На гибель - сознательно

Йеро С-Пб: литературный дневник

Александр Кошурников — геодезист, инженер-изыскатель. Жил и работал в Новосибирске. Погиб вместе с членами руководимой бригады — Алексеем Журавлёвым и Константином Стофато на изысканиях трассы. Награждён (посмертно) орденом Ленина. Об обстоятельствах гибели экспедиции стало известно из дневника Кошурникова (тело обнаружили спустя год). Записи делал из последних сил, до последнего часа. Почему этот памятник русской словесности, соизмеримый подвигу, пронизанный мужеством и правотой своего дела, не получил ни одной литературной премии?! Эти страницы, пронесённые сквозь голод, холод и отчаяние, полны какой-то необъяснимой жизнеутверждающей силой… Труд — исполинский! И титанической художественной мощи. По сравнению с ним блекнут все фантазийные подвиги всех фантазийных героев.


Почему этот дневник не стоит в одном ряду с записями Анны Франк и блокадными дневниками ленинградцев? И другими документальными свидетельствами той ужасной войны? Мне он ближе, чем излияния наивных детей и обывателей, попавших в чрезвычайные обстоятельства по воле рока. И не потому, что я тоже был геодезистом и Новосибирск — мой родной город. Кошурников шёл на гибель в самом рассвете сил (37 лет) сознательно. И своей жизнью, трудом, расчётами, абрисами (и дневником, конечно же!), да и смертью, доказал: что железную дорогу в это время и в этом месте строить нельзя! И спас тем самым сотни жизней и миллионы рублей. Трассу Абакан-Тайшет проложат другие изыскатели, после войны, без людских потерь. Смерть бригады не была напрасна.


Слово Александру:


18 сентября (примечание автора — 1942 года). Узнал, что существует новая тропа от Нижнеудинска до Усть-Яги на Бирюсе. Тропа, указанная на карте, заброшена, и сейчас ездят по новой. Летом в сухую погоду тропа вполне пригодна для колёсного транспорта, зимой по ней ходят автомашины до Усть-Яги. Нужно узнать у них, какие ещё имеются пути сообщения в этих местах. Это необходимо для организации изысканий в 1943 году.

31 октября. Суббота. Дело плохо, очень плохо, даже скверно, можно сказать. Продовольствие кончилось, осталось мясо, каких-то два жалких кусочка, сварить два раза — и все. Идти нельзя. По бурелому, по колоднику без дороги и при наличии снега глубиной 70-80 сантиметров, да вдобавок ещё мокрого, идти — безумие! Единственный выход — плыть по реке от перехвата, пока она ещё не замёрзла совсем… Какая-то просто насмешка — осталось до жилья всего 52 км. И настолько они непреодолимы, что не исключена возможность, что совсем не выйдем. Заметно слабеем. Это выражается в чрезмерной сонливости. Стоит только остановиться и сесть, как сейчас же начинаешь засыпать. От небольшого усилия кружится голова. К тому же совершено мокрые уже трое суток…

3 ноября Вторник. Пишу вероятно последний раз. Замерзаю. Вчера 2/XI произошла катастрофа. Погибли Костя и Алёша. Плот задёрнуло под лёд и Костя сразу ушёл вместе с плотом. Алёша выскочил на лёд и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замёрзну.


Последние строки… Без нытья, и с мизерной толикой надежды. До спасения оставалось порядка 30 км…


Помянем героев тыла!



Другие статьи в литературном дневнике: