Не такой уж и парадокс

Боргил Храванон: литературный дневник

В искусстве демонстрация готовности и к крутым масштабным мерам ("Весь мир насилья мы разрушим До основанья..." - Э. Потье) - и к прямой жестокости ("Ваше слово, товарищ маузер!" и дальше, до "На пепельницы черепа!" - В. Маяковский) - не исключает доброты.


Наоборот, отсутствие или меньшее число и жёсткость демонстраций готовности быть жестокими - вполне совместимы с полным отсутствием доброты как в подтексте, так и в реальных планах на будущее.


Диссидентское, полу- и постдиссидентское (хотя бы "перестроечная рок-революция" а-ля росс & рюсс) искусство - пример второго. Ничего, кроме холодного злого вздрючивания, мы там не нашли и тем более не найдём.


Попытки "подогреть" последнее выкриками вроде шевчуковского: "Вперёд, Христос, мы за тобой, наполним небо добротой!" - лишь оттеняли злой холод. Субъективная доброта, а точней - желание быть (испанцем - зачёркнуто) добрым, наталкивалось на стену создаваемой его носителем новой-на-старый-лад реальности.


Всем было прекрасно известно: Христос неотвратимо возвращается - но возвращается со столь же неотвратимым освобождением цен и голодными обмороками школьников. Ибо возвращается с "тысячелетнем Прежде" (В. Маяковский) - где возможности иного не показал.


"Когда сам бог на цепь похож,
Холоп богатых, где твой нож?" (В. Хлебников).



Другие статьи в литературном дневнике: