Сущий на Небесах ПреображениеСегодня Православные церкви, использующие юлианский календарь, в том числе и Русская православная церковь, празднуют Преображение Господне — великий праздник для верующих в честь преображения Христа перед учениками, когда Христос впервые явил им Свою Божественную суть. Праздник этот входит Лев Толстой — выдающийся русский писатель с мировым именем прожил бо́льшую часть своей жизни атеистом, лишь на закате своего земного существования он сделал следующее заявление: «На протяжении 35 лет моей жизни я был в полном смысле слова нигилистом, — не то чтобы социалистом-революционером, но не верящим НИ ВО ЧТО. Но пять лет тому назад ко мне пришла вера. Теперь я верю в доктрину об Иисусе Христе, и вся моя жизнь неожиданно совершенно изменилась… жизнь и смерть перестали быть для меня злом, вместо безнадёжности и отчаяния я теперь ощущаю радость и счастье, которых не сможет отнять у меня даже смерть… Атеист говорит: я не знаю Бога, мне не нужно это понятие. Говорить это — всё равно, что говорить человеку, плывущему по морю в лодке, что он не знает моря и ему не нужно это понятие. То бесконечное, которое окружает тебя, на котором ты движешься, законы этого бесконечного, твоё отношение к нему, — это-то и есть Бог. Говорить, что ты не видишь Его, это — поступать, как страус… "Я наполняю все пространства и все времена, — говорит Бог, — и вместе с тем я же заключён в каждом сердце человека. Все люди ищут меня, а между тем я обнимаю каждого человека, и ни один человек не может жить без меня"… Если человек и не знает, что он дышит воздухом, — он знает, что лишился чего-то, когда задыхается. То же и с человеком, лишившимся бога, хотя бы он и не признавал его… То, что я сознаю и называю своей жизнью, — есть постепенное открывание Себя во мне, как и во всех существах, Единого Начала. Наши жизни и жизнь мира — Его дыхание… Бог дышит нашими жизнями… Доказывать существование Бога! Может ли быть что-нибудь глупее мысли: доказывать существование Бога. Доказывать Бога всё равно, что доказывать своё существование. Доказывать своё существование? Для кого? Кому? Чем? Кроме Бога, ничего не существует… Спрашивать, есть ли Бог? — всё равно, что спрашивать: есть ли я? Я в себе знаю Бога. То, чем я живу, это и есть Бог. Отрицать бога — значит отрицать себя как духовное, разумное существо…» Принцип детерминизма (причинно-следственных отношений) — это, по сути, самый общий закон мироздания. Этому закону подчинено и существование человека. Однако бывают случаи, когда человек действует свободно, ничем не понуждаемый. То есть, — как будто без причины! Если предположить, что у каждого человеческого поступка есть свои причины, то в таком случае награждать за подвиги надо не людей, а эти самые «причины», и их же надо сажать в тюрьму вместо тех, кто совершает преступление. Иными словами, там, где нет свободы — там нет ответственности, и не может быть ни права, ни нравственности. Иммануил Кант считает, что отрицать свободу человека — это то же самое, что отрицать всю мораль. С другой же стороны, если даже в действиях других людей я и могу усматривать причины, по которым они поступают в каждой ситуации определённым образом, то присмотревшись к себе самой, я должна буду признать, что по большому счёту я-то действую свободно. Иначе говоря, не смотря на окружающие меня обстоятельства, особенности моего характера, наследственность и прочее, перед любым поступком у меня есть право и время, когда я могу сделать свободный выбор в пользу того или иного решения. Это и есть СВОБОДА. К примеру, некий гражданин решил прогуляться в парке. Проходя мимо пруда, он видит плавающую там утку, и в этот момент — без всякой объективной причины он хватает с земли камень и пуляет им в птицу. Таково его спонтанное решение. Причина субъективна — она находится в сознании гражданина, характеризуя его нравственный облик, но общий закон Вселенной никак не объясняет этого мерзкого поступка. По мнению Канта, — именно в это время история всей вселенной как бы начинается с него. Ни в прошлом, ни в настоящем нет ничего такого, чем бы можно было оправдать данное решение. И я скажу больше: именно с таких ничтожных аморальных необдуманных действий запускаются все механизмы зла. Каждый человеческий индивидуум судит об окружающем его мире исключительно субъективно — не объективно, полагаясь на своё воспитание, укоренившиеся в результате данного воспитания предпочтения и вкус и на свой житейский опыт. Все мы разные и относимся к окружающей нас действительности по-разному. Целью Благой Вести Христа является объединение разного посредством своей Заповеди, посредством ЛЮБВИ. Почему именно ЛЮБВИ? На протяжении всей истории человечества зло, неуклонно наращивая свою массу, обратилось в некую отдельную и противоположную Божественной ипостаси сущность, а всякой сущности для своего дальнейшего существования необходимо питаться — всякая грибница, лишённая питательной среды, гибнет. Так и зло, подпитываясь от наших дурных мыслей и поступков, разрастается всё больше и больше, а главным условием для этого является разъединение, — чем более мы разобщены, тем больше между нами неприятия и сопротивления. Единственным оружием против этого является ЛЮБОВЬ. Нет причин для вражды — нет и зла. Просто — как дважды два. Христос был явлен нам Сыном Божиим засвидетельствовать прощение Всевышнего человечеству прошлый грех духовной разобщённости и указать иной путь — Путь и ИСТИНУ, ведущие в Царствие Божье. Человек, сотворённый по образу и подобию Его, не может быть лишён права свободного выбора даже волей Всевышнего, ибо это будет нарушением Им же установленных правил, только сам человек обязан сделать выбор: быть ему с Богом или же существовать словно нить мицелия ядовитой грибницы зла. Тот же выбор стоял и перед Первочеловеком — Адамом, когда он нарушил единственное требование Бога в Эдемском саду. Любая особь, заявляющая: живи по моим правилам или умри, — не облекается в Бога, а примеряет на себя метафорические физические "доспехи Бога", в полной мере используя данное ему свыше право свободного выбора, но в то же время переступает Закон Божий в угоду своей гордыне, выпячивая подобие и отрицаясь Образа. Об ином всеоружии Божием говорит нам Апостол Павел в своей проповеди к Ефесянам (6:12-18) — это ДУХОВНЫЕ "инструменты", которые Бог дал нам, Своим детям, чтобы мы могли эффективно и действенно противостоять им против лукавого зла: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных; приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять; стойте твёрдо, препоясав чресла ваши ИСТИНОЮ и облёкшись в броню ПРАВЕДНОСТИ; обув ноги в готовность благовествовать МИР; возьмите щит ВЕРЫ, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем СПАСЕНИЯ возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие; всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время Духом…» Если в качестве понятного нам примера опереться на принцип «экстерриториальности», который гласит, что на территории любого государства его законам не подчиняются только те лица, у которых есть данное право, т.е. дипломатический корпус, то и получается, что именно человек обладает таким правом — не подчиняться закону детерминированности Вселенной, а это значит, что он не является её частью. У нас есть статус экстерриториальности в этом мире; и мы — посланцы того, ИНОГО, Духовного, нематериального мира, в котором действует не принцип детерминизма, а принцип СВОБОДЫ и ЛЮБВИ. Таким образом, в мире есть Бытие, которое не подчиняется законам материи — и мы к нему причастны. Из всего вышесказанного вытекает простой вывод: мы СВОБОДНЫ — а, значит, Бог существует. Если вселенная, в которой мы прозябаем материальна, то почему бы не быть Вселенной Духовной? Бог — Творец всего; Христос — Господь Человечества, Сын Божий, принявший Распятие за скорби и духовные немощи наши; Святой Дух — Вселенная Духовная, творческая — и есмь Сам Творец. Великая Троица — начинающаяся и замыкающаяся Богом, который Сам в Себе и есть Бесконечность. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. «Блаженны вы, когда воздвигнут на вас поношения и гонения, и лживо скажут про вас всякое худое слово из-за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на Небесах! Так ведь гнали пророков, что были прежде вас»… За всю историю своего существования человечество накопило такие массивы зла, что даже крестная жертва Мессии и Его сподвижников за две тысячи лет не состоянии хотя бы частично нейтрализовать их. Вспомним великий подвиг Апостолов Христа и первых христианских лидеров, казнённых за то, что они провозглашали воскресение Христово: Андрей — распят на кресте И только Иоанн Богослов, брат Апостола Иакова, которому Иисус после Своей крестной смерти поручил заботу о Своей Матери — Деве Марии, умер естественной смертью… На что могли рассчитывать ученики Христа, если бы весть о Воскресении была их выдумкой? Если весть о воскресении Господа была ложью, и они об этом знали, то жить во лжи противоречило их высокой морали, которой они так строго придерживались. Нельзя сбросить со счетов инстинкт самосохранения, присущий каждому живому организму, и только человек способен переступить его во имя великой идеи, и вряд ли разумный человек пойдёт на смерть за то, что не является истиной. Конечно многие люди идут на смерть и за ложь, но только потому что они думают, что это истина. Если же ученики Христа сознательно обманывали весь мир, это никак не сочетается с тем, чему они учили, и с тем, о чём написано в Священном Писании, а также с той практически святой жизнью, которой они жили: они учили людей честности, порядочности и Истине Божией. Есть по меньшей мере пять причин, благодаря которым христианство так быстро распространилось в первом столетии нашей эры: первое — это чистота, честность и искренность в поведении и облике учеников; второе — сущность проповеди Христа заключалась в призыве любить друг друга, быть добрыми; третье — они видели воскресшего Господа, и это коренным образом изменило их жизнь и их отношение к ней; четвёртое — Его заместительная смерть на Голгофе за грехи человечества дала мощнейший стимул для того, чтобы идти и нести людям Благую Весть; и пятое — они без колебаний готовы были отдать за это свою жизнь, потому что их Учитель на самом деле был ПУТЬ и ИСТИНА, и они сами убедились в этом. Можно ли этих людей, благодаря усилиям и мужеству которых моральное состояние человечества всё же изменилось к лучшему, считать лжецами или сумасшедшими? Так или иначе, но благодаря идеям христианства люди стали гуманнее и терпимее относиться друг другу, создание человечеством оружия апокалиптического уничтожения — дело второе. В разумных пределах оно является сдерживающим фактором против тотального террора, а в неразумных… что ж человеческих выродков, ценящих свои ничтожные животы выше жизней миллиардов ни в чём не повинных людей, во все времена хватало предостаточно. Отрицающий существование Бога атеист будет утверждать, что всё в природе имеет свой конец. Человек, планеты, звёзды, как и сама Вселенная — не вечны, это утверждает второй закон термодинамики. Согласно ему, вселенная подобна однажды заведённым часам, пружина которых рано или поздно раскрутится до конца. Со временем ветшает всё: механизмы, дома, люди — и вселенная также придёт к концу своего существования. В любой замкнутой системе полезной энергии становится всё меньше, и она рано или поздно исчезнет совсем. Другими словами, энтропия постоянно возрастает и неизбежно приводит к тепловой смерти. Если представить, что Вселенная бесконечна, то любой бесконечный период времени включает в себя конечный период времени. Можно предположить две вещи: вселенная была сотворена в какой-то определённый момент и поэтому ещё не достигла момента тепловой смерти, — в таком случае она либо сотворена, либо же вне её существует "космический газ", постоянно питающий вселенную энергией. Такое предположение называют "продолжающимся творением". В любом случае речь идёт о Творении! Этого требует второй закон термодинамики. Закончить данную часть дневника хочу благодарственными строками потрясающей Оды русского Поэта эпохи Просвещения Гавриила Державина "БОГ", написанной им в 1784 году, — сама я не пишу великолепных стихов, мои потуги в стихотворчестве вряд ли способны вызывать какой-либо маломальский интерес. Но я понимаю, что мои попытки облекать свои мысли в рифму — это всего лишь результат неких причинно-следственных отношений, и поэтому восхваляемы ли они, порицаемы ли — для меня не имеет никакого значения, — ибо как человек я остаюсь вне этого. И, как человек, я делаю свободный выбор — это для меня важнее всего. Я признаю свою нравственную немощь, смиряюсь с ней и не смущаюсь её, — для меня весомее то, что я безусловно знаю, и слава Небесам, что передо мной ни разу в жизни не встал вопрос: а существует ли Бог? О Ты, пространством Бесконечный, Живы́й в движеньи вещества, Измерить океан глубокий, сочесть пески, лучи планет, Хао́са бытность довремённу из бездн Ты Вечности воззвал; Ты цепь существ в Себе вмещаешь, её содержишь и живишь; Светил возжённых миллионы в неизмеримости текут; Как капля, в море опуще́нна, — вся твердь перед Тобой сия; Ничто! — но Ты во мне сияешь Величеством Твоих добро́т; Ты есь! — Природы чин вещает, гласит моё мне сердце то́, Я связь миров, повсюду сущих, я крайня степень вещества, Твое созданье я, Создатель, — Твоей Премудрости я тварь, Неизъяснимый, непости́жный! Я знаю, что души моей © Copyright: Данилина Лика, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|