тишина как тема для беседыЭПИГРАФ Мы были музыкой во льду. Ф.И. Тютчев Silentium Молчи, скрывайся и таи
Silentium Она ещё не родилась, Спокойно дышат моря груди, Да обретут мои уста Останься пеной, Афродита,
Если можно так выразиться, главная идея русской культуры следующая: когда человек молчит, реальность перестает иметь место. Иными словами, русская идея, мне кажется, заключается в том, что логос порождает действительность, а не наоборот. <...> Ахматовская поэтика скорее поэтика потенциального слова. Ее слово порождает не столько действительность, сколько тишину. Тишина в смысле сосредоточенности, ожидания, - может быть, самая характерная черта поэзии Ахматовой. Такая тишина не отрицательное качество: она - не отсутствие значения, а присутствие напряженного внимания ко всякому бессловесному внешнему и внутреннему бытию. Раннюю лирику Ахматовой можно считать великолепным выполнением парадоксального завета тютчевского стихотворения "Silentium!": молчание в слове. И тихо, так, Господи, тихо, Идея тишины как предпосылки для восприятия потаенных истин, тишины ужасающей и в то же время дающей доступ к сути физического и нравственного мира, в стихотворении "Творчество" связана с поэтической деятельностью. Из этого стихотворения мы узнаем, что для Ахматовой возникновение поэтического звука неизбежно сопровождалось возникновением нагруженной смыслом тишины. Вокруг "все победившего звука", дающего знать о себе нового стиха ...так непоправимо тихо, Тишина - последняя тайна и последнее утешение на грани смерти. Цитирую "Предвесеннюю элегию", которой открываются "Полночные стихи", цикл, написанный Ахматовой в Комарове в самом конце жизни: Меж сосен метель присмирела,
М.И. Цветаева Тише, хвала! Сутолочь, стоп! Юность — любить, Хоть бы закут — Рты говорят: Знали бы вы, Бога в орде! Юбочник — скот — — Не времени! © Copyright: Соланж, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|