АбсентЛегендарный очень крепкий алкогольный напиток, опьянение которым сопровождается сильной эйфорией, а нередко и галлюцинациями, вызванными содержанием в абсенте экстракта полыни (речь идет об оригинальном напитке, а не о его современных имитациях). Как пишет Фил Бейкер, «вокруг идеи абсента сложилась особая мифология. <…> Когда упоминают абсент, особенно в англоязычном мире, прежде всего приходит мысль о зле — не о грехе, но все же о чем-то недобром. <…> Везде, особенно во Франции, он часто связан с чем-то более низким и болезненным, связан не столько с грехом, сколько с пороком». Открытый в конце XVIII в. в Швейцарии, абсент ближе к концу следующего столетия стал все чаще ассоциироваться с богемой и в первую очередь с французским и английским декадансом. Этим напитком увлекались Винсент Ван Гог, Поль Верлен, Оскар Уайльд, Эдгар По, Алистер Кроули. «Абсент, несомненно, был профессиональным напитком интеллектуалов и начинающих художников и поэтов», — замечает по этому поводу Бейкер. Называя абсент «кокаином XIX века», Дорис Ланье утверждает, что этот напиток всегда «ассоциировался с вдохновением, со свободой и стал символом французского декаданса». Одно это слово вызывает у нее «мысли о наркотической интриге, эйфории, эротизме и декадентской чувственности». Барнаби Конрад в свою очередь полагает, что в XIX в. абсент «символизировал анархию, намеренный отказ от нормальной жизни и ее обязательств». История абсента для Конрада — это история «убийств, безумия и отчаяния». Плохая репутация напитка в конечном счете сыграла свою роль, и в начале XX в. абсент был запрещен в ряде стран мира. Возрождение интереса к нему приходится только на 1990-е гг. Говоря о современных любителях абсента, Бейкер упоминает и Мэнсона, замечая в одном месте, что «готический рок-певец Мэрилин Мэнсон тоже, по слухам, выписывает абсент ящиками из Англии». В другом месте культуролог пишет: «Группа „Суид“ отметила выпуск своего альбома 1999 года „Хэд Мьюзик“ вечеринкой с абсентом в лондонском клубе „Чайна Уайт“, и моду подхватили другие члены музыкальной индустрии, от рэппера Эминема до готического рокера Мэрилина Мэнсона». «Подъем, двойники, мы отправляемся в страну абсента! — написал Мэнсон на официальном сайте 21 марта 2002 г. — Наша жизнь театр, мы — искусство, а мир теперь станет прекрасной гротескной сценой, какой он и должен быть». В интервью эры The Golden Age of Grotesque артист неоднократно подчеркивал большую роль, которую абсент оказал на запись альбома. По словам Мэнсона, употребление этого напитка «отчасти было вызвано стремлением стать ближе к писателям и художникам, вызывающим у меня искреннее восхищение. С другой стороны, это проистекало из желания столкнуться с неведомой силой, от которой не нужно зависеть, но которая временами дает тебе иное видение мира, ранее недоступное, потому что ты боялся его, или был слишком скован, или чересчур много думал. Так что абсент стал тем, что разрушило эту стену; он позволил стереть границу между сценой и публикой, и в результате стало непонятно, что же из этого шоу» (Revolver, март–апрель 2003 г.). Как было сказано выше, абсент прочно ассоциируется не только с пороком, но и с безумием. В свое время во Франции его называли «омнибусом в Шарантон», известный сумасшедший дом. «Думаю, я пытался достичь состояния, в котором ты думаешь и ведешь себя, как ребенок или безумец. Иногда двери просто необходимо открыть. Именно поэтому столько писателей и творческих личностей в прошлом пали его жертвой», — сказал Мэнсон об абсенте в интервью MTV от 6 июня 2003 г. Наряду с этим одной из основных тем альбома The Golden Age of Grotesque стало «дегенеративное искусство», понятое не только как заклейменный в нацистской Германии авангард, но и как вообще любое творчество, когда-либо отвергавшееся обществом. Поэтому особое значение для Мэнсона приобретает фигура Ван Гога — художника, не признанного при жизни, но возвеличенного после смерти. Ван Гог, пожалуй, остается самым известным любителем абсента, которого злоупотребление этим напитком привело к печальным последствиям. Известный инцидент с отрезанным ухом упоминается в заглавной песне The Golden Age of Grotesque: «Дьяволы — девушки с отрезанным ухом Ван Гога / Говори что угодно — они слышат лишь брань». Следующие далее строки, очевидно, относятся к абсенту: «А у меня есть выпивка / Которая сделает вас больше, дамы и господа». © Copyright: Джейн Маклейн, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|