***Последние новости
Это великое духовное событие наша газета уже вспоминала в № 12 за 2003 год: тогда в статье Юрия Сухарева «Свеча Августовская» впервые в церковной печати была высказана мысль о необходимости кропотливого сбора свидетельств для последующей подготовки церковной канонизации образа Божией Матери «Августовская», который по благословению Святителя Макария (Невского), Митрополита Московского и Коломенского, стали писать уже в 1915 году. Иконы с Августовским явлением Богородицы в короткий срок получили широчайшее распространение в Русской Православной Церкви. Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинственного атеизма новых властителей России. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют достаточно многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года. В последние пятнадцать лет широкое почитание Августовской иконы возрождается в нашей Церкви. Недавно вышел первый номер нового журнала Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями «Вестник военного и морского духовенства», который возобновил аналогичное дореволюционное издание. В журнале воспроизведена почитаемая в Волгоградской епархии чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Августовская» и помещена статья Андрея Фарберова «Взбранной Воеводе…», расширяющая наши представления о военной обстановке в сентябре 1914 года в районе Августовских лесов. В № 23 газеты «Победа, победившая мир» за этот год была перепечатана статья из журнала «Вестник военного и морского духовенства» за ноябрь 1914 г. с описанием очень схожего чуда, произошедшего 1 сентября 1914 года под городом Мариамполь, Сувалкской губернии, на границе с Восточной Пруссией. Сообщение это надежно документировано — прислано полковым священником Лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка о. И. Стратоновичем. Свидетелями чудесного явления стали поручик Зернец и солдаты из обоза гвардейской кирасирской бригады. Поскольку расстояние между городами Августов и Мариамполь составляет всего около 90 км, а сроки явления и подробности его описания во многом совпадают — Матерь Божия с Богомладенцем явилась из яркой звезды и около получаса указывала рукой на Запад — можно предположить, что-либо это было одно явление, информация о котором могла быть несколько искажена при передаче, либо же явление Богородицы было в двух местах в течение одного месяца. В России разразившаяся война была названа Великой Отечественной или Второй Отечественной. Россия восстала на защиту Сербского Православия, мысля своих духовных и единокровных славянских собратий как единое Отечество. Война, по свидетельствам очевидцев, всколыхнула весь уклад русской жизни, и вновь проснулась в душах многих русских людей угасшая было вера, пробудилось религиозное чувство. Перемена духовной атмосферы в России в то время емко определяется формулой: «Грянул гром — и широким крестом перекрестилась Русь». Храмы наполнились народом, люди обратились к чудотворным иконам, стали возносить свои молитвы к Господу, Богородице, святым угодникам Божьим. С началом войны стали осенять себя крестным знамением и те, кто, может быть, еще за неделю до того посмеивался над Крестными Ходами, Богослужениями, Святыми Таинствами Церкви. Народ сознавал, что война — Божий суд, и в бой надо идти с чистой совестью, и шел на фронт, как «на исповедь» — по свидетельству одного епископа, которому приходилось тогда многих напутствовать на поле брани. Наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии в августе 1914 года, начавшееся по просьбе союзной Франции, после месяца боев, тяжелых и кровавых, окончилось гибелью 2-й армии генерала Самсонова и отступлением 1-й армии генерала Ренненкампфа. Как писал впоследствии генерал Юрий Николаевич Данилов, наши армии «были отброшены обратно в наши пределы, понеся очень крупные потери в людях и материальной части и получив, вместе с тем, серьезный моральный урон». Последнее весьма существенно, ибо первые неудачи в любой войне всегда негативно воздействуют на психику военачальников и войсковых частей, вселяя в некоторых убежденность в превосходстве противника и чувство неуверенности в собственных силах. В начале сентября 1914 года наши войска продолжали с боями отступать на Северо-Западном фронте. 12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение (по названию города в Сувалковской губернии России). Завязались ожесточенные бои. 14 сентября русские войска перешли в контрнаступление. Вероятно, в это время и произошло событие, которое вскоре стало известно во всей действующей армии и в тылу — явление в небе Божией Матери русским воинам. Основной удар германским войскам наносила 10-я армия генерала В.Е.Флуга, выполнявшая задачу по вытеснению противника из Августовских лесов. Боевые действия в лесистой местности не позволяли немцам использовать свое преимущество в тяжелой артиллерии. Как вспоминал впоследствии участник этих боев офицер Генерального Штаба Б.Н.Сергеевский: «…германцы бросили в южном направлении ряд колонн, которые должны были задержать русское наступление. Колонны эти, наступая, совершенно перемешались в лесах с русскими колоннами, из которых одни двигались с Юга, а другие с Востока. В результате получился «слоеный пирог», в котором каждой русской и германской части приходилось действовать вне связи друг с другом и со своим командованием». Спустя четверть века после Августовского сражения не переставал удивляться происшедшим военным событиям и другой участник боев в Августовских лесах — полковник А.А.Егоров, командовавший тогда в чине поручика командой конных разведчиков 30-го Сибирского стрелкового полка: «…17 сентября 1914 года по старому стилю, в день Веры, Надежды и Любви, мне… пришлось стать причиной жестокого, возможно за всю войну единственного расстрела немецкой колонны нашей артиллерией, перешедшего затем в трехдневный бой полка с превосходящими силами противника… Я часто думаю о том, что отнесись наша кавалерийская разведка халатнее к своему делу, а немецкая прояви большую заботливость и инициативу, и на месте разбитых оказались бы не немцы, а мы. Наш полк, не допустивший занятия Августова, почти лишенного защиты и наполненного лишь обозами и тыловыми учреждениями, предотвратил величайший удар врага, который мог изменить весь ход операции на этом участке фронта». Воистину, силен Бог земли Русской! О чудесном явлении Царицы Небесной русским воинам в Августовском лесу было доложено Императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки, на которых было изображено явление Божией Матери с кратким поясняющим текстом об этом событии. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласит «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах». Для увековечивания памяти о Ея чудесном явлении, по благословению Митрополита Московского Макария (Невского), который, как и Император, он причислен к лику святых на Архиерейском Соборе в Москве в 2000 году, — были написаны иконы Божией Матери. По имеющимся к настоящему времени сведениям, большинство из них было создано в 1915—1917 годах. Но вскоре революционные события надолго помрачили народную память об Августовских иконах. На одной из сохранившихся поныне икон (видимо, написанной одной из первых) в нижней части есть текст: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов… (далее идет перечисление пятидесяти двух имен). Приведена дата написания иконы — 1915 года 12-го ноября, высота иконы 107 см, ширина 70 см, выполнена маслом. Есть местное предание о том, что под Августовым Богородица являлась и казакам, о чем, пока нет документальных свидетельств. Ныне живущие потомки тех донских казаков, что видели Божью Матерь в Августовском лесу, до сих пор хранят воспоминания о жестоких гонениях на тех, кто свидетельствовал об этом Чуде. В годы государственного богоборчества икона «Пресвятая Богородица Августовская» кем-то из верующих была спрятана, а в начале 80-х годов возвращена Русской Православной Церкви теми, кто ее хранил более 60 лет. Она предстала перед молящимися в храме районного центра Волгоградской области — города Фролово. Ныне икона находится в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считается его главной святыней. Несмотря на все преследования, почитание икон, на которых было изображено явление Богородицы русским воинам над Августовским лесом, сохранилось в народе. Одна из них — «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» — находится в нижнем Преображенском приделе Храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона — «Явление Божией Матери русскому воинству» хранится в Государственном Историческом музее. С 13 мая по сентябрь 2004 года она экспонировалась в Берлине в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914-1918. Опыт воспоминания — память». В календаре «Беларусь Православная» за 2002 год сообщается, что Августовские иконы «весьма распространены на юго-востоке страны… В селе Волотово церковь давно разрушена. Местные жители установили такой обычай: церковью становится хата, куда переносится «Свеча Августовская», где собираются для общих молитв. Затем через полгода-год икона переходит в другой дом. Живая домашняя церковь и ныне крепит веру благочестивых». Известная православная благотворительница Ольга Николаевна Куликовская-Романова — вдова внука Императора Александра III , которой в юности в феврале 1940 года (в Сербии) в тонком сне было схожее многими деталями явление Божией Матери, — рассказывает ещё об одном Августовском образе: «Осенью 1993 года иеромонах Сергий (Баженов) благословил меня небольшой Августовской иконой, написанной масляными красками на холсте. На её обороте надпись, несколько повторяющая содержание известной листовки времен Первой Мировой войны с таким дополнением: “Сие изображение написано по благословению Митрополита Макария Московского и Коломенскаго при Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государе Императоре Николае Александровиче всея России. В память Великой войны с Германией, Австрией и Турцией 1914—1916. Икону писала Ирина Лубнина”. Сейчас эта икона хранится у меня дома в Торонто, но по знаменательным духовным датам я приношу её в наш приходской храм Пресвятой Троицы». Громадный Августовский образ Богородицы, горячо чтимый местными богомольцами, находится в храме Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Нижнем Тагиле. Настоятель церкви протоиерей Геннадий Ведерников лично ровно десять лет назад при поддержке О.Н.Куликовской-Романовой добился возвращения этой иконы из местного краеведческого музея. Есть в храмах Урала и Сибири другие Августовские иконы. Приведенные выше далеко не полные сведения о некоторых эпизодах военных действий в районе Августовского леса и обстоятельствах видения Божьей Матери в небе над ним наводят на мысль о существовании определенных исторических параллелей духовного плана. А именно, — явления в небе Божией Матери происходили и в Первую и во Вторую Мировые войны в ходе боев между русскими и немецкими войсками. Во время обеих этих войн люди православные в тылу и на фронте, а также за пределами нашего Отечества молились о спасении России. После этих Явлений русские войска одерживали в крупных сражениях решительные победы. Через 28 лет немцы пришли в междуречье Волги и Дона, туда, где сокровенно пребывала казачья «Августовская». Именно там разгорелась Сталинградская битва. И вновь, как и в 1914 году, русским воинам, сражавшимся за каждую пядь земли в превращенном немецкой авиацией в руины Сталинграде, в небе явилась Богородица, свидетельствуя о грядущей победе над незваными пришельцами. У всякого, кто читал о Чудесах Божией Матери в небе над Сталинградом поздней осенью 1942 года, на Курской дуге летом 1943-го и в Кенигсберге в апреле 1945 года, не может не возникать аналогии с явлением Богородицы под городом Августов в 1914-м. Все вышеизложенное требует уточнения. Не известно точное место первого явления, свидетельство о котором попало в прессу и стало широко известным как «Августовское». Фактически это название относится к победе, а не к месту явления. Требует уточнения и дата (в отличие от второго, условно говоря «Мариампольского» явления, надежно документированного, но практически неизвестного, заслоненного первым). Остаются неизвестными наименование воинской части, в состав которой входил сподобившийся чудесного видения «полуэскадрон», фамилии поручика Р., им командовавшего, и генерала Ш., засвидетельствовавшего Чудо. Поэтому предстоит большая, кропотливая архивная и другая источниковедческая розыскная работа, сбор свидетельств и воспоминаний. В такого рода изыскательской деятельности могли бы принять участие православные России, Украины, Белоруссии, Польши, Германии, а также военные историки и ученые-архивисты этих стран. Близится 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Грядущий юбилей, как и 90-летие начала Первой Мировой, требуют от нас со всей ответственностью обратить внимание на духовный смысл этих военных гроз, разразившихся над нашим народом. Из мозаики достоверных свидетельств истории в период этих двух жесточайших войн должна быть восстановлена для ныне живущих и потомков правдивая картина сокровенной сущности произошедших событий, их взаимосвязи с судьбами Отечества и предвечным замыслом о нем. Есть основания надеется, что, став на этот путь, можно будет обрести многие находящиеся до сих пор под спудом свидетельства Божьей помощи нашему народу в ходе двух Мировых войн. Широкое народное почитание Образа Пресвятой Богородицы «Августовской», должно привести к общецерковному Его прославлению, что, по нашему мнению, откроет во всей полноте обстоятельства явления Божией Матери во время Сталинградской и Курской битв, в сражении под Кенигсбергом (1945). И теперь, в годовщину начала Первой Мировой войны и явления Божией Матери русским войскам в Августовском лесу в сентябре 1914 года мы обращаемся ко всем православным: посильно помогите делу народного прославления этого образа Заступницы Русской Земли! Присылайте на info@pobeda.ru доступные вам свидетельства об этом явлении, а также об иконах Божией Матери «Августовская», которые вам встречались в храмах (или в музеях и частных собраниях), о примерах их почитания. Так вы посодействуете сбору материалов, необходимых для подготовки общецерковного прославления этого удивительного Образа Царицы Небесной, чтобы уже на следующий год Православный церковный календарь включал бы в себя праздник Августовской иконы Божией Матери. О правомерности такой постановки вопроса свидетельствуют случаи исцелений, происходящие от Августовской иконы в Кременско-Вознесенском мужском монастыре на Дону. Эта собирательная, а точнее — соборная деятельность будет содействовать возрождению современных Российских Вооруженных Сил в русле духовных традиций Русской Армии, целительному восстановлению «времен прервавшейся нити». Да поможет всем нам Господь и Царица Небесная! Леонид Болотин Икона Божией Матери "Августово явление" Эта икона была написана по благословению ныне прославленного в лике святых Митрополита Московского Макария ( Невского ) в 1916 году, а само событие явления Божией Матери произошло 14 сентября 1914 года. Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полк двигался к русско-германской границе. Около 11-ти часов ночи Божия Матерь явилась воинам кирасирского полка, видение длилось 30-40 минут. Все солдаты и офицеры встали на колени и молились, наблюдая в темном ночном звездном небе Божию Матерь: в необычном сиянии, с Богомладенцем Иисусом Христом, сидящим на Ее левой руке. Правой рукой Она указывала на запад, - в этом направлении как раз двигались войска, и, действительно, через некоторое время им была дарована победа - после боев у Августово. Поэтому это явление Божией Матери получило название "Знамение Августовской победы" или "Августово явление".
День празднования - 14 (27) сентября. http://www.pobeda.ru/content/view/785/1 © Copyright: Абсолютная Зависимость, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|