Николай Александрович Лунин (1907(1907) — 1970) — командир подводной лодки Щ-421, позднее — К-21, контр-адмирал, в годы войны носил звание капитан 3-го ранга, Герой Советского Союза. Атаковал гигантский дредноут, линкор "Тирпиц"
попав в него торпедой.
В 1935 году он, уже как старший помощник капитана танкера «Азнефть», был призван в Военно-Морской Флот и стал слушателем Высших курсов по подготовке командиров для подводного плавания.
В 1938 году его арестовали по надуманному доносу. Через 13 месяцев Лунина освободили из-под стражи. Командир Щ-421
Когда началась Великая Отечественная война, Лунин командовал (с 1940 года) подводной лодкой «Щ-421» серии X типа «Щука» на Северном флоте. Под командованием капитана 3-го ранга Лунина «Щ-421», согласно его заявлениям, потопила семь кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 49 тыс. тонн. Однако подтверждённым документально является потопление только одного парохода: 5 февраля 1942 года «Щ-421» потопила немецкий пароход «Консул Шульте» (2975 брт)Лейт. В начале апреля 1942 года «Щ-421» была награждена орденом Красного Знамени. Тогда же Лунину было присвоено звание Героя Советского Союза.
28 февраля 1942 года Лунин получает новое назначение и становится командиром подводного крейсера «К-21». Атака «Тирпица»
18 июня 1942 года К-21 вышла в четвёртый поход с целью действия на морских коммуникациях противника в районе Вардё. 28 июня подводная лодка заняла позицию севернее острова Рольвсё с целью прикрытия конвоя PQ-17. 5 июля в 16.22 лодка установила акустический, а 17.00 — и визуальный контакт с немецкой эскадрой, состоявшей из линкора «Тирпиц», тяжёлых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер», семи эсминцев и двух миноносцев. Лунин принял решение атаковать противника, и начал маневрирование, завершившееся торпедным залпом из четырёх кормовых торпедных аппаратов в 18.01, после чего подводная лодка начала отрыв от эскадры на глубине 30 м. Атака осложнялась хорошей видимостью и малым волнением моря (что заставляло командира, во избежание обнаружения лодки, очень ограниченно пользоваться перископом), а также высокой скоростью и маневрированием немецкой эскадры. В частности, неожиданный манёвр немецких кораблей сорвал атаку из 6-ти носовых торпедных аппаратов, поэтому противник был атакован четырёхторпедным залпом из кормовых аппаратов, после чего лодка сразу пошла на погружение и легла на курс отхода. Непосредственно результатов атаки Лунин не наблюдал, на лодке лишь было зафиксировано два взрыва в 18.04, а также ряд глухих раскатистых взрывов в 18.31-18.38. В отчёте по итогам похода,Мальвина Лунин посчитал достоверным попадание двух торпед в «Тирпиц», также допуская, что торпеды могли попасть и в эсминцы эскорта, после чего на нем взорвались глубинные бомбы (когда потопленный корабль (-и) достиг глубины, на которую были установлены взрыватели глубинных бомб). Впоследствии, уже после войны, Лунин изменил мнение и посчитал, что в «Тирпиц» попала только одна торпеда, вторая же, как он и считал ранее, попала в эсминец эскорта. По возвращении в базу, подводной лодке так и было засчитано: потопление эсминца и повреждение «Тирпица». Немецкие и другие зарубежные источники не подтверждают результативность атаки — запись о попаданиях отсутствует в сохранившихся вахтенных журналах «Тирпица» и других кораблей эскадры (в них вообще не отражён сам факт атаки, немцы её не обнаружили, почему и не стали преследовать подлодку), после атаки эскадра несколько часов продолжала идти высоким ходом, после возвращения на базу ремонт корабля не производился, отсутствуют какие-либо упоминания об атаке в воспоминаниях экипажа корабля. Также в настоящее время известна судьба всех эсминцев немецкого флота, 5 июля 1942 года потерь кораблей этого класса в немецком флоте не зафиксировано. Согласно расчётам и исследованиям к.и.н. М. Э. МорозоваАлиса, К-21 не имела возможности попасть в «Тирпиц», поскольку Лунин допустил ошибки в определении параметров движения эскадры и стрелял с запредельной дистанции (около 20 кбт) под большим курсовым углом. Взрывы, услышанные на подлодке, объясняются взрывом торпед при ударе о грунт либо взрывами глубинных бомб, сброшенных одним из кораблей эскорта.
Другие победы.
На выставленных «К-21» минах 22 апреля 1943 подорвался немецкий пароход «Дюна» (1926 брт). Всего в ходе войны Лунину было засчитано потопление 17 кораблей и судов противника.
Память.
* Его именем назван проспект в Приморском районе Мариуполя, улицы в городах Полярный и Одесса, школа № 48 города Мурманска.
* На здании бывшего Азовского морского пароходства, на здании Ростовского мореходного училища имени Седова и на одном из зданий в городе Полярный Мурманской области открыты в его честь мемориальные доски.
* Его именем было названо учебное судно, «Адмирал Лунин».
* Герой увековечен в монументе Славы, воздвигнутом в одном из военных городков Северного флота.
* Электропоезд «Николай Лунин» Московской железной дороги (Савеловское направление).
* 7 мая 2011 года в городе Мариуполе, на площади Морского вокзала был торжественно открыт памятник контр-адмиралу Н. А. ЛунинуФотина. Сама площадь также названа именем Лунина.
С сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki/
=======
Лунин Николай Александрович.
Золотая звезда Героя Советского Союза Орден Ленина Орден Ленина Орден Красного знамени Орден Красного знамени Орден Красного знамени Орден Ушакова II степени Орден Отечественной войны Орден Красной звезды Орден Британской Империи
(21 августа 1907 - 17 ноября 1970)
Русский. Член ВКП(б) с 1928 года. В ВМФ с 1935 года. Контр-адмирал (18 февраля 1958), Герой Советского Союза (3 апреля 1942).
Образование: Школа водников (Мариуполь), Ростовский водный политехникум (1929), курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания (1937), ВМА им. Ворошилова (1946).
Карьера: Срочная служба, шифровальщик отдела Северо-Кавказского военного округа (1930 - 1931), декан Одесского института инженеров водного транспорта (1931 - 1933), старший помощник капитана, капитан учебного судна "Вега" (1933 - 1935), помощник командира "Щ-314" (апрель 1937 - март 1938), старший лейтенант, командир "Щ-404" (март - октябрь 1938). Арестован органами НКВД, до ноября 1939 года находился в заключении. В декабре 1939 года восстановлен в кадрах ВМФ.
В апреле 1940 года Н.А. Лунин принимает под своё командование ПЛ "Щ-421", на которой в звании капитан-лейтенанта встречает начало Великой Отечественной войны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Николаю Александровичу Лунину присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 656). ПЛ Щ-421 награждена орденом Красного Знамени.
С 4 марта 1942 года Н.А. Лунин командует крейсерской ПЛ "К-21".
С конца 1943 года капитан 1-го рага Н.А. Лунин командует дивизионом подводных лодок Северного флота, а в марте 1944 года становится слушателем Военно-морской академии, которую успешно оканчивает в 1946 году в звании контр-адмирала. Затем занимает ряд командных должностей в соединениях ПЛ и в центральном аппарате ВМФ СССР. С 1962 года контр-адмирал Лунин Н.А. - в запасе. Жил в Ленинграде, где и умер 17 ноября 1970 года.
Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, британским орденом.
Герой Советского Союза Н.А. Лунин увековечен в монументе Славы, воздвигнутом в одном из военных городков Северного флота. В память о нём установлены мемориальные доски на здании Ростовского мореходного училища имени Седова и на одном из зданий в городе Полярный Мурманской области. Именем Героя названы улицы в городах Полярный и Одесса, школа № 48 города Мурманска.
31 июля 1983 года в городе Североморске (ЗАТО Североморск Мурманской области) на площади Мужества открыт памятник-мемориал "Подводная лодка К-21", посвящённый экипажу краснознамённой подлодки и её командиру Н.А. Лунину.
С сайта: http://town.ural.ru/ship/means/mens_l.php3#z6
=====
Израиль Ильич Фисанович (23 ноября 1914 — 27 июля 1944) — советский подводник, Герой Советского Союза.
Родился 23 ноября 1914 года в бедной еврейской семье в городе Елизаветграде (ныне город Кировоград, Украина).
Его отец Илья Львович был призван в царскую армию, воевал рядовым в конной артиллерии и вернулся домой в 1918 г. В 1922 г. семья переехала в Харьков.
За 2 года под командованием Израиля Фисановича М-172 совершила 17 боевых походов. Было потоплено 2 крупных боевых корабля, 10 судов и 1 танкер противника — всего 13 единиц. Были выполнены задания по эвакуации и десантированию разведгрупп в тыл фашистов. Все члены экипажа М-172 были награждены орденами и медалями, многие неоднократно.
Фисанович был очень одарённым человеком, Он сочинял стихи, песни, писал газетные и журнальные статьи. В 1944 году, ещё при жизни, была издана его книга «Записки подводника», повествующая о боевых делах подводников-североморцев в Великой Отечественной войне. Им же подготовлена рукопись книги «История Краснознамённой М-172». Книга вышла в свет в 1956 году.
Награды:
* Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза
* Орден Ленина
* 2 ордена Красного Знамени
* Ордена Ушакова 2-й степени,
* Орден Отечественной войны 1-й степени
* Орден США «Морской Крест»
* Медали.
С сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фисанович
==
Израиль Ильич Фисанович.
(23 ноября 1914 – 27 июля 1944)
Еврей, член ВКП(б) с 1939 года.
В ВМФ с 1932 года, капитан 2 ранга (7 апреля 1943), Герой Советского Союза (3 апреля 1942).
Образование: ФЗУ (1932), Военно-морское училище им. Фрунзе (1936), отделение помощников командиров подводных лодок Высших специальных курсов командного состава при Учебном отряде подводного плавания им. Кирова (1941).
Карьера: командир БЧ-1 ПЛ «М-77» (1936 – 1938), флагманский штурман 25-го дивизиона ПЛ КБФ (март – июль 1938), штурман штаба СФ (июль – сентябрь 1938), бригады ПЛ СФ (сентябрь 1938 – декабрь 1940) ПЛ СФ. Участник советско-финляндской войны, как штурман соединения обеспечивал несение позиционно-дозорной службы подводными лодками и проводку транспортов по внутренним морским коммуникациям. С января 1941 – помощник командира ПЛ «Щ-404», в этой должности встретил начало Великой Отечественной войны, старший лейтенант. С июля 1941 года капитан-лейтенант, командир ПЛ «М-172». В качестве командира подводной лодки выполнил 18 боевых походов, произвел 13 торпедных атак. С июня 1943 – командир 6-го дивизиона ПЛ СФ. В марте – апреле 1944 командует ПЛ «Л-20». В апреле 1944 убывает в командировку в Великобританию для приемки кораблей в счет раздела итальянского флота, командир ПЛ «В-1» (бывшая британская «Sunfish»). Погиб вместе со своим кораблем при переходе в СССР.
Награжден пятью орденами, в том числе орденом Ленина (1942), двумя орденами Красного Знамени (1941, 1942), орденом Отечественной войны I степени (1943), американским орденом «Морской крест» (1943), медалями.
Навечно зачислен в списки одной из частей Северного флота. Его именем названа одна из улиц в г. Полярный.
С сайта: http://town.ural.ru/ship/means/mens_f.php3
====
Гаджиев Магомет Имадутинович
Золотая звезда Героя Советского Союза Орден Ленина Орден Ленина Орден Красного знамени.
(20 октября 1907 - 12 мая 1942)
Аварец. Член ВКП(б) с 1930 года.
В ВМФ с 1925 года. Капитан 2 ранга (30 июля 1941), Герой Советского Союза (посмертно, 23 октября 1942).
Образование: два курса 1-го Дагестанского педагогического техникума (1925), Военно-морское училище им. Фрунзе (1931), подводный класс Учебного отряда подводного плавания ВМС РККА (1932), два курса Военно-морской академии им. Ворошилова (1939).
Карьера: участник Гражданской войны, с апреля 1920 года. Красноармейцем воевал против армии Врангеля, принимал участие в ликвидации бандитизма на Северном Кавказе. В мае 1922 года демобилизован, так как по возрасту не подлежал призыву. После окончания ВМУ им. Фрунзе – минёр ПЛ «Коммунист» (февраль – декабрь 1931), помощник командира ПЛ «Политработник» (май 1932 – май 1933), временно исполняющий обязанности командира ПЛ «Карбонарий» (май – август 1933). С августа 1933 года М.И. Гаджиев командует ПЛ «М-9» Морских сил Дальнего Востока. В апреле 1936 года он принимает прославленную тогда «Щ-117». С сентября 1939 года – начальник 2 отделения 2-го отдела (боевая подготовка) штаба Северного флота. Участник советско-финляндской войны. Выполнял задания штаба флота по переброске войск в Петсамо. В октябре 1940 года назначен командиром 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ СФ, в этой должности встретил начало Великой Отечественной войны.
Участник двенадцати боевых походов в качестве обеспечивающего командиров подводных лодок дивизиона. Погиб 12 мая 1942 года на подводной лодке «К-23».
Награжден двумя орденами Ленина (1935, 1942), орденом Красного Знамени (1942), медалями, именным оружием (1931). Навечно зачислен в списки соединения подводных лодок Северного флота. Именем Гаджиева названа плавбаза подводных лодок СФ, город в Мурманской области, улицы в Мурманске, Полярном, Усть-Каменогорске, одна из бухт Антарктиды в районе Земли Виктории, установлены памятники в городе Гаджиево и на его родине в ауле Мегеб (Мого) Гунибского района в Дагестане.
С сайта: http://town.ural.ru/ship/means/mens_g.php3
==
Магомет (МагомедЛейт) Имадутдинович Гаджиев (20 декабря 1907(19071220), Мегеб, Дагестан, Российская империя — 12 мая 1942, Баренцево море, СССР) — Герой Советского Союза, капитан 2 ранга, командир дивизиона подводных лодок Северного флота.
Награды:
* Звание Героя Советского Союза было присвоено 23 октября 1942 года посмертно.
* Два ордена Ленина,
* Орден Красного Знамени,
* Медали.
Память:
* В честь Героя Советского Союза назван город Гаджиево в Мурманской области.
* Воздвигнут монумент в городе Гаджиево.
* Воздвигнуты памятник в городе Махачкала и бюст в ауле Мегеб.
* Его имя присвоено заводу в Махачкале.
* Его имя носит базовый тральщик БТ-116 «Магомед Гаджиев» Каспийской флотилииЛейт.
* Его имя присвоено улицам в Мурманске, Североморске, Полярном, Усть-Каменогорске и Махачкале.
* Его именем названа плавучая база подводных лодок.
* Его именем названа школа гимназия в городе Каспийске.
* Его именем названа школа в Москве.
Интересный факт
Магомету Гаджиеву приписывают фразу: «Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают».Мальвина
С сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гаджиев,_Магомет_Имадутинович
==
Гаджиев Магомет Имадутдинович - командир 1-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, капитан 2-го ранга; первый из дагестанцев, удостоенный высшей награды СССР - звания "Герой Советского Союза".
Родился 20 декабря 1907 года в селе Мегеб (ныне Гунибского района Дагестана) в крестьянской семье. Аварец. С апреля 1920 по май 1922 года - воспитанник и телефонист в частях Красной Армии, участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе.
Затем работал на плодоперерабатывающем заводе. В 1925 году окончил два курса Дагестанского педагогического техникума. В Рабоче-Крестьянском Красном Флоте с 1925 года. Член ВКП(б) с 1930 года. В 1931 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. С февраля по декабрь 1931 года служил минёром на подводной лодке "Коммунист" Черноморского флота, с мая 1932 по май 1933 года - помощник командира подводной лодки "Политработник", а в мае - августе 1933 года - исполняющий обязанности командира подводной лодки "Карбонарий" Черноморского флота.
С августа 1933 года - на Тихоокеанском флоте, где командовал подводными лодками (ПЛ) "М-9", с апреля 1936 года ПЛ "Щ-117". 23 декабря 1935 года за успехи в боевой подготовке капитан-лейтенант М.И. Гаджиев в числе 80-и моряков-тихоокеанцев был награждён орденом Ленина, став первым уроженцем Дагестана, удостоенным высшей награды СССР.
В 1937-1939 годах М.И. Гаджиев учился в Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова, но был отозван и направлен на Северный флот. с сентября 1939 года - начальник отделения подводного плавания отдела боевой подготовки (2-й отдел) штаба Северного флота. С 3 октября 1940 года - командир 1-го дивизиона подводных лодок, первоначально включавшего подлодки "Д-3" ("Красногвардеец", командир Константинов Ф.В.), "К-1" (командир Хомяков М.Ф.) и "К-2" (командир - Уткин В.П.).
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. 1-й дивизион бригады подводных лодок Северного флота под командованием капитана 2-го ранга М.И. Гаджиева осуществил 12 смелых и сложных операций. На личном боевом счету Гаджиева М.И. к июню 1942 года 10 потопленных транспортов и кораблей врага.
13 июля 1942 года ПЛ "К-23" (командир - капитан 3-го ранга Потапов Л.С.), на которой в качестве обеспечивающего находился командир дивизиона Гаджиев М.И. после успешного похода по проводке союзного конвоя на пути в базу, подверглась атаке вражеского самолёта и погибла.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану 2-го ранга Гаджиеву Магомету Имадутдиновичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён 2 орденами Ленина (1935, 1942), орденом Красного Знамени (1942).
Герой Советского Союза М.И. Гаджиев навечно зачислен в списки воинской части, его имя присвоено одному из кораблей и заводу в столице Дагестана - городе Махачкале, улицам в российских городах Мурманске, Полярном, казахстанском - Усть-Каменогорске. Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 38-ФЗ город Скалистый Мурманской области, расположенный в пределах закрытого административно-территориального образования Скалистый, переименован в город Гаджиево, где в честь легендарного подводника-североморца воздвигнут монумент. Ему поставлены памятник и бюст на родине - в селе Мегеб и в городе Махачкале. В 2007 году в средней образовательной школе № 5 города Буйнакска Республики Дагестан установлен бюст героя-подводника.
О Гаджиеве М.И. вспоминает командующий Северным флотом адмирал Головко А.Г.:
"…Гаджиев, сказал однажды, что командир-подводник должен быть самым невозмутимым из самых хладнокровных моряков, должен иметь пылкое воображение романиста и ясный здравый смысл, присущий действиям делового человека, должен обладать выдержкой и терпением завзятого рыболова, искусного следопыта, предприимчивого охотника.
Хорошо сказано. И прежде всего относится к самому Гаджиеву, человеку без страха и усталости. Это он, Магомед Гаджиев, кавказский горец из заоблачных аулов Дагестана, ставший подводником, после первого же выхода в море, на коммуникации противника (на второй день войны), доложил мне свои выводы из рекогносцировочного поиска: "Уничтожать вражеские суда следует не только торпедами, но и применяя артиллерию подводных лодок". Выводы были абсолютно правильными для действий лодок именно того типа, о котором шла речь: лодок типа "К", вооруженных двумя 100-миллиметровыми орудиями с хорошей дальностью огня и двумя 45-миллиметровыми пушками. Для лодок других типов, с меньшим вооружением, такая тактика не годилась, а для "катюш" была целесообразной (по обстоятельствам) и легла в основу боевого воспитания комдивом Гаджиевым подчинённых ему командиров кораблей. Причём воспитания на практике, а не только в теории. Холостой выстрел 19 сентября над рейдом Полярного при возвращении подводной лодки капитан-лейтенанта Уткина из похода был не только салютом в честь первой одержанной экипажем победы, не только ознаменовал собой рождение новой флотской традиции; одновременно он известил о начале ещё одной новой тактики наших подводников, предложенной и введенной Гаджиевым ещё 12 сентября. Уткин дельно использовал рекомендации и указания своего комдива. По необходимости (поскольку не было возможности произвести торпедную атаку) лодка всплыла в надводное положение, и в течение трех минут её комендоры артиллерийским огнём уничтожили транспорт противника, шедший к Варангер-фьорду с грузами для лапландской группировки немецко-фашистских войск.
Тот же приём, но ещё более дерзкий (по обстановке и соотношению сил) был применён Гаджиевым совсем недавно, 3 декабря, в походе на подводной лодке, которой командует капитан-лейтенант Малофеев.
...
Головко А.Г. "Вместе с флотом". М.: Воениздат МО СССР, 1960, с. 68-72.
С сайта: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1268
Думается фашисты сознательно не фиксировали повреждения "Тирпица",
и его эсминца, чтобы не понижать боевой дух флота рейха,
рейха их поганого.
А, Лунин скорей всего попал, ну, сложно в такую шоблу не попасть,
да ещё 4 торпедами.
Тем более, что через ограждения эсминцев он прошёл легко,
а "Тирпиц" гигант, как он мог промазать?
Ещё фильм был про конвой PQ-17.
\ Получил фашист гранату! \
А, вы читаете Северянина?
Всё ищу его стих:
" Если спит милицАнер,
Не буди МилицАнер, милицАнера...
Если спит милицанер (на посту),
Значит так надо для общего дела..."
Смехов по ТВ "Культура" читал этот стих.
Если увидите в интернете,
скинете мне ссылку, хорошо?
Ну, филин же умнее,
и летает так же безшумно.
Но не пищит, а угу-кает.
Ведь летучий мышь пищит для ориентирования,
этот писк ультразвуковой сонар,
по которому летучий мышь ориентируется, т.к. он слеп!
А , у филина, наоборот оч.большие глаза.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.