20 ноября 2009г.

Владимир Орлов 3: литературный дневник

28 июня 1974г.


Ира уехала домой и даже не попращалась,а я припас бутылочку!Ведь было и много хорошего,ну,да ладно.


Решил фиксировать прочитанные книги,а то забываются.Итак,что вспомнил записываю:


1.С.Злобин - Степан Разин.
2.Ю.Тынянов - Смерть подпоручика Киже.
3.П.Косенко - Иртыш и Нева.
4.С.Есенин - Письма.Проза.
5.А.Фет - Стихи.
6.Ап.Григорьев - Стихи.
7.С.Надсон - Стихи.
8.К.Бальмонт - стихи.
9.Элоха Возрождения(хрестоматия)
10.Апулей - Золотой осёл.
11.А.де Мюссе - Исповедь века.
12.Г.Флобер - Госпожа Бовари.
13.Г.Флобер - Воспитание чувств.
14.Г.Флобер - Письма.
15.О.Бальзак - "Шагреневая кожа","Гобсек",письма,статьи о литературе.
16.Рабле - Гаргантюа и Пантагрюэль.
17.Утопический роман 17в.
18.Е.Баратынский - Стихи.
19.В.Вересаев - Живая жизнь(о Достоевскои и Толстом)
20.В.Вересаев - Записки.Воспоминания.
21.В.Вересаев - О Пушкине.
22.В.Вересаев - Рассказы.
23.Телешов - Воспоминания.
24.А.П.Чехов - Рассказы.
25.Стендаль - Жизнь Наполеона.
26.Фейхтвангер - Лисы в винограднике.
27.Стендаль - О любви.
28.Кампанела - Город солнца.
29.Вергилий - Энеида.
30.Шекспир - Ромео и Джульетта,Гамлет,Король лир.
31.Н.В.Гоголь - Рассказы.
32.Л.Н.Толстой - Письма т.1.
33.Книга об Экзюпери.
34.Книга о Делакруа.
35.Вейс - О Родене.
36.Томазо Сальвини(о нём,актёр)
37.Третьяков и его галерея.
38.Левик - Четверть века в театре.
39.О Жемчужниковой.
40.Петроний - Сатирикон.
41.Лонг - Дафнис и Хлоя.
42.Драгунский - Пёстрые рассказы.
43.Ю.Кузнецов - Стихи.
44.А.Новиков - Последний год.
45.К.Паустовский - Рассказы,повести.
46.Задонский - Денис Давыдов.
47.Задонский - Жизнь Муравьёва.
48.Задонский - Смутная пора.
49.Л.Андреев - Рассказы.
50.В.Гаршин - Рассказы.


29 июня 1974г.


Часов 5-6 играл на гитаре.Почувствовал удовлетворение:кое-что уже совсем неплохо получается!Ездил к Даниловне(наша вахтёрша в институте).Видел у ней Володю Магдальци и Нину Телец.В августе они должны пожениться.Дипломов пока нет.


Приехал мой друг Лёша Шкода со своей девушкой Леной,спас меня от голода,вернув долг-5р.
Олег Сидельников(мой друг и земляк с Курганинска)отравился колбасой и сейчас в больнице.



Приехал Ваня Шульжевский(мой друг и сосед по комнате) с женой Верой.


Снимал с магнитофона импровизации Дж.Хендрикса.


Почитаю Вересаева и спать.


9 июля 1974г.


Я дома,в Курганинске.Наслаждаюсь ленью.Даже дневник не хочется писать.Читаю мало:прочёл Л.Толстого "Воспоминания",Фальшивый купон","После бала","За что" - рассказы.Надо браться за Залыгина,но пусть голова отдохнёт.


Встретил соседку Нину.Она учится в Краснодаре в Муз.училище по классу домры.Приятная,мягкая,умная,мне нравится.Болтали с ней,без умолку,часа три.Любит музыку,свои суждения,чувствуется читает,слушает меня внимательно,с интересом.Вообщем она и раньше нравилась,но у ней был там парень,а вот теперь - не знаю,но с ней поговорить и то приятно.


Несколько раз приезжал Виталик Федотов.Орали с ним песни.У него хороший фальцет.С Олегом у них хорошо сливаются голоса.


Сделал выписки из "Дневников" Л.Н.Толстого:


Сожитие с чужой по духу женщиной - ужасно.
***
Если бы Христос пришёл и отдал в печать Евангелие,дамы постарались бы получить его автографы,и больше ничего.
***
Если бы делать выписки,составилисть бы те книги,которые нужны.
***
Вся пахота нужна,чтобы посев взошёл,а коли топчешь посев,незачем было и пахать.
***
Все глупости людские ясны до тех пор ,пока сам не вступил в них.
***
Излагать новые мысли,рассуждая логически - можно,но спорить,опровергать нельзя,надо увлекать.
***
Главное правило для жизни - это натягивать ровно с обоих концов постромку совершенствования,и мысленного совершенствования и жизненного,чтобы одно не отставало от другого и не перегоняло.
***
Рассудок - фонарь,привешенный к груди каждого человека.
***
Страдание - в раздвоении.
***
Если нет цели никакой,если жизнь для жизни нам дана,незачем жить.

***
Женщина счастлива и достигает всего,что она может желать,когда она обворожит мужчину.И потому главная задача женщины - уметь обвораживать его.Так это в девичьей жизни в нашем мире,так продолжается и в замужней.В девичьей жизни это нужно для выбора,в замужней - для властвованья над мужем.
***
В городе человек может прожить сто лет и не хватится того,что он давно умер и сгнил.Разбираться с самим собой некогда,всё занято.
***
Невоздержание во время беременности и кормления губит телесные,а главное - душевные силы женщины.Воздержание составляет необходимое условие человеческого достоинства при безбрачном состоянии,но ещё более важно в браке.
***
В изнеженных детях,как и во всяких перекормленных животных,неестественно рано появляется непреодолимая чувственность,составляющая причину странных мучений этих детей в отроческом возрасте.Наряды,чтения,зрелища,музыка,танцы,сладкая пища,вся обстановка жизни,от картинок на коробках до романов и повестей и поэм,ещё более разжигают эту чувственность,и вследствие этого самые ужасные половые пороки и болезни делаются обычными условиями вырастания детей обоего пола и часто остаются и в зрелом возрасте.
***
Молодые люди лучшее время своей жизни посвящают:мужчины на выглядывание,присматривание и овладевание наилучшими предметами любви в форме любовной связи или брака,а женщины и девушки - на заманывание и вовлечение в связь или брак.
И от этого лучшие силы людей тратятся не только на непроизводительную работу,но на вредную.
***
Влюбление и соединение с предметом любви никогда не облегчает достижение достойной человека цели,но всегда затрудняет его.
***
Идеал только тогда идеал,когда осуществление его возможно только в идее,в мысли,когда он представляется достижимым только в бесконечности и когда поэтому возможность приближения к нему - бесконечна.Если бы идеал не только мог быть достигнут,но мы могли бы представить себе его осуществление,он бы перестал быть идеалом.Таков идеал Христа у людей верующих.
***
Обыкновенно думают,что самые обычные консерваторы - это старики,а новаторы - молодые люди.Это не совсем справедливо.Молодые люди,которым хочется жить,но которые не думают и не имеют времени подумать о том,как надо жить,и которые поэтому избирают себе за образец ту жизнь,которая была.
***
И в ней было то,что составляет главную прелесть общения с любящей женщиной,в ней было благодаря любви к мужу ясновиденье его души.Она чуяла - ему казалось,часто лучше его самого - всякое состояние его души,всякий оттенок его чувства и соответственно этого поступала,стало быть никогда не оскорбляла его чувства,а всегда усмиряла тяжёлые чувства и усиливала радостные.
***
За кофеем,как и часто случалось,шёл тот особенный разговор(дамский)в котором логической связи не было никакой,но который,очевидно,чем-то связывался,потому что шёл беспрерывно.
***
Пережив всё то,что мужья переживают при родах,он ещё сильнее полюбил жену.
***
Дело критики - толковать творения больших писателей,главное - выделять,из большого количества написанной нами дребедени выделять - лучшее.
***
Путешествия,чтения,знакомства,приобретение впечатлений нужны до тех пор,пока эти впечатления перерабатываются жизнью,когда они отпечатываются на более или менее чистой поверхности;но как скоро их так много,что одни не переварились,как получаются другие,то они вредны:делается безнадёжное состояние поноса душевного.
***
Зачем родители отдают детей в гимназию?Если бы родители держали его дома,они бы видели последствия своей безнравственной жизни на своих детях.А отдай в гимназию,и завешено зеркало,в котором себя видят родители.
***
Вор не тот,кто взял необходимое себе,а тот,кто держит,не отдавая другим,ненужное себе,но необходимое другим.
***
Свободен тот,кто сознаёт себя живущим.
***
Неужели люди,теперь живущие на шее других,не поймут сами,что этого не должно,и не слезут добровольно,а дождутся того,что их скинут и раздавят.
***
Одна из главных причин враждебного чувства мужей и жён - это соперничество их в деле ведения семьи.
***
Терять людей?!Мы говорим:я потерял жену,мужа,брата,когда они умерли.Но ведь часто и очень часто бывает,что мы теряем людей,которые не умирают:так расходимся с ними,что они хуже,чем умерли.А напротив,часто,когда люди умирают,мы тогда-то и находим их,сближаемся с ними.
***
Красотой мы называем теперь только то,что нравится нам.Для греков же это было нечто таинственное,божественное,только что открывавшееся.
***
Пожалуй,Фет прав,что у каждого та самая жена,какая нужна ему.
***
Критика - это, когда глупые говорят об умных.
***
Не считать никакого дела бабьим делом,таким,к которому совестно притронуться,и всеми силами,именно потому,что они физически слабей,помогать им,брать от них всю ту работу,которую можно взять на себя.
***
Надо искать того,что даёт своим последствием красоту,и избегать того,что даёт своим последствием уродство.
***
Искусство есть умение изображать то,что должно быть,то,к чему должны стремиться все люди,то,что даёт людям наибольшее благо.
***
Только старикам заметна временность,краткость жизни.Это так ясно,когда один за другим вокруг тебя исчезают люди.
***
"О Шекспире и драме":


Всякому человеку нашего общества и времени с первых времён его сознательной жизни внушено,что Шекспир гениальнейший поэт и драматург и что все его сочинения - верх совершенства.


С самого начала при чтении какой бы то ни было драмы Шекспира я тот час же с полной очевидностью убеждался,что у Шекспира отсутствует главное,если не единственное средство изображения характеров,- язык;то есть то,чтобы каждое лицо говорило своим,свойственным его характеру,языком.Все лица Шекспира говорят не своим,а всегда одним и тем же шекспировским языком,вычурным и неестественным,которым не только не могли говорить изображаемые действующие лица,но никогда не могли говорить никакие живые люди.


Влюблённые,готовящиеся к смерти,сражающиеся,умирающие говорят чрезвычайно много и неожиданно о совершенно не идущих к делу предметах,руководясь больше созвучием,каламбурами,чем мыслями.


По характеру речи невозможно узнать того,кто говорит.Если и есть различия в языке,которым говорят лица Шекспира,то это только различные речи,которые произносит за свои лица Шекспир же,а не его лица.


...Но никто не решается сказать того,что царь голый,что ясно как день,что Шекспир не сумел,да и не хотел придать никакого характера Гамлету и не понимал даже,что это нужно.


То,что Шекспиру приписывается великое мастерство изображения характеров,происходит от того,что у Шекспира действительно есть особенность,могущая при поверхностном наблюдении,при игре хороших актёров представляться умением изображать характеры.


Речи,как бы они не были красноречивы и глубокомысленны,вложенные в уста действующих лиц,если только они излишни и несвойственны положению и характерам,разрушают главное условие драматического произведения - иллюзию,вследствие которой читатель или зритель живёт чувствами действующих лиц...Внимание зрителей отвлекается,читатель видит автора,зритель - актёра,иллюзия исчезает,и вновь восстановить иллюзию иногда бывает уже невозможно.


Я не привожу новых примеров этого,потому что полагаю,что человека,который сам не видит этого поражающего недостатка во всех произведениях Шекспира,не убедят никакие примеры и доказательства.


Что бы ни говорили,как бы ни восхищались произведениями Шекспира,какие бы не приписывали достоинства,несомненно то,что он не был художником и произведения его не суть художественные произведения.Без чувства меры никогда не было и не может быть художника так, как без чувства ритма не может быть музыканта.


Причина славы Шекспира,объяснение этой удивительной славы есть только одно:слава эта есть одно из тех эпидемических внушений,которым всегда подвергались и подвергаются люди.


Ещё во времена Рима было известно такое изречение:судьбы книг зависят от понимания тех людей,которые их читают.


Когда Гёте провозгласил Шекспира великим поэтом(поскольку его миросозерцание совпадало с Шекспиром)на творения Шекспира,как вороны на падаль,набросились все эстетические критики,которые не понимают искусства,и стали отыскивать в Шекспире несуществующие красоты и восхвалять их.Эти люди на слово верили авторитету.


О Шекспире написано 11000 томов и создана целая наука - шекспирология.


Продолжение выписок "Дневники" Л.Н.Толстого:


Жизнь есть участие в совершенствовании себя и жизни.
***
Жизнь истинная - в движении вперёд,в улучшении себя и улучшении жизни мира через улучшение других людей.
***
Когда выбыл один листок,теснее сбиваются остальные.
***
Наибольшее число страданий,вытекающих из общения мужчин и женщин,происходит от совершенного непонимания одного пола другим.Редкий мужчина понимает,что значат для женщины дети,какое место они занимают в их жизни,и ещё более редкая женщина понимает,что значит для мужчины долг чести,долг общественный.
***
Любовь настоящая только та,предмет которой непривлекателен.
***
Когда мы знаем,что человек приговорён к смерти,мы добры к нему - любим.Как же мы можем кого-нибудь не любить,когда знаем,что все приговорены.
***
Каждый грешит по мере того света,который есть в нём.
***
Вот кто настоящая волшебница - любовь.Стоит полюбить и то,что полюбил,становится прекрасным.Как только сделать,чтобы полюбить,чтоб всё любить?
***
...А исправлять самого себя и есть лучшее средство воспитания своих детей и больших людей.



Другие статьи в литературном дневнике: