Здравствуйте, господа, тов. ,граждане...==== РОСТРОПО;ВИЧ Мстислав Леопольдович (р. 1927) — русский виолончелист, дирижер, пианист, педагог, композитор, музыкально-общественный деятель. Еще до поступления в Московскую консерваторию он с 13 лет выступал в концертах. За 5 лет учебы в консерватории Ростропович закончил студенческий курс и аспирантуру (класс С. М. Козолупова). Феноменальное мастерство, виртуозная техника, жадный интерес к современной музыке — все это проявилось у Ростроповича уже к середине 50-х гг. Он быстро освоил практически всю виолончельную литературу — от Вивальди до Р. Штрауса. Для него написали концерты С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, А. А. Бабаджанян, А. Г. Шнитке, Б. И. Тищенко, ему посвятили виолончельные сочинения Б. Бриттен, А. Блисс, Л. Пипков, В. Лютославский, А. Дютийе, А. Жоливе, А. Хинастера, У. Пистон, А. Соге, У. Уолтон, К. Пендерецкий, П. Булез, Л. Берио, Х. В. Хенце и др. Симфоническую увертюру с названием “Слава” (сокращенное имя Ростроповича) посвятил ему Л. Бернстайн. Многогранный, ищущий музыкант, Ростропович не ограничивается сферой виолончели. Он постоянно выступал как пианист в ансамбле со своей женой, певицей Г. П. Вишневской (ими впервые исполнены вокальные сочинения Д. Д. Шостаковича и Б. Бриттена, записаны романсы и вокальные циклы П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева и др.). В 1967 г. Ростропович впервые выступил как дирижер (опера Чайковского “Евгений Онегин” в Большом театре); с тех пор дирижерская деятельность заняла большое, а впоследствии и ведущее место в исполнительском искусстве Ростроповича. С 1974 г. музыкант живет и работает за рубежом. Он концертирует на всех континентах, выступает едва ли не со всеми крупнейшими оркестрами мира не только как виолончелист, но и как дирижер. В 1977—94 гг. Ростропович был гл. дирижером Национального симфонического оркестра США; с этим коллективом он впервые исполнил около 100 новых сочинений современных композиторов (многие из них были посвящены оркестру и его руководителю); дважды (в 1990 и 1993 гг.) оркестр во главе с Ростроповичем с огромным успехом гастролировал в Москве и Ленинграде (С.-Петербурге). Разносторонняя педагогическая и музыкально-общественная деятельность Ростроповича (организация фестивалей, выставок, конкурсов, мастер-классов, благотворительных фондов и т. п.) широко известна во всем мире. В 1990 г. Ростроповичу (как и Г. П. Вишневской) возвращено российское гражданство, которого он был лишен в 1974 г. в связи с отъездом за рубеж, а также все звания и награды. Имя Ростроповича было названо среди первых лауреатов новых Государственных премий России (за 1991 г.); в постановлении было обозначено “За произведения и работы в области литературы и искусства, созданные зарубежными соотечественниками”.
Лит.: Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Рыбаков Б. А., Первые века русской истории, М., 1964. (ок. 978 - 1054 гг.) - великий князь киевский с 1019 г., сын Владимира I Святославича. Вел междоусобную борьбу с братьями за первенство на Руси. В 1035 г. Ярослав стал единодержавным правителем Руси. При нем Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Русские войска нанесли сокрушительное поражение печенегам, после чего их набеги вовсе прекратились. Огромное значение имело принятие единого для всей Руси сборника заново "Русская Правда". Это был первый юридический документ. Регулировавший споры дружинников между собой и с жителями городов. На Руси появляются первые монастыри, крупнейшим из них стал Киево-Печерский. На Руси стало развиваться летописание. В правление Ярослава мудрого впервые сложилась своеобразная русская культура и общий для всех районов Руси древнерусский язык.
1. Г. Губарев. Казачий исторический словарь-справочник, 1970 г. Ярослав Мудрый (1019-1054) По изгнании Свято полка и со смертью Мстислава Тьмутараканьского, князь Ярослав сделался единственным правителем русской земли. Отличаясь большим умом, он искусно правил Русью: Много заботился о нуждах страны, строил города (Ярослав и юрьев), воздвигал церкви (св. Софьи в Киеве и Новгороде), учреждал школы и содействовал письменности на Руси. Ему же принадлежит заслуга издания первого свода юридических обычаев, известного под названием "русская правда" . Сыновьям своим: Изяславу, Святославу, Всеволоду, Игорю, Вячеславу, дал он уделы русской земли и советовал жить мирно, дружно и в любви между собой народ прозвал Ярослава "мудрым".
1. Электронная библиотека российских диссертаций ================ Русская правда, свод древнерусского права эпохи Киевского государства и феодальной раздробленности. Р. п. дошла до нас в списках 13—18 вв. в 3 редакциях: Краткой, Пространной и Сокращённой. Списки Р. п. входят в состав Кормчих книг, "Мерила праведного", юридических сборников и летописей. В основе Р. п. лежали обычное право, княжеское законодательство, судебная практика. Краткую редакцию Р. п. составляют Правда Ярослава ("Древнейшая Правда", связанная с именем Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей и др.). Р. п. отразила в своём тексте эволюцию древнерусских общественных отношений 11—13 вв. Правда Ярослава включала в себя наряду с нормами феодального права и архаические нормы, восходящие к периоду первобытнообщинного строя. Дальнейшее развитие и совершенствование Р. п. произошло при сыновьях Ярослава и его внуке Владимире Мономахе. Важнейшие постановления Ярославичей последовали после восстаний в Киеве, Новгороде и Ростово-Суздальской земле 1068—1071. Правда Ярославичей увеличивала ответственность общины за убийства княжеских дружинников, тиунов, старост, отроков и других слуг, совершённые на её территории; предусматривала тяжёлые наказания за поджоги хозяйственных построек, намеренную порчу скота, за коллективные посягательства на имущество зажиточных людей. После восстания в Киеве 1113 в Р. п. был включен устав о процентах (резах) Владимира Мономаха, ограничивавший ростовщические операции. Р. п. фиксирует систему феодальных отношений и факты имущественного и социального неравенства. В ней отмечено на протяжении 11—13 вв. усиление феодальной зависимости смердов, закупов, холопов и др. В тексте Пространной редакции Р. п. положению закупов и холопов посвящены специальные уставы. В Р. п. отражены возрастающая роль княжеского суда, тенденция к большей дифференциации наказаний, увеличение штрафов в пользу князя и княжеской администрации с соответствующим уменьшением компенсации потерпевшим. Стремясь к упразднению кровной мести, Р. п. сужает сферу её применения и ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками убитого. При отсутствии мстителей убийца принуждается к уплате штрафа (виры) князю и частного вознаграждения (головничества) родственникам убитого. Свободные общинники, связанные круговой порукой, должны были оказывать помощь убийце в уплате виры. За убийство женщины выплачивался половинный штраф (полувирье). Р. п. защищала здоровье и честь свободных представителей феодального общества, предусматривала денежные возмещения за увечья и оскорбления действием. В Р. п. детально разрабатывалась система наказаний за кражу в городе и сельской местности, кражи или намеренную порчу бортных и охотничьих угодий, нарушение границ земельных владений и т.д. Большое внимание уделено упорядочению долговых отношений. В Р. п. входит также устав, посвященный наследственному и семейному праву. Порядок судопроизводства в Р. п. предполагал привлечение свидетелей, применение ордалий (см. "Божий суд"), клятвы (рота). Разыскание преступников производилось по свидетельским показаниям или следу. Предусматривалась проверка лжесвидетельских показаний (поклёп). Намечены первичные элементы судебной экспертизы. Нормы Р. п., действовавшие до конца 15 в. (до введения Судебника 1497), легли в основу Псковской и Новгородской судных грамот, а также украинского, белорусского и литовского права. Лит.: Правда Русская, т. 1—3, М. — Л., 1940—63; !!! ГАНДИ Мохандас Карамчанд (Gandhi, Mohandas Karamchand) (1869-1948), духовный основатель независимой Индии. Получил имя Махатма - "человек великой души". Родился в Порбандаре (ныне - в штате Гуджарат) 2 октября 1869. Его отец Карамчанд Ганди принадлежал к индусской касте банья - торговцев и некоторое время был диваном (главным министром) небольшого индийского княжества. В возрасте семи лет Ганди был помолвлен, а в тринадцать женился на Кастурбай Маканджи. Получив образование в Индии, он в 1888 уехал в Англию и изучал право в "Иннер Темпл". Возвратившись в Индию в 1891, занялся юриспруденцией. В 1893 отправился в Южную Африку в качестве юриста расположенной там индийской фирмы, и местная индийская община убедила его остаться, чтобы помогать ей в борьбе с дискриминационной политикой властей. Вскоре Ганди добился успеха и как адвокат, и как политический деятель. Он основал несколько ашрамов - духовных коммун, одна из них, под Дурбаном, называлась "Феникс-фарм", другая, около Йоханнесбурга - "Толстой-фарм". В 1894 Ганди организовал "Индийский конгресс в Натале" и с 1904 стал выпускать еженедельную газету "Индийская мысль". Пытаясь противостоять дискриминации индийцев, он в 1906 впервые провел кампанию ненасильственного сопротивления, или гражданского неповиновения. Эту тактику, которую он разработал под влиянием произведений Генри Торо, Льва Толстого, Евангелия и индусских священных книг, Ганди назвал "сатьяграха" (букв. "твердость, основанная на истине"). За проведение кампаний сатьяграхи его часто арестовывали - в ноябре 1913 трижды за четыре дня, когда он возглавлял марш 2000 индийских шахтеров из Наталя в Трансвааль. Эта демонстрация была прекращена по соглашению с Я.Смэтсом, в то время министром обороны Южно-Африканского Союза, и в июле 1914 Ганди покинул Южную Африку. Ганди, которому тогда было 45 лет, вернулся в Индию. Около Ахмадабада он основал новый ашрам. Тогда же, в 1918, он провел свою первую голодовку. Вначале Ганди не выступал против британского господства в Индии, более того, в годы Первой мировой войны он помогал набирать рекрутов в британскую армию. Когда в 1919 англичане провели законы Роулетта, продлившие срок действия ограничений, касавшихся гражданских свобод индийцев, Ганди объявил первую всеиндийскую сатьяграху. Тысячи жителей страны выразили свой протест, не прибегая к насилию, но во многих местах происходили массовые уличные беспорядки. Англичане прибегли к репрессиям, завершившимся побоищем в Амритсаре, где из пулеметов была расстреляна толпа индийцев и погибли 379 человек. События в Амритсаре превратили Ганди из сторонника Британской империи в ее решительного противника. Вторую всеиндийскую сатьяграху Ганди начал в 1920. Вскоре он призвал соотечественников бойкотировать британский текстиль и производить собственные ткани на ручных станках. В 1922 его арестовали за подстрекательство к мятежу, судили и приговорили к шести годам заключения. В 1924 Ганди был освобожден из тюрьмы и после этого стал председателем Индийского национального конгресса. Ганди не ограничился сатьяграхой, выдвинув т.н. конструктивную программу. Следуя ей, он проводил энергичные многоплановые кампании: против неприкасаемости и за мусульмано-индусское единство, за права женщин, подъем начального образования, запрещение алкогольных напитков, внедрение правил личной гигиены. В 1929 конгрессистская партия объявила 26 января Днем национальной независимости, и Ганди возглавил третью всеиндийскую сатьяграху. На следующий год он выступил с протестом против британской соляной монополии. В 1931 Ганди отправился в Лондон на вторую Конференцию "круглого стола", где обсуждалось политическое будущее Индии. Здесь он встретился со многими старыми друзьями, в том числе с английским публицистом К.Ф.Эндрюсом и французским писателем Р.Ролланом. В начале 1932 он снова оказался в тюрьме и на этот раз начал свою "эпохальную голодовку": в течение шести дней Ганди не принимал пищи в знак протеста против политики в отношении каст неприкасаемых. В 1933 голодовка длилась уже 21 день, вновь по той же причине. Ганди освободили из тюрьмы в самом начале голодовки, чтобы не допустить обвинений в адрес английских властей в случае его смерти. Активной политической деятельностью стала заниматься и его жена Кастурбай, которая на протяжении двух лет шесть раз подвергалась арестам. В 1936 Ганди перенес свой ашрам в г. Вардха (Центральная Индия), где продолжал издание еженедельной газеты "Хариджан" ("Божьи дети", как он называл неприкасаемых). В 1942 конгрессистская партия приняла резолюцию "Уходите из Индии", и Ганди стал лидером последней всеиндийской кампании сатьяграхи. Вместе с женой он был арестован и подвергся заключению в Пуне. В феврале 1943 предпринял 21-дневную голодовку, на следующий год его жена умерла в тюрьме. Сильно пошатнулось и здоровье самого Ганди; в мае 1944 он был выпущен на свободу. В сентябре 1944 Ганди встретился с лидером Мусульманской лиги Мухаммадом Али Джинной. Однако к тому времени принятие решений о судьбе Индии все больше переходило к более молодому Джавахарлалу Неру и его коллегам. В августе 1946 Неру получил от англичан предложение сформировать правительство, что заставило Джинну объявить о "Дне прямых действий", а это, в свою очередь, вызвало столкновения между индусами и мусульманами. В ноябре Ганди обошел пешком Восточную Бенгалию и Бихар, чтобы прекратить беспорядки. Он решительно возражал против согласия Конгресса, в том числе и Неру, на раздел Индии. 15 августа 1947, когда произошло официальное отделение Пакистана от Индии и обе страны объявили о своей независимости, Ганди провел голодовку, чтобы выразить свое горе и попытаться приостановить столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Через несколько месяцев после своего 78-го дня рождения, 12 января 1948, он начал свою последнюю голодовку, которая продолжалась пять дней. Каждый день Ганди проводил коллективную молитву в саду у стен Бирла-Хаус в Нью-Дели. Ганди был убит по пути на молитву 30 января 1948. Ганди кремировали на берегу р.Джамны в Раджгхате (в Нью-Дели) - месте, ставшем национальной святыней. Последователи продолжили осуществление его конструктивной программы, включавшей земельную реформу. Финансовая поддержка программы обеспечивалась Мемориальным фондом Ганди, составленным из множества небольших пожертвований, сделанных вскоре после его гибели. Велико было влияние Ганди и за границей. Несколько кампаний сатьяграхи против апартеида прошло в Южной Африке, в одной из них в 1953 участвовал сын Ганди Манилал. Ряд лидеров национально-освободительного движения, включая Кваме Нкруму (Гана), говорили о том, что многим обязаны Ганди. В США тактикой ненасильственных действий воспользовался Мартин Лютер Кинг, а также другие борцы за гражданские права. В 1959 был учрежден Фонд борьбы за мир имени Ганди. О Ганди написано несметное число работ. Собрание его сочинений может составить 80 томов, включая его автобиографию Моя жизнь (The Story of My Experiments with Truth, 1927), тысячи передовых статей из "Индиан Опинион" ("Indian Opinion"), "Молодая Индия" ("Young India"), "Хариджан" ("Harijan") и множество личных писем. Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000. © Copyright: Платон Иванов Аль-Фадлан, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|