезды по имени Солнце (действующего от лица «солнечного капитализма») и Земного ядра, центра геосферы (действующего от имени сил, подчиняющих различные вихревые потоки и отклонения).


«Картография нефти как вездесущей сущности рассказывает о динамике планетарных событий. Нефть лежит в основе всех повествований, не только политических, но и этических норм жизни на земле... Нефть заставляет вещи двигаться вперед... Постичь нефть — значит постичь землю как тело разных повествований, движимых нефтью...».


«Капитализм — не человеческий симптом, а планетарная неизбежность... Капитализм был здесь еще до человеческого существования...».


(Реза Негарестани. Циклонопедия)


Как замечает на данный счет философ Юджин Такер, «...выясняется, что не люди используют планету, а она использует людей для своих собственных целей. Люди — это просто способ планеты производить и воспроизводить себя».


Философ Йоэль Регев, один из редакторов русского издания «Циклонопедии», так описывает этот конфликт:


«...целостности противопоставляется неполнота... разного рода потоков,
нефтяных водоворотов,
неполнота демонических сущностей, носителей эпидемий,
гниения и т. д.
Это такой странный мир, где все объекты объединяются друг с другом в восстании против „солнечного капитализма” и против полноты...».


В центре циклона


Название «Циклонопедия» отсылает к одному из главных трудов Просвещения — «Циклопедии, или Всеобщему словарю ремесел и наук» (1728 г.) британского издателя Эфраима Чемберса.
В XXI век «Темным просвещением»
а о слове «циклон» Реза Негарестани в другом месте говорит следующее:


«Структура циклона — это элементарный, зачаточный образ конфигураций или начальных зародышей спекулятивных построений...


Фигура циклона лежит в самой сердцевине мыслей
о генезисе Внешнего мира...


Спираль может „взрываться внутрь-вовне” бесконечно,
давая рождение


циклонам,
разрастающимся согласно неведомым пропорциям
и эзотерическим путям переходов...».
смещение вектора, искривления, отскок в сторону


«пористость» сюжета «скрытого письма»
просветы
(«...то, что называют дырой в сюжете,


есть конкретная коммуникативная траектория на подповерхностном уровне,
являющаяся как непоследовательная и симптоматичная на поверхности...»)


и метафора месопотамских некрополей,
где главные сокровища
находятся


вовсе не там, где их ищут гробокопатели и археологи.
Многочисленные ответвления и ходы


есть лишь ловушки, ведущие в пустые помещения.


«Если основополагающим для всякой мысли является компульсивно воспроизводимый и навязчиво повторяемый жест,...



движение уклонения, неожиданного ухода в сторону...


Именно утверждение кривизны, более далекой, чем всякое дальнее, является подлинным центром тайного письма „Циклонопедии”...


Преобладание подобного рода демонического уклонизма анонимных материалов — крысиных стай, нефти, пыли, превращающих каждого в своего сообщника...


делает Ближний Восток передовым отрядом Земли в противостоянии „солнечному капитализму” Ложного Внешнего...


... и именно подобного рода демонический уклонизм является движущей силой ингуманистического просвещения.
В качестве нечеловеческой сущности человеческого
здесь высвобождается способность постоянно „прыгать дальше самого далекого прыжка”;


автопортрет человека, нарисованный на песке, подвергается постоянной ревизии; он заново рисуется — для того, чтобы быть стертым.
И стирается — для того, чтобы быть вновь начертанным...»


Невозможное и совпадение.
О революционной ситуации в философии
о том, что «проблема классической логики — в ее одержимости


сохранения правды»:
«...банально
заявлять, что в попытке мышления установки границы сама мысль выходит за пределы этих границ благодаря силе самого мышления.


А это значит..., что само движение


от предпосылок к заключению
не является временнЫм.


То есть на самом деле движения здесь нет.
Вы имеете дело лишь с кристаллизованной системой,
где есть предметы,


которые есть следствие других предметов.
Поэтому чтобы иметь дело с логикой времени,


необходимо
избавиться от идеи сохранения истины...


Это своего рода движение означает, что процесс создания выводов — темпоральный, временнОй, а не вневременнОй — приводит нас в новое место, отличное от того, с которого мы начали. Когда такой подход применяется рекурсивно, он отводит вас очень далеко от изначального пункта отправления...».


«Вихри враждебные»
восстают против Солнца
с помощью эпидемий,
заражений, демонических одержимостей,
политических / религиозных конфликтов,


экономических реформ и потрясений.


на примере сигила «драконовой спирали».


Кибернетическая культура и лемурийское колдовство


Здесь нам придется отскочить в сторону и уклониться от основной мысли повествования, чтобы коротко сказать о фигуре Ника Ланда, без которого не было бы ни одержимостей, ни спекулятивного реализма, ни акселерационизма, ни «ктулхоидной этики».



об «одержимостях»


«...Важно, с одной стороны, не отрицать существование нечеловеческих сил... которые нам себя навязывают
и через нас вторгаются


в реальность.
важно не каждой силе верить.


Мы не просто пассивно подчиняемся этим „демонам”, „богам”, „интенсивностям” — нМы можем выработать


некоторый механизм селекции, который позволит нам допрашивать эти силы.
С одной стороны, мы их распутываем, с другой — проверяем, действительно ли это силы Внешнего,
либо это что-то „слишком человеческое”,


иллюзорный претендент...».


Проверка одержимостей силами Внешнего
связана, например, с темой капитализма и венчурного риска.


Что работает и выживает в среде глобального рынка (а капитализм для Ланда вовсе не связан с человеком, он существовал и до него, будет и после), то имеет право быть.


Что не проходит проверку Внешним, тому путь — чемодан, вокзал, небытие. И плакать по этому поводу — последнее дело, считает ницшеанец, социал-дарвинист и неореакционер.


То, что выигрывает, задним числом меняет прошлое, представляя все в таком виде, якобы победитель всегда был таковым — самоочевидным,
истинным и единственно благим.


Вообще, манипуляции со временем — тема для отдельного разговора (см., например, исследование лемурийской демонологии).


Давненько научный дискурс так ядрено не бодяжили с архаичными оккультными системами — «колдуны-ученые»


Смердяков, Болконский и антропоцен


Селекцию Внешним проходят не только бизнес-проекты,
но и научные идеи.
Сделал ставку гражданин на то или иное открытие или гипотезу — и либо состоялся в качестве ученого (в случае успеха), либо нет (в случае противоположного результата).


Однако, по Ланду, весь затык в том, что селекции Внешнего не дает вдоволь развернуться Система Человеческой Безопасности
— с ее телеологичностью, гуманизмом и искусственной поддержкой изначально


провальных проектов (например, соцгарантии и помощь сирым и убогим во имя «благой цели»).
Риски заведомо сглаживаются, и «естественный» отбор становится все менее и менее чистым.


Система Человеческой Безопасности
связана


с Порядком Единого Бога
(аббревиатура 18+ — ПЕБ),
установленным одним из игроков вселенской машинерии,
подчиняющего себе все цветущее многообразие оккультных властей и сил.



СЧБ и ПЕБ — одни из главных противников
Ccru и Ланда. Что логично в свете ницшеанства и ярко выраженного антигуманизма


Ну а вы как думали: вам кто-то добра желает?


«Поднимается картезианский вой:


„К людям относятся как к вещам!” А как надо? — как к душам, духам, субъектам истории, Dasein? Cколько будет длиться этот инфантилизм?»


Ник Ланд. Киберготика


преодоление «гнета антропоцена».


Последнее, скажет искушенный читатель,
нынче общее место для всех рукопожатных


researchers — выступай они от имени философии, социологии, антропологии или «животных в политике».


«единственное слово, которое теперь все знают, — это „антропоцен”... Это совершенно доминирует; это везде, куда ни плюнь. И только на это можно получить финансирование. Если вы хотите получить деньги — а мы всегда хотим получить деньги, — то, когда пишете заявку на грант... вы должны сослаться на Бруно Латура, Мейясу и Хармана и сказать, что будете изучать тот или иной аспект антропоцена. Тогда вы их получите. А если не напишете — ничего не получится».


претендующий на эксклюзивность, ключевой концепт Ccru — hyperstition, «гиперверие».


Это вымысел, иллюзия, фикция, функционирующая «как будто бы» реальная и благодаря этому действительно становящаяся таковой.


В психологии так работает суггестия:
человеку сто раз говорят, что он собака
а на сто первый он начинает тявкать


хрюкать. В случае с hyperstition все серьезнее — Ланд говорит, что гиперверовательный объект «буквально призывается».


Пример —
интернет-мем,


политическая/религиозная идеология, капитализм (один из самых успешных гиперверовательных объектов) или письмо
— магическая практика,
поскольку магия —
это влияние
на мир с помощью знаков»).


Даниила Андреева
транслировал схожие идеи еще тогда, когда их не называли hyperstition?


«...Многим, очень многим искусства
гениям
приходится в своем посмертии


помогать прообразам их героев в восхождении.
Достоевский потратил громадное количество времени и сил


на поднимание своих метапрообразов,
так как самоубийство Ставрогина
и Свидригайлова, творчески и метамагически
продиктованное им,



сбросило пра-Ставрогина
и пра-Свидригайлова в Урм.


все герои Достоевского
К настоящему моменту
уже подняты им:


Свидригайлов — в Картиалу
Иван Карамазов .
и Смердяков достигли Магирна — одного из миров Высокого Долженствования.
Там же находятся


Собакевич, Чичиков и другие герои Гоголя.
с большими усилиями поднятая
Толстым из Урма Наташа Ростова.


Пьер Безухов, Андрей Болконский,
княжна Марья и


Гетевская Маргарита пребывает


уже в одном из высших слоев Шаданакара,
а Дон Кихот давно вступил в Синклит Мира, куда скоро вступит и Фауст...».


Даниил Андреев. Роза мира


азрозненные и хаотичные записи Ccru раннего извода представляют собой подобную смесь художественной литературы (основные фигуры влияния — Говард Лавкрафт и Уильям Берроуз),


оккультных идей и кибернетики.
Большая ставка делалась (и делается)


на искусственный интеллект. Любая капиталистическая корпорация по Ланду — это носитель ИИ, поскольку представляет собой систему ставок, реакций на эти ставки и отбор наиболее эффективных из них.



«...человеческие мозги относятся к мышлению так же, как средневековая деревня к инженерному делу...»


«...нас запрограммировали оттуда, где уже царит Киберия...
мы большем не судим


подобные технические разработки извне; мы вообще больше не судим... человечество отдаляется как дурной сон...»


он, «тайно высланным из будущего,
чтобы подорвать предшествующие ему условия»,


«киберпартизаном, так искусно замаскированным под человека».


Сегодняшний 57-летний владелец книжного издательства в Шанхае высказывается о себе в третьем лице:


«...Ник был человеком, который сказал бы что-то типа:
„Философия — это как копаться палкой в своей ране”.


...На Ника больше всего влияли
Делез и Гваттари,


их теории, согласно которой капитализм является мотором для абстрагирования,
для уничтожения всех унаследованных человеком особенностей и традиций...


для уничтожения социального и открытия либидальных потоков в неизвестное будущее. По мысли Ника, капитализм —
тот самый механизм,


который приведет в действие эти процессы.
Концепция акселерационизма как раз и необходима для освобождения от тюрьмы, которой является человек.
Единственное, что мы можем сделать — ускорить процессы абстрагирования, искоренения, дезориентации...


...Есть... определенные вещи, которые показали нам, что отображение капитализма Ником,
этот некий
демонический движок для ускорения
к концу человечества,
попросту не реализовался.
Вместо этого мы получили этот ужасно
сложный опосредованный мир,
где все мы как один
все еще очень и очень скучные люди.
И технология существует,
чтобы помогать нам быть очень скучными людьми...»


«Мои вкусы очень специфичны»


Если вы еще не заскучали,
Формально
текст составлен


на основе разрозненных записей ученого-расстриги археолога, исследователя гробниц, древней математики, месопотамских культов и восточного оккультизма.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 02.08.2025. ***
  • 01.08.2025. ***