Сущий на Небесах Преображение

Данилина Лика: литературный дневник

Сегодня Православные церкви, использующие юлианский календарь, в том числе и Русская православная церковь, празднуют Преображение Господне — великий праздник для верующих в честь преображения Христа перед учениками, когда Христос впервые явил им Свою Божественную суть. Праздник этот входит
в число двенадцати важнейших после Пасхи праздников. Преображение есть откровение всех Лиц Святой Троицы, то есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. «Что значит — преобразился?» – вопрошает Богослов Иоанн Златоуст и отвечает: «открыл, то есть, им (ученикам — Петру, Иакову и Иоанну) нечто из Своего Божества — столько, сколько они могли вместить, и показал в Себе обитающего Бога». Христос — для живущих и созерцающих духом есть то же, что солнце — для живущих во плоти и созерцающих чувством: ибо другого Света для ве́дения Божества и не нужно тем, которые обогащены Божественными дарованиями.
Неисповедимый Свет был таинственно явлен апостолам и начальнейшим из пророков в то время, когда Господь молился; и этим показано, что родительницей этого блаженнаго ви́дения была молитва, что Нетварный Свет происходил и явился от соединения ума с Богом, и что он подаётся всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу. Для того Господь пред началом Преображения избирает главнейших из апостолов и возводит их с Собою на гору, чтобы показать им нечто великое и таинственное. И Евангелист Иоанн, наученный Божественным Откровением, ясно говорит, что будущий вечный и пребывающий град Господень не будет «требуя солнца и луны, да светят в нём: Слава Божия и светильник его — Агнец» (Апок. 21, 23).


Лев Толстой — выдающийся русский писатель с мировым именем прожил бо́льшую часть своей жизни атеистом, лишь на закате своего земного существования он сделал следующее заявление: «На протяжении 35 лет моей жизни я был в полном смысле слова нигилистом, — не то чтобы социалистом-революционером, но не верящим НИ ВО ЧТО. Но пять лет тому назад ко мне пришла вера. Теперь я верю в доктрину об Иисусе Христе, и вся моя жизнь неожиданно совершенно изменилась… жизнь и смерть перестали быть для меня злом, вместо безнадёжности и отчаяния я теперь ощущаю радость и счастье, которых не сможет отнять у меня даже смерть… Атеист говорит: я не знаю Бога, мне не нужно это понятие. Говорить это — всё равно, что говорить человеку, плывущему по морю в лодке, что он не знает моря и ему не нужно это понятие. То бесконечное, которое окружает тебя, на котором ты движешься, законы этого бесконечного, твоё отношение к нему, — это-то и есть Бог. Говорить, что ты не видишь Его, это — поступать, как страус… "Я наполняю все пространства и все времена, — говорит Бог, — и вместе с тем я же заключён в каждом сердце человека. Все люди ищут меня, а между тем я обнимаю каждого человека, и ни один человек не может жить без меня"… Если человек и не знает, что он дышит воздухом, — он знает, что лишился чего-то, когда задыхается. То же и с человеком, лишившимся бога, хотя бы он и не признавал его… То, что я сознаю и называю своей жизнью, — есть постепенное открывание Себя во мне, как и во всех существах, Единого Начала. Наши жизни и жизнь мира — Его дыхание… Бог дышит нашими жизнями… Доказывать существование Бога! Может ли быть что-нибудь глупее мысли: доказывать существование Бога. Доказывать Бога всё равно, что доказывать своё существование. Доказывать своё существование? Для кого? Кому? Чем? Кроме Бога, ничего не существует… Спрашивать, есть ли Бог? — всё равно, что спрашивать: есть ли я? Я в себе знаю Бога. То, чем я живу, это и есть Бог. Отрицать бога — значит отрицать себя как духовное, разумное существо…»

В самом деле, если Бога нет, то жизнь — это абсурд. Человеческие ценности постоянно меняются, и в таком случае и моральные ценности были бы относительными. Образование, наука, техника также не имели бы никакой значимости, поскольку всё равно всё заканчивается смертью. Если вся Вселенная придёт к концу, то какой же смысл имеет жизнь отдельного человека? Никакого значения не имели бы ни научные достижения, ни развитие медицины, ни борьба за мир, ни подвиги героев — ни гуманизм, ни возвышенные идеи в таком случае никому не нужны. Человек ничто и превратится в ничто. Только ЛЮБОВЬ наполняет нашу жизнь смыслом, — только она, побуждая человека к созиданию, заставляет задуматься: кто мы и для чего мы здесь? Ни наличие золота в закромах, ни блеск драгоценных камней, ни технологическое превосходство не делают человека счастливым и не приносят удовлетворения жизнью — сколько бы ни было у вас материальных богатств, их всегда будет недостаточно, а радость от их обладания скоротечна и эфемерна. Только духовно насыщенное бытие приводит человека к истинному счастью, — и эта Радость не проходит никогда.

Фома Аквинский — святой католической церкви, признанный наиболее авторитетным религиозным философом — «princeps philosophorum» («князь философов»), связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля и сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в Благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном Откровении. Впоследствии доказательства эти подверглись критике великим немецким философом Иммануилом Кантом. Однако, в результате своих умозаключений мыслитель с удивлением обнаружил и сформулировал личное — шестое — доказательство существования Бога: всё в мире существует по закону причинности — и только человек в редкие мгновения своей свободы не подчиняется этому закону.


Принцип детерминизма (причинно-следственных отношений) — это, по сути, самый общий закон мироздания. Этому закону подчинено и существование человека. Однако бывают случаи, когда человек действует свободно, ничем не понуждаемый. То есть, — как будто без причины! Если предположить, что у каждого человеческого поступка есть свои причины, то в таком случае награждать за подвиги надо не людей, а эти самые «причины», и их же надо сажать в тюрьму вместо тех, кто совершает преступление. Иными словами, там, где нет свободы — там нет ответственности, и не может быть ни права, ни нравственности. Иммануил Кант считает, что отрицать свободу человека — это то же самое, что отрицать всю мораль. С другой же стороны, если даже в действиях других людей я и могу усматривать причины, по которым они поступают в каждой ситуации определённым образом, то присмотревшись к себе самой, я должна буду признать, что по большому счёту я-то действую свободно. Иначе говоря, не смотря на окружающие меня обстоятельства, особенности моего характера, наследственность и прочее, перед любым поступком у меня есть право и время, когда я могу сделать свободный выбор в пользу того или иного решения. Это и есть СВОБОДА.


К примеру, некий гражданин решил прогуляться в парке. Проходя мимо пруда, он видит плавающую там утку, и в этот момент — без всякой объективной причины он хватает с земли камень и пуляет им в птицу. Таково его спонтанное решение. Причина субъективна — она находится в сознании гражданина, характеризуя его нравственный облик, но общий закон Вселенной никак не объясняет этого мерзкого поступка. По мнению Канта, — именно в это время история всей вселенной как бы начинается с него. Ни в прошлом, ни в настоящем нет ничего такого, чем бы можно было оправдать данное решение. И я скажу больше: именно с таких ничтожных аморальных необдуманных действий запускаются все механизмы зла. Каждый человеческий индивидуум судит об окружающем его мире исключительно субъективно — не объективно, полагаясь на своё воспитание, укоренившиеся в результате данного воспитания предпочтения и вкус и на свой житейский опыт. Все мы разные и относимся к окружающей нас действительности по-разному. Целью Благой Вести Христа является объединение разного посредством своей Заповеди, посредством ЛЮБВИ. Почему именно ЛЮБВИ? На протяжении всей истории человечества зло, неуклонно наращивая свою массу, обратилось в некую отдельную и противоположную Божественной ипостаси сущность, а всякой сущности для своего дальнейшего существования необходимо питаться — всякая грибница, лишённая питательной среды, гибнет. Так и зло, подпитываясь от наших дурных мыслей и поступков, разрастается всё больше и больше, а главным условием для этого является разъединение, — чем более мы разобщены, тем больше между нами неприятия и сопротивления. Единственным оружием против этого является ЛЮБОВЬ. Нет причин для вражды — нет и зла. Просто — как дважды два. Христос был явлен нам Сыном Божиим засвидетельствовать прощение Всевышнего человечеству прошлый грех духовной разобщённости и указать иной путь — Путь и ИСТИНУ, ведущие в Царствие Божье. Человек, сотворённый по образу и подобию Его, не может быть лишён права свободного выбора даже волей Всевышнего, ибо это будет нарушением Им же установленных правил, только сам человек обязан сделать выбор: быть ему с Богом или же существовать словно нить мицелия ядовитой грибницы зла. Тот же выбор стоял и перед Первочеловеком — Адамом, когда он нарушил единственное требование Бога в Эдемском саду. Любая особь, заявляющая: живи по моим правилам или умри, — не облекается в Бога, а примеряет на себя метафорические физические "доспехи Бога", в полной мере используя данное ему свыше право свободного выбора, но в то же время переступает Закон Божий в угоду своей гордыне, выпячивая подобие и отрицаясь Образа. Об ином всеоружии Божием говорит нам Апостол Павел в своей проповеди к Ефесянам (6:12-18) — это ДУХОВНЫЕ "инструменты", которые Бог дал нам, Своим детям, чтобы мы могли эффективно и действенно противостоять им против лукавого зла: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных; приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять; стойте твёрдо, препоясав чресла ваши ИСТИНОЮ и облёкшись в броню ПРАВЕДНОСТИ; обув ноги в готовность благовествовать МИР; возьмите щит ВЕРЫ, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем СПАСЕНИЯ возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие; всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время Духом…» Если в качестве понятного нам примера опереться на принцип «экстерриториальности», который гласит, что на территории любого государства его законам не подчиняются только те лица, у которых есть данное право, т.е. дипломатический корпус, то и получается, что именно человек обладает таким правом — не подчиняться закону детерминированности Вселенной, а это значит, что он не является её частью. У нас есть статус экстерриториальности в этом мире; и мы — посланцы того, ИНОГО, Духовного, нематериального мира, в котором действует не принцип детерминизма, а принцип СВОБОДЫ и ЛЮБВИ. Таким образом, в мире есть Бытие, которое не подчиняется законам материи — и мы к нему причастны. Из всего вышесказанного вытекает простой вывод: мы СВОБОДНЫ — а, значит, Бог существует. Если вселенная, в которой мы прозябаем материальна, то почему бы не быть Вселенной Духовной? Бог — Творец всего; Христос — Господь Человечества, Сын Божий, принявший Распятие за скорби и духовные немощи наши; Святой Дух — Вселенная Духовная, творческая — и есмь Сам Творец. Великая Троица — начинающаяся и замыкающаяся Богом, который Сам в Себе и есть Бесконечность.
«Я есмь Альфа и Омега» (Откр., 1:11)


В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал.
Пришел к своим, и свои Его не приняли… (Ев. от Иоанна; 1:1-1:11)

Вспомним наставление Христа своим ученикам: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32). Представим христианина, с благоговением принимающего разумением своим Бога-Творца и Господа нашего Иисуса Христа, но по недостаточности зрелости духовной не постигающим в сердце своём Духа Святаго — Царствия Небесного, которое открывается только тем, кто свято чтит основной Закон Духа: ЛЮБВИ и СВОБОДЫ? Церковь утверждает, что Бог един по существу, но троичен в "лицах" — Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо (ипостась) Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а — единое Божественное существо. Три Лица Пресвятой Троицы почитаются христианами в равной степени. И ответственность за хулу на каждую ипостась Троицы также не может иметь различных степеней, потому что в любом случае это будет богохульством. Христос определяет хулой на Духа оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого — оскорбление Своего человечества. Слова о хуле на Духа Господь произнёс после того, как фарисеи обвинили его в колдовстве: «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф 12:22-24). Логика тогдашних хулителей понятна: фарисеи не желали признавать, что в бродячем проповеднике действует сила Божия. Но сверхъестественное происхождение этой силы отрицать они не могли, поскольку Христос творил чудеса на глазах у народа, и никто не мог обвинить Его в обмане. Поэтому фарисеи решили объяснить эти чудеса действием бесовским. Что и было названо Христом — хулой на Духа. Церковь ясно говорит, что нет такого греха, который бы невозможно было исцелить покаянием. И богохульство вовсе не является каким-то особым исключением из этого правила. Совершенное осознание своей нравственной близорукости (немощи) и искреннее раскаяние дают право верующему наследовать Царствие Небесное: «Блаженны нищие по велению духа, ибо их есть Царствие Небесное» (Евангелие от Матфея; глава 5)…


«Блаженны вы, когда воздвигнут на вас поношения и гонения, и лживо скажут про вас всякое худое слово из-за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на Небесах! Так ведь гнали пророков, что были прежде вас»… За всю историю своего существования человечество накопило такие массивы зла, что даже крестная жертва Мессии и Его сподвижников за две тысячи лет не состоянии хотя бы частично нейтрализовать их. Вспомним великий подвиг Апостолов Христа и первых христианских лидеров, казнённых за то, что они провозглашали воскресение Христово:


Андрей — распят на кресте
Варфоломей — забит до смерти палками
Варнава — побит камнями
Иаков, брат Иисуса — побит камнями
Иаков младший — сброшен с крыши храма
Иуда (не Искариот) — распят
Лука — повешен на оливковом дереве
Марк — протянут по улицам за ноги и сожжён на костре
Матфий — побит канями и обезглавлен
Матфей — убит мечом
Павел — обезглавлен
Пётр — распят вниз головой
Симон — распят
Филипп — избит бичом и распят
Фома — пронзён стрелой
Иаков, сын Заведеев — убит мечом
Фаддей — убит стрелою


И только Иоанн Богослов, брат Апостола Иакова, которому Иисус после Своей крестной смерти поручил заботу о Своей Матери — Деве Марии, умер естественной смертью… На что могли рассчитывать ученики Христа, если бы весть о Воскресении была их выдумкой? Если весть о воскресении Господа была ложью, и они об этом знали, то жить во лжи противоречило их высокой морали, которой они так строго придерживались. Нельзя сбросить со счетов инстинкт самосохранения, присущий каждому живому организму, и только человек способен переступить его во имя великой идеи, и вряд ли разумный человек пойдёт на смерть за то, что не является истиной. Конечно многие люди идут на смерть и за ложь, но только потому что они думают, что это истина. Если же ученики Христа сознательно обманывали весь мир, это никак не сочетается с тем, чему они учили, и с тем, о чём написано в Священном Писании, а также с той практически святой жизнью, которой они жили: они учили людей честности, порядочности и Истине Божией. Есть по меньшей мере пять причин, благодаря которым христианство так быстро распространилось в первом столетии нашей эры: первое — это чистота, честность и искренность в поведении и облике учеников; второе — сущность проповеди Христа заключалась в призыве любить друг друга, быть добрыми; третье — они видели воскресшего Господа, и это коренным образом изменило их жизнь и их отношение к ней; четвёртое — Его заместительная смерть на Голгофе за грехи человечества дала мощнейший стимул для того, чтобы идти и нести людям Благую Весть; и пятое — они без колебаний готовы были отдать за это свою жизнь, потому что их Учитель на самом деле был ПУТЬ и ИСТИНА, и они сами убедились в этом. Можно ли этих людей, благодаря усилиям и мужеству которых моральное состояние человечества всё же изменилось к лучшему, считать лжецами или сумасшедшими? Так или иначе, но благодаря идеям христианства люди стали гуманнее и терпимее относиться друг другу, создание человечеством оружия апокалиптического уничтожения — дело второе. В разумных пределах оно является сдерживающим фактором против тотального террора, а в неразумных… что ж человеческих выродков, ценящих свои ничтожные животы выше жизней миллиардов ни в чём не повинных людей, во все времена хватало предостаточно.


Отрицающий существование Бога атеист будет утверждать, что всё в природе имеет свой конец. Человек, планеты, звёзды, как и сама Вселенная — не вечны, это утверждает второй закон термодинамики. Согласно ему, вселенная подобна однажды заведённым часам, пружина которых рано или поздно раскрутится до конца. Со временем ветшает всё: механизмы, дома, люди — и вселенная также придёт к концу своего существования. В любой замкнутой системе полезной энергии становится всё меньше, и она рано или поздно исчезнет совсем. Другими словами, энтропия постоянно возрастает и неизбежно приводит к тепловой смерти. Если представить, что Вселенная бесконечна, то любой бесконечный период времени включает в себя конечный период времени. Можно предположить две вещи: вселенная была сотворена в какой-то определённый момент и поэтому ещё не достигла момента тепловой смерти, — в таком случае она либо сотворена, либо же вне её существует "космический газ", постоянно питающий вселенную энергией. Такое предположение называют "продолжающимся творением". В любом случае речь идёт о Творении! Этого требует второй закон термодинамики.
Верующий в вечного и всемогущего Бога полагается на закон причинно-следственной связи и на идею о том, что любое творение должно иметь своего Творца. Любое следствие должно иметь свою причину, — когда я смотрю на Вселенную, я не вижу в ней самой ту причину, которая могла бы породить её. Ничто во Вселенной не может быть причиною её возникновения, поэтому логично предположить, что причина возникновения Вселенной находится ВНЕ её…
«Доказывать Бога всё равно, что доказывать своё существование»


Закончить данную часть дневника хочу благодарственными строками потрясающей Оды русского Поэта эпохи Просвещения Гавриила Державина "БОГ", написанной им в 1784 году, — сама я не пишу великолепных стихов, мои потуги в стихотворчестве вряд ли способны вызывать какой-либо маломальский интерес. Но я понимаю, что мои попытки облекать свои мысли в рифму — это всего лишь результат неких причинно-следственных отношений, и поэтому восхваляемы ли они, порицаемы ли — для меня не имеет никакого значения, — ибо как человек я остаюсь вне этого. И, как человек, я делаю свободный выбор — это для меня важнее всего. Я признаю свою нравственную немощь, смиряюсь с ней и не смущаюсь её, — для меня весомее то, что я безусловно знаю, и слава Небесам, что передо мной ни разу в жизни не встал вопрос: а существует ли Бог?


О Ты, пространством Бесконечный, Живы́й в движеньи вещества,
теченьем времени Преве́чный, — без лиц, в трёх лицах Божества,
Дух всюду Сущий и Единый, кому нет места и причины,
кого никто постичь не мог, — кто всё Собою наполняет,
объемлет, зи́ждет, сохраняет, кого мы нарицаем — БОГ!


Измерить океан глубокий, сочесть пески, лучи планет,
хотя и мог бы ум высокий, Тебе числа и меры нет!
Не могут Духи просвеще́нны, от Света Твоего рожде́нны,
исследовать судеб Твоих: лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
в Твоём величьи исчезает, как в вечности — прошедший миг.


Хао́са бытность довремённу из бездн Ты Вечности воззвал;
а Вечность, прежде век рождённу, в Себе Самом Ты основал.
Себя Собою составляя, Собою из Себя сияя, Ты — Свет, откуда свет исте́к.
Созда́вый всё единым Словом, в твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, — Ты будешь ввек.


Ты цепь существ в Себе вмещаешь, её содержишь и живишь;
конец с началом сопрягаешь и смертию живот дари́шь.
Как искры сыплются, стремятся, — так солнцы от Тебя родятся.
Как в мра́зный, ясный день зимой пылинки инея сверкают,
вратя́тся, зыблются, сияют, так звёзды в безднах — под Тобой.


Светил возжённых миллионы в неизмеримости текут;
Твои они творят Законы, лучи животворящи льют;
но огненны сии лампады, иль рдя́ных кристале́й громады,
иль волн златых кипящий сонм, или горящие эфиры,
иль вкупе все светящи ми́ры, перед Тобой — как нощь пред днём.


Как капля, в море опуще́нна, — вся твердь перед Тобой сия;
но что мной зримая Вселенна, и что перед Тобою я? —
в воздушном океане о́ном, Миры умножа миллионом
стократ других миров, и то, когда дерзну сравнить с Тобою,
лишь будет точкою одною; а я перед Тобой — ничто.


Ничто! — но Ты во мне сияешь Величеством Твоих добро́т;
во мне Себя изображаешь, как солнце в малой капле вод.
Ничто! — но жизнь я ощущаю, несытым некаки́м летаю
всегда пареньем в высоты́. Тебя душа моя быть чает,
вникает, мыслит, рассуждает: Я есмь — конечно, есь и Ты.


Ты есь! — Природы чин вещает, гласит моё мне сердце то́,
меня мой разум уверяет; Ты есь — и я уж НЕ ничто!
Частица целой я вселенной, поставлен, мнится мне, в почтенной
средине естества я той, где кончил тварей Ты телесных,
где начал Ты Духо́в небесных и цепь существ связал всех мной.


Я связь миров, повсюду сущих, я крайня степень вещества,
я средоточие живущих, — черта начальна Божества.
Я телом в прахе истлеваю, умом грома́м повелеваю;
я царь, — я раб, — я червь, — я бог! — но будучи я столь чудесен,
отколь я происшёл? — безвестен; а сам собой я быть не мог.


Твое созданье я, Создатель, — Твоей Премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель, Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было, чтоб смертну бездну преходило
моё бессмертно бытиё; чтоб дух мой в смертность облачился
и чтоб чрез смерть я возвратился, Отец! — в бессмертие Твоё.


Неизъяснимый, непости́жный! Я знаю, что души моей
воображении бессильны и тени начертать Твоей.
Но если славословить до́лжно, то слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить, как им — к Тебе лишь возвышаться,
в безмерной разности теряться и благодарны слёзы лить!



Другие статьи в литературном дневнике: