Самые свободные формы-Верлибр, Вольный Стих

Ирина Гиждеу: литературный дневник

Творческая Мастерская Алкоры


1. Вольный стих


Прежде, чем начать разговор о самых свободных стихотворных формах – вольном стихе, верлибре и белом стихе, давайте разберемся, чем вообще стихотворение отличается от прозы.


В стихах есть особая мелодия – РИТМ или МЕРНОСТЬ, и это самое главное, что отличает стихи от прозы. А еще там бывает деление на определенные ритмически законченные фрагменты – СТРОФЫ, состоящие из отдельных СТИХОВ, которые, как правило, записываются в виде отдельных строк. Как правило, но не всегда.


СТИХ по-гречески значит «ряд», его латинский синоним «versus», то есть «поворот», возвращение к началу ряда, а «проза» по-латыни означает речь, «которая ведется прямо вперед», без всяких поворотов. Таким образом, стих –это речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется «стихом» и на письме обычно выделяется в отдельную строку.


Стихотворная речь - мерная, обладающая особой ритмической организацией, позволяющей отличить ее от любой другой. О рифме как обязательном элементе стиха в определении стиха ничего не сказано.


При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи - его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. В поэзии существует такое явление как – ВОЛЬНЫЙ СТИХ. Особенность такого стиха - строфы, как таковые, могут отсутствовать, а все строки состоят из произвольного количества стоп.
Например:


Всходило солнышко… устала…
Открылся луг. Я там искала
Траву.
Названий всех не вспомню, но к утру
Букет готов был…


В этом примере первые две строки – четырех стопные, вторая - двустопная , третья – одностопная, четвертая – пятистопная, пятая – двустопная


Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 - раздумье, 3 - припоминание, 4, 5 - пояснение. При этом в стихах есть рифма, но нет ни строф, ни определенного рисунка количества стоп.


Вольный стих часто встречается в баснях («Вороне как-то Бог послал кусочек сыра и т.д.») .


Итак,
ВОЛЬНЫЙ СТИХ ЭТО КОГДА:
ЕСТЬ РИТМ, РИФМЫ.
НЕТ ЧЕТКИХ СТРОФ, ЧИСЛО СТОП В СТРОКАХ ПРОИЗВОЛЬНОЕ.


2. Верлибр


Есть и другие степени свободы построения стиха – отказ от постоянства размера, упорядоченных пауз, рифм и от деления стиха на строфы. Такой поистине свободным стих называется ВЕРЛИБРОМ (фр. vers libre). В нем ритм создается только повторением каких-либо однородных элементов и часто он трудно уловим. Единственным ритмообразующим элементом в верлибре является членение речи на стихи и разделяющие их межстрочные паузы. Только эта повторяющаяся интонация и определяет своеобразность звучания стихотворения. В качестве примера можно привести русские переводы современных англо-американских авторов.


Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы
напали на него все страны вселенной,
Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда
не бывало.
И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,
И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей
этого города.
В каждом их слове и взгляде.


/Уолт Уитмен (Walt Whitman), перевод К.Чуковского/


Итак,
ВЕРЛИБР, ЭТО КОГДА:
ЕСТЬ ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧИ НА СТИХИ С ПОМОЩЬЮ РАЗДЕЛЯЮЩИХ
МЕЖСТРОЧНЫХ ПАУЗ.
НЕТ СТРОФ, СТОП, РИФМ.


Теперь, разберемся с белым стихом.
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/03/17/2725



© Copyright: Творческая Мастерская Алкоры, 2011


https://stihi.ru/2011/03/17/2704




Вначале был... верлибр


Самая популярная в истории человечества книга была написана в именно в этом поэтическом стиле. Речь идет о Библии. Вот самый яркий и древний пример верлибра.


Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.


Есть более поздний пример, знакомый всем со школы. «Слово о полку Игореве» - пример классического вольного стиха. В данном случае белого. На момент создания «Слова...» на Руси уже была рифмованная поэзия. Она считалась уделом скоморохов, развлекающих толпу. Для изложения благородных чувств и переживаний использовали особый способ повествования.


Голос Ярославнин слышится, на заре одинокой чечоткою кличет:
«Полечу, — говорит, — чечоткою по Дунаю,
Омочу бобровый рукав в Каяле-реке,
Оботру князю кровавые раны на отвердевшем теле его».


Значит, сама поэтическая форма существовала испокон веков, но оставалась безымянной до 1886 года. Гюстав Кан - основатель французского литературного журнала La Vogue первым ввел понятие Vers libre. В дословном переводе на русский оно означает свободный стих. Свободный от чего? От рифмы и ритма? В том-то и дело, что верлибр настолько свободен, что не подчиняется никаким правилам. В нем может абсолютно отсутствовать рифма, как у Цветаевой.


…Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице —
Тонкий звон
Старинных часов — как капельки времени.


Некоторые строки могут быть зарифмованы


На заре морозной
Под шестой березой
За углом у церкви
Ждите, Дон-Жуан!


Но, увы, клянусь вам
Женихом и жизнью,
Что в моей отчизне
Негде целовать!


Верлибр - что это?


Сформулировать четкое определение поэтического жанра пытались литераторы и критики всех мастей. М. Цветаева считала его «несерьезной поэзией». Бродский напротив был уверен, что только верлибр - следующая ступень мастерства. На нее может подняться только настоящий гений классического стихосложения. Гумилев утверждал, что обращаться к верлибру стоит изредка.


Замечательный русский поэт, стиховед В. Бурич в статье «От чего свободен свободный стих» предлагал вообще «не закреплять за свободным стихом каких-либо жанровых особенностей». Споры не затихают. Может быть они когда-нибудь «родят истину», а пока сформулируем обобщенное определение, опираясь на великое множество его трактовок.


Верлибр - это стих, частично или полностью лишенный структуры: строфы, рифмы, ритма. Однако в нем присутствуют характеристики стихотворения:


фразы разделены на строки;
каждая начинается с заглавной буквы;
прослеживаются звуковые повторы.
Разновидности верлибра


Принято условное деление понятия на 3 вида.


1. Белый стих. Достаточно вспомнить драму «Борис Годунов» Пушкина. Рифмы нет, но строчки звучат напевно. Такой эффект достигнут использованием пятистопнопным размером ямба. Он регулирует звуковое построение строки, т.е ее ритм. Пушкин сетовал на малое количество рифм в русском языке. Со своим словарным запасом в 21 000 он порой сталкивался с проблемой подбора.


2. Акцентный стих. Исходя их названия, ожидаем создания ритма расстановкой акцентов. В каждой строке количество ударных слогов одинаково, а число безударных разное. Эту форму любил В.В. Маяковский. Возьмите первую строфу стиха «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Рифма очень вольная, а главное ударное слово Нетте - единственное в последней строке. Его нужно обязательно выделять интонацией.


3. Вольный стих. Часто его называют басенным. Нет никакой регулировки стопности. Вспомните «Лебедь, Щука и Рак» Крылова. Рифма прослеживается, а вот размер ударных слогов в строчках - разный.


Верлибр - музыка в словах


Хочется сказать, что этот стихотворный жанр по мнению большинства литературоведов являет собой концентрированную поэзию. Можно изучить науку слагать стихи, иметь огромный лексикон, но никогда не стать поэтом. «Либеральный» жанр позволяет автору высказываться как угодно. Кому угодно? Читателю. Если последний прочтет нерифмованные строки и восхитится, то значит верлибр сложен талантливо. Вот на прощанье несколько автобиографичных строк свободного стиха Анны Ахматовой


Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики
...А я была его женой.



Другие статьи в литературном дневнике: