Пушкин, Заметки о русской истории 18-го века

Илахим: литературный дневник

О не изменившемся:


"Екатерина знала плутни и грабежи своих любовников, но молчала. Ободренные таковою слабостию, они не знали меры своему корыстолюбию, и самые отдаленные родственники временщика с жадностию пользовались кратким его царствованием. Отселе произошли сии огромные имения вовсе неизвестных фамилий и совершенное отсутствие чести и честности в высшем классе народа. От канцлера до последнего протоколиста всё крало и всё было продажно. Таким образом развратная государыня развратила свое государство.
Екатерина уничтожила звание (справедливее, название) рабства, а раздарила около миллиона государственных крестьян (т. е. свободных хлебопашцев) и закрепостила вольную Малороссию и польские провинции. Екатерина уничтожила пытку — а тайная канцелярия процветала под ее патриархальным правлением; Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первый лучи его, перешел из рук Шешков- ского ** в темницу, где и находился до самой ее смерти. Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами — и Фон-Визин, которого она боялась, не избегнул бы той же участи, если б не чрезвычайная его известность" (Полное собрание сочинений в 10 томах, М., 1951, Т. 8, с. 125)


А вот что изменилось:


"Екатерина явно гнала духовенство, жертвуя тем своему неограниченному властолюбию и угождая духу времени... От сего происходит в нашем народе презрение к попам и равнодушие к отечественной религии; ибо напрасно почитают русских суеверными: может быть, нигде более, как между нашим простым народом, не слышно насмешек на счет всего церковного" (там же, с 126)


Тогдашние не были таким тупорылым быдлом, как нынешние, которые стадно-идиотично ломанулись по церквам, чуть зомбоящик запел, что это державная традиция. Как всегда, браво насвистав: традиция-то сугубая липа) И тогдашние четко видели, что за позорное холопство и тупая дремучесть в оной церкви процветают. Ныне все пуще прежнего, но быдло подмахивает всему)



Другие статьи в литературном дневнике: