Самые свободные формы - Белый Стих
3. Белый Стих Еще одной разновидностью стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от канонов стихосложения, является БЕЛЫЙ СТИХ, На слух он более приятен, чем верлибр, так как в нем отсутствует только рифма. Метрическая организация осталась неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без нее, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и русские былины - авторские стилизации под них. Белый стих встречается в нескольких формах: а) не разделенный на строфы (нестрофический); Рассмотрим каждую из этих разновидностей. a) Белый нестрофический стих В современной европейской поэзии стихи разделяются преимущественно рифмой. Но это не обязательно. Античная поэзия не знала рифмы; а когда в эпоху Возрождения стали создаваться жанры, подражающие античным, то в них тоже стал использоваться нерифмованный (или белый) стих. Самым популярным из этих жанров была трагедия: итальянская, потом английская (Шекспир), потом немецкая (Шиллер), потом русская («Борис Годунов»). Из трагедии нерифмованный пятистопный ямб перешел в лирические стихотворения, по строю напоминавшие монологи-раздумья. А. С.Пушкин. «...Вновь я посетил...» … Вновь я посетил Еще один пример – поэзия Владимира. Эльснера, Для его белого стиха характерны гибкие переносы фразы со строки на строку (анжамбманы). Тематическая кульминация часто отмечается самым смелым из таких переносов («...Каким / бы ты...») и дактилическим окончанием («...любовником») среди обычных мужских и женских рифм: Вот наконец ты мой. Прозрачней мирры б) Белый строфический стих В русском белом пятистопном ямбе по традиции свободно чередуются женские и мужские окончания; фразы, располагаясь по строкам, обычно стремятся заканчиваться на мужских окончаниях, потому что после них пауза в произношении бывает дольше. В приведенном ниже примере стихотворения Вс. Рождественского (1919г) это условие соблюдается только в конце стихотворения, и от этого концовка звучит спокойнее. Если урегулировать чередование женских (Ж) и мужских (М) окончаний и подчеркнуть его синтаксисом, то текст станет строфическим (как в примере ниже с повторяющимся и поэтому предсказуемым чередованием ЖЖЖЖМ). На палубе разбойничьего брига Неповоротливый и сладко-липкий Вчера, как выволокли из каюты, Измученный, я начинаю бредить, А вот еще один пример с более сложной строфой такого же рода (ЖЖЖМЖЖЖМ + Ж) в стихотворении Осипа Мандельштама: Я не увижу знаменитой «Федры» – Как эти покрывала мне постылы... Театр Расина! Мощная завеса в) Белый стих, состоящий из рифмованных и из нерифмованных строф Пушкинский «Борис Годунов» написан обычным в драмах XIX в. нерифмованным пятистопным ямбом. Но в нескольких местах в него вторгаются рифмованные четверостишия. Например, в кульминационный момент судьбы Бориса, в конце его монолога: ...Ужели тень сорвет с меня порфиру, Совершенно очевидно, что эти вкрапления рифм в безрифменный стих служат средством выделения наиболее важных мест – как бы «рифмическим курсивом». Из этого совсем не следует, что рифмованный стих от природы более возвышен и многозначителен, чем нерифмованный. Есть примеры и противоположного соотношения рифмованного и нерифмованного стиха: основная часть произведения написана с рифмами, а концовка, самая важная, – без рифм; и эффект получается не меньший. И в том и в другом случае главное – не внутренние свойства нерифмованного и рифмованного стиха, а отношение того и другого, их смена. Итак,
© Copyright: Творческая Мастерская Алкоры, 2011 © Copyright: Ирина Гиждеу, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|