***ВСЁ, ЧТО НАДО ЗНАТЬ О "КРАСОТЕ ПРАВОЙ ИДЕИ" Книгу путевых очерков о буржуазной (просто и фашистской) Европе конца 1920-х годов советский поэт Николай Асеев назвал «Разгримированная красавица». С тех пор не перевелись такие общепризнанные красавицы, которых не грех и разгримировать. А вот упорно не разгримировывать, дабы было кем полюбоваться от нечего делать – мало того, что грех. «Это больше, чем преступление: это ошибка». Что ж, вот четыре примера этой «красоты» – от четырёх из признаннейших её, «идеи» этой, мастеров. (Отечественных, неким образом.) Один скорее добродушный, один просто злой – в обрамлении двух, мягко говоря, очень злых. Никого, разумеется, ни из этих четырёх поэтов и мыслителей, ни из остальных более-менее подобных – не обязательно отрицать вчистую и записывать в нули. (Рискуя в перспективе вторично превратить их в запретный плод: будет с них и одного раза.) Но чего довольно, так это бездумного созерцания-любования «выстраданными художественными достижениями». Пора понимать, что' именно кем было сказано, о чём, о ком – и зачем; пора понимать, что' за сказанным стояло и стоит. Тем более что слово писателя в мире вообще и на Руси в частности и в особенности – остаётся немалой силой. Ведь это стоящее за сказанным – никуда не ушло; вы его легко узнаете. С перестроечными ценностными рокировками (начавшимися работой с культурно-художественным, как говорится, наследием XX века) – оно разжирело и приблизилось. Как раз на дистанцию последнего броска. …Первое слово – Марине Цветаевой, этой почти всеобщей любимице даже не с перестроечных (обвально-переоценочных: у кого был плюс, тому автоматически влепили минус, и наоборот) времён – а, пожалуй, и со времени ранней Аллы Пугачёвой. Вот цветаевское откровение (исповедальная нота, чо) от 1918 года: Кровных коней запрягайте в дровни! Ну, да, трагическое контральто эпохи и всё такое прочее. Но если это не манифест феодально-сословного расизма абсолютно всерьёз – то что' тогда манифест, абсолютно всерьёз, феодально-сословного расизма?! Читатель, если ты полагаешь, что «раб худородный» сказано «не про тебя, а про твоего знакомого» (Владимир Маяковский) – ошибаешься. Сказано именно про тебя. «Вход запрещён именно тебе» (как некоторое время пытался, небезуспешно, кое-кто формулировать в США, когда таблички «Только для белых» повсюду оказались там под запретом). Даже если ты с гипертрофии революционной романтики (последняя не предполагает самоопределения непременно с революционной стороны; революционная историческая обстановка нужна ей как рыбе вода, а вот революционная сторона при гипертрофии оказывается тесна) – косплеишь корнетов оболенских, мечтая за них «довоевать нашу Гражданскую» с «краснопузой сволочью». И сказано если не навсегда, то надолго: топором воистину не вырубишь. В этом смысле – пока не забыта Марина Цветаева, в её стихах конюшенные розги будут свистать и закон о кухаркиных детях оставаться в силе. Подумай как следует, современник, что ты в них (и любых подобных) забыл. …Ещё один практически всеобщий (с той же перестроечной поры) любимец и ценимец – Максимилиан Волошин. С его слывущим безукоризненным – поелику-поколику «молюсь за тех и за других» – самоопределением в годы Революции и Гражданской войны. «...Один убежден в том, что он должен каждый день обедать, и настаивает на одинаковых правах всех в этой области, другой убежден в своем праве иметь дом, капитал и много земли, но распространяет подобное право лишь на немногих ему подобных, третий хочет, чтобы все были чернорабочими, но имели бы время заниматься умственным трудом и искусствами в свободное время. Может быть, все эти разнородные хотения, возведенные в чин убеждений, и утряслись бы как-нибудь с течением времени, но политические борцы в пылу борьбы слишком легко рассекают вопросы на «да» и «нет» и, обращаясь к мимо идущему, восклицают: «Или с нами, или против нас! », совершенно не считаясь с тем, что этот встречный может быть ни за тех, ни за других, а иногда и за тех, и за других и что по совести его нельзя упрекнуть ни в том, ни в другом. Поэту и мыслителю совершенно нечего делать среди беспорядочных столкновений хотений и мнений, называемых политикой». Современный историк Сергей Кремлёв в книге «СССР – империя добра» прокомментировал этот небольшой «а-мне-всё-равно»-манифест: И вот ещё один поэт, ещё один мыслитель, Георгий Иванов, обнадёженный финалом Второй мировой, а конкретно – ядерным в нём дебютом США, заговорил о «Расее» «рабов худородных» столь же высоким слогом, как Марина Цветаева, Максимилиан Волошин, Игорь Северянин – но уже буквально так: А вот «ценить с пониманием» подобное, в том числе конкретно это... Как такое назвать? Да уж, экзамен на коллективный исторический мазохизм здесь, «над русскими снегами», большинством выдержан блестяще. «Сверкающе» даже. Но – нет худа без добра – по части обвальных переоценок всего, вся (ну, и всех) здесь за последние тридцать лет успели, говоря «слух режущим словом», насобачиться… Так что хотелось бы надеяться: это благоприобретённое умение однажды послужит нам. – Нам! – а не расиствующим наглецам, эстетствующим и умствующим реакционерам – и, в закономерном итоге всего такого, просто расчеловечившимся вчистую фашистам. Но «с талантом». Сколь угодно выдающийся талант в таких случаях мало того что не работает ни алиби, ни хотя бы смягчающим обстоятельством: он превращается в отягчающее. Тоже всерьёз и тоже надолго – так что готовимся не слишком этому удивляться. (Ну, в умении не удивляться мы за тот же отчётный период усовершенствовались как никогда прежде.) Вячеслав Горбатый https://forum-msk.org/material/society/15341545.html © Copyright: Боргил Храванон, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|