Не такой уж и парадоксВ искусстве демонстрация готовности и к крутым масштабным мерам ("Весь мир насилья мы разрушим До основанья..." - Э. Потье) - и к прямой жестокости ("Ваше слово, товарищ маузер!" и дальше, до "На пепельницы черепа!" - В. Маяковский) - не исключает доброты. Наоборот, отсутствие или меньшее число и жёсткость демонстраций готовности быть жестокими - вполне совместимы с полным отсутствием доброты как в подтексте, так и в реальных планах на будущее. Диссидентское, полу- и постдиссидентское (хотя бы "перестроечная рок-революция" а-ля росс & рюсс) искусство - пример второго. Ничего, кроме холодного злого вздрючивания, мы там не нашли и тем более не найдём. Попытки "подогреть" последнее выкриками вроде шевчуковского: "Вперёд, Христос, мы за тобой, наполним небо добротой!" - лишь оттеняли злой холод. Субъективная доброта, а точней - желание быть (испанцем - зачёркнуто) добрым, наталкивалось на стену создаваемой его носителем новой-на-старый-лад реальности. Всем было прекрасно известно: Христос неотвратимо возвращается - но возвращается со столь же неотвратимым освобождением цен и голодными обмороками школьников. Ибо возвращается с "тысячелетнем Прежде" (В. Маяковский) - где возможности иного не показал. "Когда сам бог на цепь похож, © Copyright: Боргил Храванон, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|