***Пэоны Пэон I – медленный, или даже статичный метр, из-за того, что вслед за ударным слогом с первой же стопы следуют три безударных, то есть, после эмоционального начального всплеска интонации приходит протяжный и длинный безударный интервал. Его настроение – печаль, причем печаль неразрешимая, часто переходящая в бессильную скорбь. В русской поэзии впервые был применен Бальмонтом: Спите, полумертвые увядшие цветы, Метр идеально выдержан во всех строках, кроме третьей – там в первой стопе ударным слогом оказывается третий – значит, пэон первый в этой стопе замещен сочетанием пиррихий+хорей, или пэон Ш. Полная выдержанность метра здесь нежелательна, иначе ритм стихотворения станет механическим и формализованным. Пэон I применяется весьма редко. Ещё один его пример: «Ирисы» Надежды Львовой: Ирисы печальные, задумчивые, бледные, Интересна не только ритмическая, но и смысловая близость стихов Бальмонта и Львовой – и там, и там – о цветах, о печали, и невинности и смерти. Видимо, мелодия пэона I сама влечет к этому. Ещё один пример этого метра – со Стихиры, прямой отклик на стихи Надежды Львовой: Ирисы печальные, задумчивые… Синие Пэон II, напротив, очень подвижный метр, обычно передающий движение, поиск, механический перестук колес поезда, и даже в некоторых случаях – движение массы людей или механизмов. Самый напрашивающийся пример – из песни: Стою на полустаночке, в цветастом полушалочке… Великолепная передача движения поезда есть у Даниила Андреева: Свисток. Степную станцию готов оставить поезд. Привольный воздух мечется и треплет занавески, И если под колесами застонут рельсы громче Ах, если б опиралась ты о спущенную раму, Уж розовеют мазанки закатом Украины, У того же Даниила Андреева есть поэма о Москве «Симфония городского дня», где пэоном II передается движение массы: Гремящими рефренами, Пэон Ш из всех четырехсложников наиболее част в русской поэзии, больше того, это один из самых древних русских метров. Его характерный напевный ритм можно услышать уже в русских былинах: Как во славном было городе во Киеве… В ХХ веке пэон Ш весьма обычен, и очень разнообразен – от урегулированного: Навевали смуть былого окарины до вольного: Слышишь: к свадьбе звон святой, Для пэона Ш характерна протяжная напевность при легкости звучания, при этом содержание стихов, написанных этим метром, может быть самым разнообразным. Вот лишь два примера: Умиротворенно-тихое, окрашенное нежной чувственностью звучание у Даниила Андреева: День открыт нам всеми гранями: Экстатически-стремительное, захлебывающееся – у Владимира Высоцкого: Пэон IV – относительно редко встречающийся метр, который отличается очень медленным ритмом (как бы ожидания ударного слога): Из-за чего, из-за кого все нивы смяты Здесь заслуживает внимания естественность вопросительной интонации, идущей от самого этого чувства ожидания. В очень редком для Стихиры примере пэона IV: Парили думы в запредельности желаний, та же медленность, но теперь – в плавном кружении снежинок… И вопросительность – тоже чувствуется, но по-другому. Завершаю этот обзор следующим. Ясно, что пэон II – прежде всего стук колес, движение, пэон Ш – напевность в различном темпе. А как быть с первым и четвертым? Неужели эти метры обречены выражать только немногие части огромного спектра мелодий и чувств – обреченность и вопросительность? Может быть, это только отражение их редкости (до нынешнего времени) в русской поэзии? Может быть, новое время обогатит их новыми красками?
© Copyright: Тихо-Тихо, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|