12. 11. 10г.

Владимир Орлов 3: литературный дневник

7 марта 2009г.


Прочитал 14,15,18 тома Бальзака."Шагреневая кожа" по замыслу похожа на "Портрет Дориана Грея" О.Уайльда.
***
Олег мне записал фильм "Гений Дзюдо"и "Песняров".Я подарил ему "Божественную комедию" Данте.
***
Написал:Я с многими знаком;Приглядись,сдержи дыханье.


11 марта 2009г.


Прочитал 19 том Бальзака.Философские этюды:"Эликсир долголетия","Иисус Христос во Фландрии","Красная гостиница","Неведомый шедевр","Прощай","Мэтр Корнелиус","Луи Ламбер".Последняя очень интересна с точки зрения развития духовности.
***
Прочитал стихи французских поэтов 16 в. "Плеяды":Пьер Ронсар,дю Белле,Белло,П.де Тиара,Э.Жоделя,Ж.А де Баифа,Денизо,Таюро,Дезотеля,Лаперюза и более десятка других.


16 марта 2009г.


Прочитал 20 том Бальзака.Философские этюды:"Поиски абсолюта","Мараны","Драма на берегу моря","Прощённый Мельмот","ПрОклятое дитя","Гамбара".Пожалуй, "Поиски абсолюта" наиболее интересна.
***
Купил "Евангелие от Иуды",подлинный текст и комментарии.Хотелось бы набрать материала на поэму "Христос и Иуда",но тема слишком сложна и что бы не написал - будет только очередной гипотезой.В христианской версии она проста:Иуда - предатель!Продал Христа за 30 серебряников.Казалось бы,жаден был!Но ведь потом деньги вернул,поняв,что его обманули.Покончил с собой,значит,совесть была,мучился,раскаивался,не каждый примет добровольно смерть.Сам Христос подталкивает его,говоря:"Иди и делай,что задумал..."
Здесь скрыта непостижимая тайна:различные источники трактуют Иуду по-разному,но они - апокрифические,т.е. непризнанные церковью,но церковь когда-то не признавала,что земля - круглая и вращается и т.д.Чему же служить:истине или предписаниям церкви?И где она эта - ИСТИНА?Фактов нет,есть предания,легенды...Но этого недостаточно.


10 апреля 2009г.


Прочитал "Евангелие от Иуды" П.Образцова.Художественный вариант - полная ерунда.Этакое юмористическое сочинение на темы Нового Завета.А вот в магазине почитал оригинал - 30 стр.Сам факт существования такого Евангелия подрывает миф о предательстве Иуды.В нём небольшие,разрозненные отрывки из жизни Христа,нет темы предательства,как нет её и у Матфея,Марка,а есть лишь у Луки и Иоанна,а как известно Евангелие от Матфея и Марка - наиболее ранние,следовательно заслуживают большего доверия.Мне кажется,что те мотивы предательства,которые приводятся в Евангелиях,т.е. жадность и скупость Иуды - ничем не обоснованы.Нет никаких эпизодов указывающих на скупость Иуды.Потом, некоторые источники указывают на деятельность Иуды уже после смерти Христа,но это апокрифы и не признаются церковью...Но не будем забывать за что сожгли Джордано Бруно.Стремление к истине - вот что должно двигать общество вперёд!
***
СДЕЛАЛ ВЫПИСКИ ИЗ "ИСПОВЕДИ"Л.Н.ТОЛСТОГО(16 том):
Я был крещён и воспитан в православной христианской вере.Меня учили ей и с детства,и во всё время моего отрочества и юности.Но когда я в 18 лет вышел со второго курса университета,я не верил уже ни во что из того,чему меня учили.
Судя по некоторым воспоминаниям,я никогда и не верил серьёзно,а имел только доверие к тому,чему меня учили,и к тому,что исповедовали передо мной большие;но доверие это было очень шатко.
***
Как теперь, так и тогда явное признание и исповедание православия большею частию встречалось в людях тупых,жестоких и безнравственных и считающих себя очень важными.Ум же,честность,прямота,добродушие и нравственность большею частью встречались в людях,признающих себя неверующими.
***
Я с 16 лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть.Я перестал верить в то,что мне было сообщено с детства,но я верил во что-то.Во что я верил,я никак бы не мог сказать.Верил я и в бога,или,скорее,я не отрицал бога,но какого бога,я бы не мог сказать;не отрицал я и Христа и его учение,но в чём его было учение,я тоже не мог бы сказать.
***
Теперь,вспоминая то время,я вижу ясно,что вера моя - то,что,кроме животных инстинктов,двигало моею жизнью,-единственная истинная вера моя в то время была вера в совершенствование.Но в чём было совершенствование и какая была его цель,я бы не мог сказать.
***
Честолюбие,властолюбие,корыстолюбие,любострастие,гордость,гнев,месть - всё это уважалось.
Добрая тётушка моя,чистейшее существо,с которой я жил,всегда говорила мне,что она ничего не желала бы больше так для меня,как того,чтобы я имел связь с замужней женщиной...чтоб я был адьютантом и лучше всех у государя...чтоб я женился на очень богатой девушке и чтоб у меня,вследствие этой женитьбы,было как можно больше рабов.
***
Без ужаса,омерзения и боли сердечной не могу вспомнить об этих годах.Я убивал людей на войне,вызывал на дуэли,чтоб убить,проигрывал в карты,проедал труды мужиков,казнил их,блудил,обманывал...и за всё это меня хвалили,считали и считают мои сверстники сравнительно нравственным человеком.
***
Так я жил 10 лет.В это время я стал писать из тщеславия,корыстолюбия и гордости.В писаниях своих я делал то же,что и в жизни.
***
Взгляд на жизнь этих людей,моих сотоварищей по писанию,состоял в том,что жизнь вообще идёт развиваясь и что в этом развитии главное участие принимаем мы,люди мысли...Наше призвание - учить людей.Я - художник,поэт - писал,учил,сам не зная чему.Мне за это платили деньги,у меня были прекрасное кушанье,помещение,женщины,общество,у меня была слава.Стало быть то,чему я учил,было очень хорошо.
***
...судья тому,что хорошо и нужно,не то,что говорят и делают люди,и не прогресс,а я со своим сердцем.
***
В сущности же я вертелся всё около одной и той же неразрешимой задачи,состоящей в том,чтобы учить, не зная чему.
***
Вернувшись оттуда ,я женился.Новые условия совершенно отвлекли меня от всякого искания общего смысла жизни...Так прошло ещё 15 лет...Я писал,поучая тому,что для меня было единой истиной,что надо жить так,чтобы самому с семьёй было как можно лучше.
***
Так я жил,но пять лет тому назад со мною стало случаться что-то очень странное:на меня стали находить минуты сначала недоумения,остановки жизни,как будто я не знал,как мне жить,что мне делать,и я терялся и впадал в уныние...Эти остановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами:зачем?Ну,а потом?
***
Вопросы казались такими глупыми,простыми,детскими вопросами.Но только что я тронул их и попытался разрешить,я тотчас же убедился,во-первых,в том,что это не детские и глупые вопросы,а самые важные и глубокие вопросы в жизни,и,во-вторых,в том,что я не могу и не могу сколько бы я ни думал,разрешить их.
***
Если бы пришла волшебница и предложила мне исполнить мои желания,я бы не знал,что сказать...Даже узнать истину я не мог желать,потому что я догадывался,в чём она состояла.ИСТИНА БЫЛО ТО,ЧТО ЖИЗНЬ ЕСТЬ БЕССМЫСЛИЦА.Я как будто жил-жил,шёл-шёл и пришёл к пропасти и ясно увидел,что впереди ничего нет,кроме погибели.
***
Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно,как прежде приходили мысли об улучшении жизни.Мысль эта была так соблазнительна,что я должен был употреблять против себя хитрости,чтобы не привести её слишком поспешно в исполнение.Я не хотел торопиться только потому,что хотел употребить все усилия,чтобы распутаться.Если не распутаюсь,то всегда успею,говорил я себе.И вот тогда я,счастливый человек,вынес из своей комнаты шнурок,где я каждый вечер бывал один,раздеваясь,раздеваясь,чтобы не повеситься на перекладине между шкапами,и перестал ходить с ружьём на охоту,чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни.Я сам не знал,чего я хочу:я боялся жизни,стремился прочь от неё и между тем чего-то ещё надеялся на неё.И это сделалось со мной в то время,когда со всех сторон было у меня то,что считается совершенным счастьем:это было тогда,когда мне не было пятидесяти лет.У меня была добрая,любящая и любимая жена,хорошие дети,большое имение,которое без труда с моей стороны росло и увеличивалось.Я был уважаем близкими и знакомыми,больше чем когда-нибудь прежде был восхваляем чужими и мог считать,что я имею известность,без особенного самообольщения.При этом я не только не был телесно или духовно нездоров,но,напротив,пользовался силой и духовной и телесной,какую я редко встречал в своих сверстниках:телесно я мог работать на покосах,не отставая от мужиков;умственно я мог работать по восьми-десяти часов подряд,не испытывая от такого напряжения никаких последствий.И в таком положении я пришёл к тому,что не мог жить и,боясь смерти,должен был употреблять хитрости против себя,чтобы не лишить себя жизни.
***
Душевное состояние это для меня выражалось так:жизнь моя есть какая-то кем сыгранная надо мной глупая и злая шутка.Несмотря на то,что я не признавал никакого "кого-то",который бы меня сотворил,эта форма представления,что кто-то надо мной подшутил зло и глупо,произведя меня на свет,была самая естественная мне форма представления.
***
Не нынче - завтра придут болезни,смерть(и приходила уже) на любимых людей,на меня,и ничего не останется,кроме смрада и червей.Дела мои,какие бы они ни были,все забудутся - раньше,позднее,да и меня не будет.Так из чего же хлопотать?Как может человек не видеть этого и жить - вот что удивительно!Можно жить только,покуда пьян жизнью;а как протрезвишься,то нельзя не видеть,что всё это - только обман,и глупый обман!Вот именно,что ничего даже нет смешного и остроумного,а просто - жестоко и глупо.
***
Мне было ясно,что искусство есть украшение жизни,заманка к жизни.
***
Ужас тьмы был слишком велик,и я хотел поскорее,поскорее избавиться от него петлёй или пулей.И вот это-то чувство сильнее всего влекло меня к самоубийству.
***
"Но,может быть,я просмотрел что-нибудь,не понял чего-нибудь?- несколько раз говорил я себе.-Не может же быть,чтобы это состояние отчаяния было свойственно людям?" И я искал объяснения на мои вопросы во всех тех знаниях,которые приобрели люди.И я мучительно и долго искал,и не из праздного любопытства,не вяло искал,но искал мучительно,упорно,дни и ночи,-искал,как ищет погибающий человек спасенья,-и ничего не нашёл.Я искал во всех знаниях и не только не нашёл,но убедился,что все те,которые так же,как и я,искали в знании,точно так же ничего не нашли.И не только не нашли,но ясно признали,что то самое,что приводило меня в отчаяние - бессмыслица жизни - есть единственное несомненное знание,доступное человеку.
***
Ещё иначе вопрос можно выразить так:"Есть ли в моей жизни такой смысл,который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?"
***
...ясно стало,что сказать:в бесконечном пространстве и времени всё развивается,совершенствуется,усложняется,дифференцируется,-это значит ничего не сказать.Всё это - слова без значения,ибо в бесконечном нет ни сложного,ни простого,ни переда,ни зада,ни лучше,ни хуже.
***
Эти знания прямо игнорируют вопрос жизни.Они говорят:"На то,что ты такое и зачем ты живёшь,мы не имеем ответов и этим не занимаемся;а вот если тебе нужно знать законы света,химических соединений,законы развития организмов и пр. то на всё это у нас есть точные и несомненные ответы".
***
Вообще отношение наук опытных к вопросу жизни может быть выражено так:Вопрос:Зачем я живу?-Ответ:В бесконечно большом пространстве,в бесконечно долгое время,бесконечно малые частицы видоизменяются в бесконечной сложности,и когда ты поймешь законы этих видоизменений,тогда поймешь,зачем ты живешь.
***
В области умозрительной, я говорил себе:"Всё человечество живёт и развивается на основании духовных начал,идеалов,руководящих его.Эти идеалы выражаются в религиях,в науках,искусствах,формах государственности.Идеалы эти все становятся выше и выше,и человечество идёт к высшему благу.Я - часть человечества,и потому призвание моё состоит в том,чтобы содействовать сознанию и осуществлению иделов человечества."И я во время слабоумия своего удовлетворялся этим;но как скоро ясно восстал во мне вопрос жизни,вся эта теория мгновенно рушилась...Для того чтобы понять,что он такое,человек должен прежде понять,что такое всё это таинственное человечество,состоящее из таких же людей,как и он сам,не понимающих себя.
***
Философия отвечает на вопрос:"что такое я и весь мир?" - "всё и ничто";а на вопрос:"зачем существует мир и зачем существую я?" - "не знаю".
***
Так вот те прямые ответы,которые даёт мудрость человеческая,когда она отвечает на вопрос жизни:
"Жизнь тела есть зло и ложь.И потому уничтожение этой жизни тела есть благо,и мы должны желать его",-говорит Сократ.


"Жизнь есть то,чего не должно бы быть,-зло,и переход в ничто есть единственное благо жизни",- говорит Шопенгауэр.


"Всё в мире - и глупость и мудрость,и богатство и нищета,и веселье и горе - всё суета и пустяки.Человек умрёт,и ничего не останется.И это глупо",-говорит Соломон.


"Жить с сознанием неизбежности страданий,ослабления,старости и смерти нельзя - надо освободить себя от жизни,от всякой возможности жизни",-говорит Будда.


И то,что сказали эти сильные умы,говорили,думали и чувствовали миллионы миллионов людей,подобных им.И думаю и чувствую и я...Обманывать себя нечего.Всё - суета.Счастлив тот,кто не родился,смерть лучше жизни;надо избавиться от неё.
***
Я нашёл,что для людей моего круга есть четыре выхода из этого ужасного положения,в котором мы все находимся.
Первый выход есть выход НЕВЕДЕНИЯ.Он состоит в том,чтобы не знать,не понимать того,что жизнь есть зло и бессмыслица.Люди этого разряда - большею частью женщины,или очень молодые,или очень тупые люди - ещё не поняли того вопроса жизни,который представился Шопенгауэру,Соломону,Будде.


Второй выход - это выход ЭПИКУРЕЙСТВА.Он состоит в том,чтобы,зная безнадёжность жизни,пользоваться покамест теми благами,какие есть...Этого второго вывода придерживается большинство людей нашего круга...И этим людям я не мог подражать:не имея их тупости воображения,я не мог её искусственно произвести в себе.


Третий выход есть выход СИЛЫ и ЭНЕРГИИ.Он состоит в том,чтобы,поняв,что жизнь есть зло и бессмыслица,уничтожить её...Я видел,что это самый достойный выход,и хотел плступить так.


Четвёртый выход есть выход СЛАБОСТИ.Он состоит в том,чтобы,понимая зло и бессмысленность жизни,продолжать тянуть её,зная вперёд,что ничего из неё выйти не может.Люди этого разбора знают,что смерть лучше жизни,но,не имея сил поступить разумно - поскорее кончить обман и убить себя,чего-то как будто ждут...Я находился в этом разряде.


Теперь я вижу,что если я не убил себя,то причиной тому было смутное сознание несправедливости моих мыслей...Оно было такое:Я,мой разум - признали,что жизнь неразумна.Если нет высшего разума(а его нет,и ничто доказать его не может),то разум есть творец жизни для меня...Если бы не было жизни,не было бы и моего разума,- стало быть,разум есть сын жизни.Жизнь есть всё.Разум есть плод жизни,и разум отрицает самую жизнь.Я чувствовал,что тут что-то неладно...Жизнь есть бессмысленное зло,это несомненно,но я жил,живу ещё,и жило и живёт всё человечество.Как же так?Зачем же оно живёт,когда может не жить?..Что ж,я один с Шопенгауэром так умён,что понял бессмысленность и зло жизни?
***
С тех пор как началась какая-нибудь жизнь людей,у них уже был этот смысл жизни,и они вели эту жизнь,дошедшую до меня.Всё,что есть во мне и около меня,всё это - плод их знания жизни...И я-то,их произведение,ими вскормленный,вспоенный,ими наученный,их мыслями и словами думающий,доказал им,что они - бессмыслица!"Тут что-то не так,-говорил я себе.-Где-нибудь я ошибся".Но в чём была ошибка,я никак не мог найти.
***
Как ни странно,ни неимоверно непонятно кажется мне теперь то,как мог я,рассуждая про жизнь,просмотреть окружавшую меня со всех сторон жизнь человечества,как я мог до такой степени смешно заблуждаться,чтобы думать,что жизнь моя,Соломонов и Шопенгауэров есть настоящая,нормальная жизнь,а жизнь миллиардов есть не стоящее внимания обстоятельство...И я оглянулся на огромные массы отживших и живущих простых,не учёных и не богатых людей и увидал совершенно другое.Я увидал,что все эти миллиарды живших и живущих людей,все,за редкими исключениями,не подходят к моему делению...Убивать же себя они считают величайшим злом.Оказывалось,что у всего человечества есть какое-то не признаваемое и презираемое мною знание смысла жизни.Выходило то,что знание разумное не даёт смысла жизни,исключает жизнь;смысл же,придаваемый жизни миллиардами людей,всем человечеством,зиждется на каком-то презренном,ложном знании...Разумное знание в лице учёных и мудрых отрицает смысл жизни,а огромные массы людей,всё человечество - признают этот смысл в неразумном знании.И это неразумное знание есть вера,та самая,которую я не мог не откинуть.Это бог 1 и 3,это творение в 6 дней,дьяволы и ангелы и всё то,чего я не могу принять,пока не сошёл с ума...Положение моё было ужасно.Я знал,что ничего не найду на пути разумного знания,кроме отрицания жизни,а там в вере - ничего,кроме отрицания разума,которое ещё невозможнее,чем отрицание жизни.
***
И я изучал и буддизм,и магометанство по книгам,и более всего христианство и по книгам,и по жившим людям,окружавшим меня.Я,естественно,обратился прежде всего к верующим людям моего круга,к людям учёным,к православным богословам,к монахам-старцам...И я ухватывался за этих верующих и допрашивал их о том,как они верят и в чём видят смысл жизни...Несмотря на то,что я делал всевозможные уступки,избегал всяких споров,я не мог принять веры этих людей,-я видел,что то,что выдавали они за веру,было не объяснение,а затемнение смысла жизни,и что сами они утверждали свою веру не для того,чтоб ответить на тот вопрос жизни,который привёл меня к вере,а для каких-то других,чуждых мне целей...Не то,что в изложении своего вероучения они примешивали к всегда бывшим мне близкими христианским истинам ещё много ненужных и неразумных вещей - не это оттолкнуло меня;но меня оттолкнуло то,что жизнь этих людей была та же,как и моя,с тою только разницей,что она не соответствовала тем самым началам,которые они излагали в своём вероучении...Я ясно чувствовал,что они обманывают себя и что у них,так же как и у меня,нет другого смысла жизни,как того,чтобы жить,пока живётся,и брать всё,что может взять рука...Они,эти верующие нашего круга,точно так же,как и я,жили в избытке,старались увеличить или сохранить его,боялись лишений,страданий,смерти,и так же, как я и все мы,неверующие,жили,удовлетворяя похотям,жили так же дурно,если не хуже,чем неверующие.
...И я стал сближаться с верующими из бедных,простых,неучёных людей,с странниками,монахами,раскольниками,мужиками...И все они,бесконечно различные по своему нраву,уму,образованию,положению,все одинаково и совершенно противуположно моему неведению знали смысл жизни и смерти,спокойно трудились,переносили лишения и страдания,жили и умирали,видя в этом не суету,а добро.И я полюбил этих людей...Со мной случилось то,что жизнь нашего круга - богатых,учёных - не только опротивела мне,но потеряла всякий смысл...
***
Я понял,что мой вопрос о том,что есть моя жизнь,и ответ:зло,-был совершенно правилен.Неправильно было только то,что ответ,относящийся только ко мне,я отнёс к жизни вообще...Я понял,что для того,чтобы понять смысл жизни,надо прежде всего,чтобы жизнь была не бессмысленна и зла,а потом уже - разум для того,чтобы понять её.Я понял,почему я так долго ходил около такой очевидной истины,и что если думать и говорить о жизни человечества,то надо говорить и думать о жизни человечества,а не о жизни нескольких паразитов жизни.Истина эта была всегда истина,но я не признавал её,потому что тогда бы вынужден был признать,что я нехорош.А чувствовать себя хорошим для меня было важнее и обязательнее...Я полюбил хороших людей,возненавидел себя,и я признал истину.Теперь мне всё стало ясно...Я понял,что,если я хочу понять жизнь и смысл её,мне надо жить не жизнью паразита,а настоящей жизнью и,приняв тот смысл,который придаёт ей настоящее человечество,слившись с этой жизнью,проверить его.
***
Несмотря на то,что я вполне был убеждён в невозможности доказательства бытия божия(Кант доказал мне,и я вполне понял его,что доказать это нельзя),я всё-таки искал бога,надеялся на то,что найду его..."Живи,отыскивая бога,и тогда не будет жизни без бога"...И я спасся от самоубийства...Итак,сила жизни возобновилась во мне,и я опять начал жить.
***
Простой трудовой народ вокруг меня был русский народ,и я обратился к нему и к тому смыслу,который он придаёт жизни.Смысл этот,если можно его выразить,был следующий.Всякий человек произошёл на этот свет по воле бога.И бог так сотворил человека,что всякий человек может погубить свою душу или спасти её.Задача человека в жизни - спасти свою душу;чтобы спасти свою душу,нужно жить по-божьи,а чтобы жить по-божьи,нужно отрекаться от всех утех жизни,трудиться,смиряться,терпеть и и быть милостивым...Смысл этот был мне ясен и близок моему сердцу.Но с этим смыслом народной веры неразрывно связано и то,что отталкивало меня и представлялось необъяснимым:таинства,церковные службы,посты,поклонение мощам и иконам.Отделить одно от другого народ не может,не мог и я...Я принял всё,ходил к службам,становился утром на молитву,постился,говел,и первое время разум мой не противился ничему...Прежде я смотрел на них как на совершенно ненужную тарабарскую грамоту,теперь же,если я не понимал их,то знал,что в них смысл,и говорил себе,что надо понимать их(атрибуты церковной службы и предписания)...Я делал следующее рассуждение.Я говорил себе:знание веры вытекает,как и всё человечество с его разумом,из таинственного начала.Это начало есть бог,начало и тела человеческого,и его разума.Как преемственно от бога дошло до меня моё тело,так дошли до меня мой разум и моё постигновение жизни,и потому все те ступени развития этого постигновения жизни не могут быть ложны.Всё то,во что истинно верят люди,должно быть истина;она может быть различно выражаема,но ложью она не может быть,и потому если она мне представляется ложью,то это значит только,что я не понимаю её.Кроме того,я говорил себе:сущность всякой веры состоит в том,что она придаёт жизни такой смысл,который не уничтожается смертью...Я желал всеми силами души слиться с народом,исполняя обрядовую сторону его веры;но я не мог этого сделать.Я чувствовал,что я лгал бы перед собой,насмеялся бы над тем,что для меня свято,если бы я делал это.Но тут мне на помощь явились новые,наши русские богословские сочинения.По объяснению этих богословов основной догмат веры есть Непогрешимая Церковь...Я не видел тогда ошибки этого рассуждения и благодаря ему получил возможность принять и исполнять все обряды православной церкви,не понимая большую часть их.Я старался тогда всеми силами души избегать всяких рассуждений,противоречий и пытался объяснить,сколько возможно разумно,те положения церковные,с которыми я сталкивался...Сколько раз я завидовал мужикам за их безграмотность и неучёность...В это время,вследствие моего интереса к вере,я сближался с верующими разных исповеданий:католиками,протестантами,старообрядцами,молоканами и др.И много я встречал из них людей нравственно высоких и истинно верующих.Я желал быть братом этих людей.И что же?То учение(православная вера),которое обещало мне соединить всех единою верою и любовью,это самое учение в лице своих лучших представителей сказало мне,что это всё люди,находящиеся во лжи,что то,что даёт им силу жизни,есть искушение дьявола и что мы одни в обладании единой возможной истины.И я увидал,что всех,не исповедающих одинаково с нами веру,православные считают еретиками,точь-в-точь так же,как католики и другие считают православие еретичеством...И мне,полагавшему истину в единении любви,невольно бросилось в глаза то,что самое вероучение разрушает то,что оно должно произвести...Духовные лица всех разных исповеданий,лучшие представители из них,ничего не сказали мне,как только то,что они верят,что они в истине,а те в заблуждении,и что всё,что они могут,это молиться о них...И я обратил внимание на то,что делается во имя вероисповедания,и ужаснулся,и уже почти совсем отрёкся от православия.Второе отношение церкви к жизненным вопросам было отношение её к войне и казни...И я убедился вполне,что в том знании веры,к которому я присоединился,не всё истина...Но откуда взялась ложь и откуда взялась истина?И ложь и истина переданы тем,что называют церковью.И ложь и истина заключаются в предании,в так называемом священном писании и предании...Я знаю,что объяснение всего должно скрываться,как начало всего,в бесконечности...И вот я приступил к изучению этого предания...


На этом месте рукопись прерывается.Спустя три года,Л.Н.Толстой вернулся к ней,перечёл и все свои сомнения выразил в рассказе сна,который он видел.Суть его в том,что он почувствовал,что лежит в пустоте,и лежит очень неудобно,он хочет занять более удобное положение,но делается ещё хуже,когда он осматривается,то видит,что под ним бездна и он вот-вот сорвётся вниз,а когда смотрит вверх,то ему спокойно и хорошо,и как бы кто-то шепчет:вот это запомни,т.е надо смотреть всегда вверх!!!


ОТВЕТ СИНОДУ.


"Теперь ты предан анафеме и пойдёшь по смерти в вечное мучение и издохнешь как собака...анафема ты,старый чёрт...проклят будь".-пишет один.Другой делает упрёки правительству за то,что я не заключён ещё в монастырь,и наполняет письма ругательствами.Третий пишет:"Если правительство не уберёт тебя,-мы сами заставим замолчать тебя",-письмо заканчивается проклятиями и т.д.
То,что я отвергаю непонятную троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека,кощунственную историю о боге,родившемся от девы,искупляющим род человеческий,то это совершенно справедливо.Бога же - духа,бога - любовь,единого бога - начало всего не только не отвергаю,но ничего не признаю действительно существующим,кроме бога,и весь смысл жизни вижу только в исполнении воли бога,выраженной в христианском учении.
Если разуметь жизнь загробную в смысле второго пришествия,ада с вечными мучениями,дьяволами,и рая - постоянного блаженства,то совершенно справедливо,что я не признаю такой загробной жизни;но жизнь вечную и возмездие здесь и везде,теперь и всегда,признаю до такой степени,что,стоя по своим годам на краю гроба,часто должен делать усилия,чтобы не желать плотской смерти,то есть рождения к новой жизни,и верю,что всякий добрый поступок увеличивает истинное благо моей вечной жизни,а всякий злой поступок уменьшает его.
Сказано также,что я отвергаю все таинства.Это совершенно справедливо.Все таинства я считаю низменным,грубым,несоответствующим понятию о боге колдовством и,кроме того,нарушением самых прямых указаний Евангелия.В крещении младенцев вижу явное извращение всего того смысла,который могло иметь крещение для взрослых,сознательно принимающих христианство;в совершении таинства брака над людьми,заведомо соединявшимися прежде,и в допущении разводов и в освящении браков разведённых вижу прямое нарушение и смысла и буквы евангельского учения.В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман,только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением.
В елеосвящении так же,как и в миропомазании,вижу приёмы грубого колдовства,как и в почитании икон и мощей,как и во всех тех обрядах,молитвах,заклинаниях,которым наполнен требник.
Как бы кто ни понимал личность Христа,то учение его,которое уничтожает зло мира и так просто,легко,несомненно даёт благо людям,если только они не будут извращать его,это учение всё скрыто,всё переделано в грубое колдовство купанья,мазания маслом,телодвижений,заклинаний,проглатывания кусочков и т.п. так что от учения ничего не остаётся.
Верю я в следующее:верю в бога,которого понимаю как дух,как любовь,как начало всего.Верю в то,что он во мне и я в нём.Верю в то,что воля бога яснее,понятнее всего выражена в учении человека Христа,которого понимать богом и которому молиться считаю величайшим кощунством.Верю в то,что истинное благо человека - в исполнении воли бога,воля же его в том,чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали бы с другим так,как они хотят,чтобы поступали с ними,как сказано в Евангелии...Верю в то,что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе любви;что это увеличение любви отдельного человека ведёт ко всё большему и большему благу,даёт после смерти тем больше благо,чем больше будет в человеке любви,и вместе с тем и более всего другого содействует установлению в мире царства божия,то есть такого строя жизни,при котором царствующие теперь раздор,обман и насилие будут заменены свободным согласием,правдой и братской любовью людей между собою.Верю,что для преуспеяния в любви есть только одно средство:молитва,-не молитва общественная в храмах,прямо запрещённая Христом,а молитва,образец которой дан нам Христом,-уединённая,состоящая в восстановлении и укреплении в своём сознании смысла своей жизни и своей зависимости только от воли бога.
Оскорбляют,огорчают или соблазняют кого-либо,мешают чему-нибудь и кому-нибудь или не нравятся эти мои верования,-я так же мало могу их изменить,как своё тело.Мне надо самому одному жить,самому одному и умереть...Я не говорю,чтобы моя вера была одна несомненно на все времена истинна,но я не вижу другой - более простой,ясной и отвечающей всем требованиям моего ума и сердца;если я узнаю такую,я сейчас же приму её,потому что богу ничего, кроме истины,не нужно.Вернуться же к тому,от чего я с такими страданиями только что вышел,я уже никак не могу,как не может летающая птица войти в скорлупу того яйца,из которого она вышла.
"Тот,кто начнёт с того,что полюбит христианство более истины,очень скоро полюбит свою церковь или секту более,чем христианство,и кончит тем,что будет любить себя(своё спокойствие) больше всего на свете",-сказал Кольридж.Я шёл обратным путём.Я начал с того,что полюбил свою православную веру более своего спокойствия,потом полюбил христианство более своей церкви,теперь же люблю истину более всего на свете.И до сих пор истина совпадает для меня с христианством,как я его понимаю.И я исповедую это христианство;и в той мере,в какой исповедую его,спокойно и радостно живу и спокойно и радостно приближаюсь к смерти.




Другие статьи в литературном дневнике: