Под историческим флагом России

Боргил Храванон: литературный дневник

Картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» известна если не всем, то очень многим, так что не будем лишний раз вспоминать ее нелестный для РПЦ сюжет. По-видимому, благодаря этой картине и стали очень многим, если не всем, известны и сами Мытищи - старинный подмосковный город.


До того, как вместе со всем цивилизованным общечеловечеством отшатнуться к вышепоименованному эпическому полотну, сей город успел немало измениться к лучшему под властью безбожных большевиков. Так что и в наши дни на этой древней земле искусству живописи случается вести себя якобински-вызывающе.


К примеру, в июле нынешнего года в городском музее можно было увидеть выставку работ тридцатидвухлетнего Сергея Птицына, художника-любителя, увлеченного научно-фантастической и пейзажной живописью. Его экспозиция названа с размахом: "Космическая феерия". Впрочем, научной фантастики в точном смысле слова здесь меньше, чем вполне реалистической космофутурологии. Фантазированию на такие мало к чему обязывающие темы, как гипотетические способы перемещения в пространстве и/или времени, флора и фауна инозвездных миров, обличья и нравы их разумных аборигенов, автор твердо предпочел иное.


Мастерство живописца словно бы дублирует здесь точная и обстоятельная мысль космопроходца будущего; уже названия работ подобны взгляду из-за пульта ЦУПа на его стену-экран. К примеру, "Люстра-контейнероносец «Байкал» сближается с орбитальной базой над Титаном», спутником Сатурна.


Кстати, какой флаг на борту межпланетного трудяги? Тот самый, под которым наша страна, по словам У. Черчилля, за тридцать лет прошла путь от деревянной сохи до атомных ракет. Корабли, корабли, корабли от «Буранов» до исполинских космотанкеров и сухогрузов - они все несут на своих корпусах тот же символ. А даты под полотнами - 1999, 2000, 2001 годы. Что сей сон обозначает? Ностальгию по изжившей себя утопии? Не похоже что-то. Работы лучатся богатырски-спокойным ефремовским оптимизмом, так что геральдическая деталь не выглядит ни фантазией, ни вестью из параллельного мира, напоминая о формуле композитора Луиджи Ноно: да, ностальгия, но по грядущему.


Так что вдвойне спасибо молодому живописцу за образ мирного межпланетного труда, за эту, скажем прямо, незаслуженно подзабытую альтернативу тысячелетиям занудства звездных войн. Мирного надежно защищенного будущего, впрочем, не столь уж далекого - порох и здесь не подмочен. Неспроста есть у художника и "Проект военного корабля «Звезда». Взгляд в сумеречную зону". Очень даже нетрудно представить себе, что в кают-компании «Звезды» звучит что-нибудь вроде: «По военной дороге шел в борьбе и тревоге боевой восемнадцатый год».


А ведь, скорее всего, так оно и будет: Историю можно изгадить, но не обмануть. Приходит время (за что боролись!) уже хакамадо-путинократии бояться молодых и незакомплексованных.


Вячеслав ГОРБАТЫЙ


"Дуэль", 30.09.2003





Другие статьи в литературном дневнике: