Любовью жги любовь!

Йеро С-Пб: литературный дневник

27 (15 с/с) января 1855 года в с. Глубокое (Виленская губерния, Российская империя) родился Николай Максимович Минский (настоящая фамилия — Виленкин), поэт и писатель, философ-мистик.


В 1889 вышла книга Минского «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни», где изложена его философия мэонизма (мэ он, по-гречески, не сущий). По этой идеи, главное в жизни человека «небытие»: вне жизненная правда, вне существующее и непостижимое. Развивал учение о двух путях добра в трактате «Религия будущего: Философские разговоры» (1905).


Минский как редактор и издатель большевистской газеты «Новая Жизнь» был арестован царской охранкой, выпущен под залог, эмигрировал. С 1906 года жил в Париже, став одним из вождей русского декадентства и символизма, проповедовавшим культ красоты и наслаждения, объявившим войну общественным тенденциям в искусстве, как наносящим вред «чистоте» творчества.


Вернулся на родину в 1913 году после амнистии, но с началом Первой мировой войны уехал из России окончательно. В начале 20-х жил в Берлине, затем переселился в Лондон, где был сотрудником советского полпредства. С 1927 — в Париже, умер там же 2 июля 1937 года.


Бездействие


К престолу божества, покинув дольний мрак,
Избранники в лучах бессмертья подходили.
И каждый вкруг чела носил избранства знак:
Победный лавр иль тёрн, иль снег безгрешных линий.
И только дух один – печальный, без венца
(Хотя сама печаль светлей, чем диадема),
Храня следы от слёз вдоль бледного лица,
Стоял вдали от всех, пред стражами эдема.
Кто ты, печальный дух? Свершил ли ты дела,
За что бессмертие должно служить наградой?
Я жил в бездействии, боясь добра и зла.
Я в тишине сгорел забытою лампадой.
Любовью к сну во сне вся жизнь моя была,
Любовь – страданием, страдание – отрадой.


Волна


Нежно-бесстрастная,
Нежно-холодная,
Вечно подвластная,
Вечно свободная.


К берегу льнущая,
Томно-ревнивая,
В море бегущая,
Вольнолюбивая.


В бездне рождённая,
Смертью грозящая,
В небо влюблённая,
Тайной манящая.


Лживая, ясная,
Звучно-печальная,
Чуждо-прекрасная,
Близкая, дальняя...


Два пути


Нет двух путей добра и зла —
Есть два пути добра.
Меня свобода привела
К распутью в час утра.
И так сказала: «Две тропы,
Две правды, два добра —
Раздор и мука для толпы,
Для мудреца — игра.
То, что доныне средь людей
Грехом и злом слывёт,
Есть лишь начало двух путей,
Их первый поворот.
Сулит единство бытия
Путь шумной суеты.
Другой безмолвен путь — суля
Единство пустоты.
Сулят и лгут — и к той же мгле
Приводят гробовой.
Ты — призрак Бога на земле,
Бог — призрак в небе твой.
Проклятье в том, что не дано
Единого пути.
Блаженство в том, что всё равно,
Каким путём идти.
Беспечно, как в прогулки час,
Ступай тем иль другим,
С людьми волнуясь и трудясь,
В душе невозмутим.
Их правду правдой отрицай,
Любовью жги любовь.
В душе меня лишь созерцай,
Лишь мне дары готовь.
Моей улыбкой мир согрей,
Поведай всем, о чем
С тобою первым из людей
Теперь шепчусь вдвоём.
Скажи, я светоч им зажгла,
Неведомый вчера.
Нет двух путей добра и зла,
Есть два пути добра».



Другие статьи в литературном дневнике: