22. 11. 10г

Владимир Орлов 3: литературный дневник

9 апреля 2009г.


Прочёл 1-й том "Агасфера" Эжена Сю.Если бы сняли сериал по этому роману,он бы стал намного интересней всех этих заполнивших телеэкран бандитских разборок.Здесь есть и тайна,и романтика любви,приключения,сама эпоха и воздух того времени - 18-19вв.
***
Прочитал Г.Д.Лоуренса повесть "Сен-Мор" и рассказы(3-й том из 7-ми томника).
***
Прочёл более половины книги "Клубок" - стихи Михаила Дудина.Хороший поэт,хорошо владеет крупными формами,по-своему пишет о войне,но по духу - не для меня.Но хорошо,что в моей библиотеке появился,наконец,М.Дудин,а то как-то всё не попадался!
***
Приобрёл стихи Льва Озерова,романы Дж.Апдайка(США) - "Кролик,беги","Кентавр","Ферма";Жана Поля Сартра - "Темнота","Стена"(р-з),"Мухи"(драма),"Дьявол и Господь Бог"(пьеса);очередной том Ридерз Дайджест - "Невезение и беды".


Написал:"Судьба - как камень на развилке";"Я проснулся внезапно,со страхом"


18 апреля 2009г


Прочитал все четыре тома "Агасфера" Э.Сю.Вещь отвечающая всем требованиям приключенческого романа!Ещё раз повторюсь:получился бы великолепный фильм!
***
Прочитал все три романа Дж.Апдайка:"Кролик,беги","Кентавр","Ферма".Ни занинимательного сюжета,ни какой-то новой информации,хотя есть интересные отрывки о происхождении Вселенной,мифология,но больше - людской быт и неинтересный быт.
***
Прочёл Г.Д.Лоуренса "Радуга в небе" - роман.История одной семьи в нескольких её представителях.Это дилогия:вторая книга "Влюблённые женщины",но у меня её нет.Лоуренс пишет сложно.Преувеличенно много психологии и описания разных чувств.Но,как он сам писал,он не хотел быть похожим на Льва Толстого,Достоевского,Тургенева в описании чувств героев(почему-то упомянул русских классиков?).Но наши-то,честь им и хвала,писали ясно и просто,и правдиво!Но таков стиль Лоуренса и это всё равно - настоящий классик!


СДЕЛАЛ ВЫПИСКИ ИЗ "ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК И ДНЕВНИКОВ" А.БЛОКА:


***
Стихи - это молитвы.Сначала вдохновенный поэт-апостол слагает её в божественном экстазе.И всё, чему он слагает её,- в том кроется его настоящий бог.Диавол уносит его - и в нём находит он опрокинутого,искалеченного,- но всё милее,- бога.А если так,есть бог и во всём тем более - не в одном небе бездонном,а и в "весенней неге" и в "женской любви".
***
...А ещё сказал Иоанн:"Не может человек ничего принимать на себя,если не будет дано ему с неба."
***
"Всё познать и стать выше всего",-формула Михаила Крамера.
***
Краеугольный камень религии - бог,мистики - тайна.Мистики любят быть поэтами,художниками.Религиозные люди не любят,они разделяют себя и своё ремесло(искусство).
***
О том,как животные - букашки,муравьи,насекомые становятся умелыми не меньше людей,- и как это страшно.
***
Всякое стихотворение - покрывало,растянутое на остриях нескольких слов.Эти слова светятся,как звёзды.Из-за них существует стихотворение.
***
"Анна Каренина" написана страшно неровно(видно,как ему надоело).Есть страницы и главы попросту бездарные.
***
Поэзия исчерпаема,так как её атомы несовершенны - менее подвижны.Дойдя до предела своего,поэзия,вероятно,утонет в музыке.Музыка творит мир.Она есть духовное тело мира - мысль мира.Слушать музыку можно только закрыв глаза и лицо...
***
Люба довела маму до болезни.Люба отогнала от меня людей.Люба создала ту невыносимую сложность и утомительность отношений,какая теперь есть.Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей,в том числе - мою мать,то есть мою совесть.Люба испортила мне столько лет жизни,измучила меня и довела до того,что я теперь.Люба,как только она коснётся жизни,становится сейчас же таким дурным человеком,как её отец,мать и братья.Хуже,чем дурным человеком - страшным,мрачным,низким,устраивающим каверзы существом,как весь её поповский род.Люба на земле - страшное,посланное для того,чтобы мучить и уничтожать ценности земные.Но - 1898-1902 сделали то,что я не могу с ней расстаться и люблю её.
***
Писать дневник,или по крайней мере делать от времени до времени заметки о самом существенном,надо всем нам.
***
Происходит окончательное разложение литературой среды в Петербурге.Уже смердит.
***
Читать надо не слишком много и,главное,творчески.Ко всякому автору надо относиться внимательно,- и тогда можно выудить жемчужину из моря его слов.
***
У Клюева очень много гордости и самоуверенности,я этого не люблю.
***
Серёжа Городецкий,не желая принимать никакого участия в отношении своей жены ко мне(как я когда-то сам не желал принимать участия в отношении своей жены к Бугаеву),сваливает всю ответственность на меня(как я когда-то на Бугаева,боже мой).Городские человеческие отношения - добрые ли,или недобрые,- люты,ложны,гадки,почти без исключений.
***
Милая сказала мне(жена) к вечеру:"Если ты покинешь меня,я погибну там(с этим человеком,в этой среде)...Помоги мне и этому человеку.(У Любови Дмитриевны был роман с одним актёром).
***
Пора развязать руки,я больше не школьник.Никаких символизмов больше - один,отвечаю за себя,один - и могу ещё быть моложе молодых поэтов"среднего возраста",обременённых потомством и акмеизмом...
***
...Чем дальше,тем твёрже я "утверждаюсь","как художник".Во мне есть инструмент,хороший рояль,струны натянуты.
***
По всему литературному фронту идёт очищение атмосферы.Это отрадно,но и тяжело также.Люди перестают притворяться,будто "понимают символизм" и будто любят его.Скоро перестанут притворяться и в любви к искусству.Искусство и религия умирают в мире,мы идём в катакомбы,нас презирают окончательно.Самый жестокий вид гонения - полное равнодушие.Но - слава богу,нас от этого станет меньше числом,и мы станем качественно лучше.
***
Вечером,чтобы разогнать тоску,пошёл к Мейерхольду."Любовь к трём апельсинам" по сценарию Гоцци не произвела никакого впечатления:сухая пестрота,составленная Вогаком,Вл.Н.Соловьёвым и Мейерхольдом.Читал Вогак.
***
...говорили об Игоре Северянине.Отказываюсь от многих своих слов,я преуменьшал его,хотя он и нравился мне временами очень.Это - настоящий,свежий,детский талант.Куда пойдёт он,ещё нельзя сказать:что с ним стрясётся:у него нет темы.Храни его бог.
***
Футуристы прежде всего дали уже Игоря Северянина.Подозреваю,что значителен Хлебников.Е.Гуро достойна внимания.У Бурлюка есть кулак.Это - более земное и живое,чем акмеизм...
***
Если пьесы("Роза и крест") коснётся его гений(Станиславского),буду спокоен за всё остальное.Ошибки Станиславского так же громадны,как его положительные дела...А Вахтангов - самая фамилия приводит в ужас...
***
Пишу милой(Любовь Дмитриевна уже месяц на гастролях).Письмо моё - нервное,обиженное,а вечером - так её жалею,и кроватку крещу,господь с тобой,милая.
***
...Завоевать хотя бы небольшое пространство воздуха,которым дышишь по своей воле,независимло от того,что ветер всё время наносит на нас тоску или веселье,легко переходящее в ту же тоску,-это и есть действие мужественной воли,творческой воли...
***
"Честным" трудом литературным прожить среднему и требовательному писателю,как я,почти невозможно.
***
Предсмертные письма Чехова - вот что внушило мне на днях действительный ночной ужас.Это больше действует,чем уход Толстого.
***
На днях я подумал о том,что стихи мне писать не нужно,потому что я слишком умею это делать.Надо ещё измениться(или - чтобы вокруг изменилось),чтобы вновь получить возможность преодолевать матерьял.
***
Лучшими остаются "Стихи о Прекрасной Даме".Время не должно тронуть их,как бы я ни был слаб как художник.
***
Отдыхая от службы перед обедом,я стал разбирать ящик,где похоронена Л.А.Дельмас.Боже мой,какое безумие,что всё проходит,ничто не вечно.Сколько у меня было счастья с этой женщиной.Слов от неё почти не останется.Останется эта груда лепестков,всяких сухих цветов,роз,верб,ячменных колосьев...Я сжёг некоторые записки...но сколько осталось...Бедная,она была со мной счастлива.
***
Никого нельзя судить.Человек в горе и в унижении становится ребёнком.


ВЫПИСКИ ИЗ "ПИСЕМ" А.БЛОКА:
***
У меня в голове груды стихов...Всё,что я могу сделать,- это отказать себе в чести печататься в Вашем альманахе,хотя Вы мне позволили это.Быть рядом с Вами я не надеюсь никогда...(В.Брюсову)
***
Каковы бы ни были причины,вызвавшие Ваши нападки на меня,я предоставляю Вам десятидневный срок со дня,которым помечено это письмо,для того,чтобы Вы - или отказались от Ваших слов,в которые Вы не верите,- или прислали мне Вашего секунданта.Если до 18 августа Вы не исполните ни того,ни другого,я принужден буду принять соответствующие меры.(Андрею Белому)
***
Ровно год тому назад,как ты помнишь,он (Андрей Белый) вызвал меня на дуэль...Теперь думаю,что иначе поступить совершенно не могу;для меня ясно,что если он не сумасшедший,то дуэль неизбежна...если он сумасшедший,то его бесконечно жалко,и я готов более,чем примириться с ним;если же нет,- то необходимо прекратить его поведение,а для этого единственный теперь выход - дуэль...Таким образом,мне,почти наверно,будет нужен секундант.(Е.П.Иванову)
***
Более,чем когда-нибудь,я вижу,что ничего из жизни современной я до смерти не приму и ничему не покорюсь.Её позорный строй внушает мне только отвращение.Переделать уже ничего нельзя - не переделает никакая революция.Все люди сгниют,несколько человек останется.Люблю я только искусство,детей и смерть.Россия для меня - всё та же - лирическая величина.На самом деле - её нет,не было и не будет.Я давно уже читаю "Войну и мир" и перечитал почти всю прозу Пушкина.Это существует.(матери)
***
Милый и дорогой Боря.Твоё письмо, пришедшее с прошлой почтой,глубоко дорого и важно для меня..Хочу и могу верить,что оно восстанавливает нашу связь,которая всегда была более,чем личной.Нам не стоит заботиться о встречах и не нужно.Я,как и Ты,скажу Тебе,что у меня нет определённого желания встретиться...Но внутренно я давно с Тобой,временами страшно близко,временами - с толпою дум о Тебе и чувств к Тебе...Также мне хорошо,что Ты просишь прощения у меня,- но я не принимаю этого.Или - принимаю лишь с тем,что и...Ты меня простишь за то,что мы никогда не скажем словами,но что я знаю,может быть,лучше Тебя.Есть какая-то великая отрада в том,что есть, за что прощать друг друга:потому что действительно то,что было,- было,это не пустое место,это "бес всех нас попутал"...Люблю Тебя до дна души и уже совсем без слов.(Андрею Белому,7.9.1910г)
***
...Третьего дня у меня был Станиславский.Он сидел у меня девять часов,и мы без перерыва говорили...он ничего не понял в моей пьесе("Роза и крест"),совсем не воспринял её,ничего не почувствовал.Он даже извинялся,боялся мне "повредить" и т.д.Станиславский не "повредил" мне,моя пьеса мне нравится,кроме того,я ещё раз из разговора с Станиславским убедился,что она - правдива.А всё-таки - горько.Опять писать,держа всё "под спудом",кругом - травля от старых и молодых,тесный,тесный круг близких,непонимание тех,кто мог бы понять,полная неизвестность относительно жизни,и ты - далеко.(Л.Д.Блок)
***
...Кому не одиноко?-Всем тяжело.Переносить эту тяжесть помогает только обладание своей атмосферой,хранение своего круга,и чем шире круг,чем больше он охватывает,тем более творческой становится жизнь.Я не говорю Вам,что я этим владею,а думаю только,что всем нам надо научиться этим владеть.Завоевать хотя бы небольшое пространство воздуха,которым дышишь по своей воле,независимо от того,что ветер всё время наносит на нас тоску или веселье,легко переходишь в ту же тоску,- это и есть действие мужественной воли,творческой воли.(С.А.Богомолову)
***
Важнейшими литературными произведениями этого года я считаю два романа:"Петербург" Андрея Белого и "Туннель" Бернгарда Келлермана.А.Белый говорит о судьбах России,Келлерман - о судьбах Америки и Европы...(П.Е.Щеголеву,1913г)
***
Жизнь моя,по тысяче причин,так сложилась,что мне очень трудно быть с людьми,за исключением немногих,что я смотрю на жизнь,что называется,мрачно(хотя сам я не считаю своего взгляда мрачным),что я не чувствую связей родственных;я знаю при этом,что дело мое,которое я делаю(худо ли,хорошо ли - я сам как ты уже знаешь,вовсе не доволен собой),требует,чтобы я был именно таким,а не другим.
...Вся современная жизнь людей есть холодный ужас,несмотря на отдельные светлые точки,- ужас надолго непоправимый.
...Я хочу,чтобы ты сердцем знала,что если я упрямлюсь и дичусь и т.д.,- то это происходит не от дурных моих чувств к тебе и всем вам,а от строя моей души,которого я не могу изменить.(С.Н.Тутолминой)
***
Многоуважаемая Анна Андреевна.Хоть мне и очень плохо,ибо я окружен болезнями и заботами,все-таки мне приятно Вам ответить на посылку Вашей поэмы("У самого моря").Во-первых,поэму ужасно хвалили разные люди и по разным причинам,хвалили так,что я вовсе перестал в нее верить.Во-вторых,много я видел сборников стихов,авторов "известных" и "неизвестных";всегда почти - посмотришь,видишь,что,должно быть,очень хорошо пишут,а мне все не нужно,скучно,так что начинаешь думать,что стихов вообще больше писать не надо;следующая стадия,- что я стихов не люблю;следующая,-что стихи вообще - занятие праздное;дальше - начинаешь уже всем об этом говорить громко.Не знаю,испытали ли Вы такие чувства;если да,- то знаете,сколько во всем этом больного,лишнего груза.
Прочтя Вашу поэму,я опять почувствовал,что стихи я все равно люблю,что они - не пустяк,и много такого - отрадного,свежего,как сама поэма.Все это - несмотря на то,что я никогада не перейду через Ваши "вовсе не знала","у самого моря","самый нежный","самый кроткий"(в "Четках"),постоянные "совсем"(это вообще не Ваше,общеженское,всем женщинам этого не прощу).Тоже и "сюжет":не надо мертвого жениха,не надо кукол,не надо "экзотики",не надо уравнений с десятью неизвестными,надо еще жестче,неприглядней,больнее.-Но все это - пустяки,поэма настоящая,и Вы - настоящая.(Анне Ахматовой).



Другие статьи в литературном дневнике: