11 декабря - 95 лет со дня рождения!

Владимир Гоголицин: литературный дневник

Скоро очередная годовщина со дня рождения великого русского писателя Александра Исаевича Солженицына. Солженицына уже нет с нами - не дожил несколько месяцев до своего 90-летия - но имя и книги его в России на слуху и вокруг них идет часто ожесточенная полемика. У Солженицына есть сторонники как справа, так и слева, если левыми всё-таки считать антизападников, отвергающих путь России в конкурентный свободный рынок и широкую демократию для масс. И противники, тоже как слева (коммунисты), так и справа, либералы, сторонники конкурентного рынка, демократических свобод западного образца. Почему такой спектр друзей и врагов. Наверное потому, что Солженицын и его творчество неоднозначно. Не только во времени, но и по первоначальной внутренней сути. Существует мнение, что взгляды и творчество Солженицына существенно разнятся до и после вынужденного отъезда за границу. На первый взгляд, да скорее всего и на самом деле, это именно так. На родине были написаны основные работы Солженицына, принесшие ему мировую известность и Нобелевскую премию: "Один день Ивана Денисовича", "Архипелаг Гулаг", в "Круге первом" ("атомный вариант"), "Раковый корпус"...
Отъезд Солженицына на Запад, как известно, повлиял на его творчество и на отношение писателя к западным ценностям, хотя трудно сказать, как на самом деле он к ним относился еще живя в тяжелых моральных и материальных условиях в России. Скорее всего не на сто процентов положительно. Но отношение к Западу, как более свободному и менее кровожадному обществу, тогда у Солженицына было несомненно. Об этом свидетельствует написание романа в "В круге первом" в его первоначальном, "не выщипанном" самим автором для публикации (несостоявшейся) "атомном" варианте. В нем писатель предательство советского дипломата, звонящего в американское посольство с предупреждением о краже в США атомных секретов оправдывает не только авторским отношением к нему, но и в последующих статьях и опубликованных разговорах - "кто лучше: "волк" или "волкодав". Имея ввиду, что попадание атомной бомбы в руки Сталина неминуемо приведет к его использованию и третьей мировой войне.
Запад ужесточил отношение Солженицына к нему. Более того, вскоре он становится жестким критиком и западной демократии и других западных ценностей. Русофильские "патриотические" тенденции в его творчестве становятся все сильнее, а ненависть к либерализму всё острее. "Бодался теленок с дубом", многотомное "Красное колесо", "Попало зернышко между двух жерновов" отражают эту тенденцию. Путь России ему видется не по западному варианту. Это вылилось и в демонстративный отказ Солженицына приехать в Россию в годы ельцинского президентства и принять высокую награду - Орден Андрея Первозванного первой степени - из рук Бориса Николаевича. Свою модель развития России он изложил еще в работе "Как нам обустроить Россию". Но и эти мысли потом претерпели изменение в сторону централизации управления и закомуфлированным любованием монархической идеей. И принял этот орден после триумфального возвращения в Россию из рук нового Президента Владимира Путина, с которым встретился у себя дома по просьбе Путина и которому до самой кончины симпатизировал.
Эти противоречия Соженицына отразились и в предюбилейной литературе о нем. Буквально два месяца назад вышли две книги, посвященные проблематике творчества писателя. Обе с одинаковым названием - "Феномен Солженицына". Одна книга написана известным французским литературоведом, исследователем творчества Солженицына Жоржем Нива. Главы из неё опубликованы в сентябрьском номере журнала "Звезда".


http://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=2158


Автор - не только апологет не только художественного мастерства Солженицына, но и многих его антизападных, антимеркантильных взглядов. "Теперь ясно, что враждебность Солженицына к тоталитарному режиму была лишь частью ег неприятия западного материалистического мира". Парадоксальное утверждение западного исследователя, влюбленного, по его собственным словам (См. Википедию)в Россию с юности и неоднократно приезжавшего сюда, как на учебу, так и по работе...
Прямо противоположной по конечной оценке творчества Александра Исаевича явилась только что вышедшаяиз печати книга известного литературоведа и критика Бенедикта Сарнова с тем же названием "Феномен Солженицына".


http://www.ozon.ru/context/detail/id/18379339/


Бенедикт Сарнов был в советские годы лично знаком с Солженицыным и даже, сначала, среди его немногочисленного круга симпатичных писателю людей. Поэтому личные воспоминания критика писателе очень интересны. Так же как и изменение его восприятия Солженицына и его творчества с течением времени вплоть до кончины писателя. В книге он предстает непримипимым антогонистом Солженицына, восхищение которым сменилось полным неприятием его взглядов, конечный итог которых он обьявляет "русским фашизмом". К этому итогу, как утверждает Бенидикт Сарнов Солженицын шёл давно, якобы начиная с написания "Одного дня...". В книге много сравнений взглядов, литературных приемов и литературного языка Солженицына с таковыми самых разных русских и советских писателей: от Льва Толстого, Велимира Хлебникова до Андрея Платонова и Анатолия Рыбакова. Приводится масса малоизвестных текстов стихов и прозы самых разных российских авторов. Главная задача Бенедикта САрнова состояла, видимо в том, чтобы показать Солженицына, как возомнившего себя пророком политического писателя, толкающего Россию снова на антидемократический, тоталитарный путь развития. В этом своем порыве критик становится иногда необъективным, выступая с мелочными придирками как к поведению Солженицына - диссидента в России во время написания "Архипелага" и "В круге первом", так и к содержанию книг и отношению к прототипам этих произведений писателя (даже в "Круге первом" они все реальные - и Рубин (Лев Копелев, сидевший вместе с Солженицыным в "шарашке") и советский предатель-дипломат, и советский агент, которого он хотел выдать американцам). В остальном книга интересная и качественная.
Таким образом Александр Исаевич Солженицын как бы продолжает вести бурную политическую
деятельность и после своей смерти на 95 году от даты своего рождения, привлекая своими произведениями и друзей, и врагов. Старых и новых.



Другие статьи в литературном дневнике: