Снова о Маяковском...Недавно в постоянной передаче режиссера и продюсера Рудольфа Фурманова известный петербургский актер Олег Басилашвили рассказал о последнем публичном выступлении Владимира Маяковского перед комсомольской аудиторией, стенограмма которой у него хранится. Это было, в отличие от всех предыдущих ярких выступлений "великого поэта революции" в Политехническом музее и других залах, выступление поистине трагическое. Если раньше зрители знали поэта, как блестящего полемиста и мастера остроумных реплик и ответов, которых сохранилось множество, то в этот раз Маяковский выглядел подавленным и практически не отвечал на грубоватые выкрики из зала, что тогда было в порядке вещей: публика была пролетарская. В конце выступления,где он читал в основном лирические стихи, бесцеремонные комсомольские слушатели потребовали прочитать отрывки из поэмы "Хорошо". Известно, что эмоциональные срывы часто бывали у поэта и в молодости и потом, когда он стал уже маститым поэтом. Но они тогда были связаны с "делами сердечными". В это раз, причина была, видимо , более глубокая: Маяковский не только уже чувствовал политическую опалу, но и внутреннюю опустошенность. Неустроенность личной жизни только усугубляло дело. В последней поездке в Америку, как рассказал Басилашвили, Маяковского увидел в нью-йорском кафе известный художник - эмигрант Юрий Аненнков, близко знавший поэта знавший в молодости. Маяковский был мрачен. Аненнков подсел к его столику, они разговорились. "Оставайтесь здесь, Владимир Владимирович" - предложил настоятельно Аненнков в конце разговора, - "в нынешней России вы перестанете быть поэтом". " Я уже стал чиновником - горько сказал Маяковский, - во мне всё внутри перегорело. Вот сейчас сюда приходили моя дочь с матерью. А во мне не возникло никаких чувств. Никаких...". На этом они расстались. Вскоре после возвращения на родину Маяковского не стало. Его выстрел в сердце и причины гибели обросли многими версиями - и правдоподобными и неправдоподобными. Несомненно был комплекс причин. Но главной была начавшаяся политическая травля. Юбилейная выставка Маяковского была в это смысле показательной - почти никто из друзей и коллег поэта на неё не пришел. Есть доля истины, видимо, в статье Александра Анрюхина "Маяковский застрелился из-за Сталина" (см. в инете), в которой предлагается политическая версия причин опалы Маяковского. Версия связанная больше с оппозиционной Сталину литературной деятельностью поэта предложена поэтом Кедровым - Челищевым "Маяковского убил Сталин", опубликованная в литературных дневниках поэта на этом сайте и в "Новых Известиях" (также в инете). Представляется, что эти версии дополняют друг друга, как и представление о том, что в сознании Маяковского сложилось уже впечатление, что революция пошла "не туда", в сторону создания бюрократического имперского государства, что несомненно противоречило взглядам поэта, судя по его сатирическим стихам о советских бюрократах и острым пьесам "Клоп и "Баня". Что ж, революции пожирают не только своих детей -политиков, но и детей -поэтов... Он мог предугадать это... Не потому ли у Маяковского так много и послереволюционной грустной лирики. Владимир Маяковский МЕЛКАЯ ФИЛОСОФИЯ Превращусь А у Стеклова Я родился,
© Copyright: Владимир Гоголицин, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|