тишина как тема для беседы

Соланж: литературный дневник

ЭПИГРАФ


Мы были музыкой во льду.
Б. Пастернак




Ф.И. Тютчев


Silentium


Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои-
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими и молчи.


Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ.
Взрывая возмутишь ключи, -
Питайся ими - и молчи.


Лишь жить в самом себе умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
ВНИМАЙ ИХ ПЕНЬЮ И М О Л Ч И!...




О. Мандельштам


Silentium


Она ещё не родилась,
Она – и музыка, и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.


Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В чёрно-лазоревом сосуде.


Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!


Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!




Кейс Верхейл


Если можно так выразиться, главная идея русской культуры следующая: когда человек молчит, реальность перестает иметь место. Иными словами, русская идея, мне кажется, заключается в том, что логос порождает действительность, а не наоборот. <...> Ахматовская поэтика скорее поэтика потенциального слова. Ее слово порождает не столько действительность, сколько тишину. Тишина в смысле сосредоточенности, ожидания, - может быть, самая характерная черта поэзии Ахматовой. Такая тишина не отрицательное качество: она - не отсутствие значения, а присутствие напряженного внимания ко всякому бессловесному внешнему и внутреннему бытию. Раннюю лирику Ахматовой можно считать великолепным выполнением парадоксального завета тютчевского стихотворения "Silentium!": молчание в слове.
В так называемый поздний период Ахматовой тишина чуть ли не превращается в главную ее лирическую тему. Тишина становится источником ее понимания жизни. Когда она чувственно воспринимает историческое время, оно звучит как у Блока и Мандельштама, но только на фоне какой-то ужасающей тишины:


И тихо, так, Господи, тихо,
Что слышно, как время идет.


Идея тишины как предпосылки для восприятия потаенных истин, тишины ужасающей и в то же время дающей доступ к сути физического и нравственного мира, в стихотворении "Творчество" связана с поэтической деятельностью. Из этого стихотворения мы узнаем, что для Ахматовой возникновение поэтического звука неизбежно сопровождалось возникновением нагруженной смыслом тишины. Вокруг "все победившего звука", дающего знать о себе нового стиха


...так непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...


Тишина - последняя тайна и последнее утешение на грани смерти. Цитирую "Предвесеннюю элегию", которой открываются "Полночные стихи", цикл, написанный Ахматовой в Комарове в самом конце жизни:


Меж сосен метель присмирела,
Но, пьяная и без вина,
Там, словно Офелия, пела
Всю ночь нам сама тишина.
А тот, кто мне только казался,
Был с той обручен тишиной,
Простившись, он щедро остался,
Он насмерть остался со мной.




Эпилог


М.И. Цветаева


Тише, хвала!
Дверью не хлопать,
Слава!
Стола
Угол — и локоть.


Сутолочь, стоп!
Сердце, уймись!
Локоть — и лоб.
Локоть — и мысль.


Юность — любить,
Старость — погреться:
Некогда — быть,
Некуда деться.


Хоть бы закут —
Только без прочих!
Краны — текут,
Стулья — грохочут,


Рты говорят:
Кашей во рту
Благодарят
«За красоту».


Знали бы вы,
Ближний и дальний,
Как головы
Собственной жаль мне —


Бога в орде!
Степь — каземат —
Рай — это где
Не говорят!


Юбочник — скот —
Лавочник — частность!
Богом мне — тот
Будет, кто даст мне


— Не времени!
Дни сочтены! —
Для тишины —
Четыре стены.



Другие статьи в литературном дневнике: