Исключённая неожиданность. Абсолютный вахтёр

Джинн Толик: литературный дневник

События в макромире, где живет человек, подчиняются определенным законам. Единственным источником неопределенности является микромир (квантовые процессы). Воздействия изнутри на социальную структуру могут лишь следовать модели квантового усилителя. Имеется в виду последовательность связей, превращающая микрособытие в макрособытие. Примером может служить усилительное устройство, делающее электронные импульсы доступными слуху или зрению. Эффекты такого рода наблюдаются и в биологических организмах, например когда случайные изменения в генах приводят к мутациям. Процессы такого же рода действуют и в мозгу; здесь они вызывают неожиданные эмоциональные реакции, непредсказуемые мысли, нелогичные решения и т. п.


В начальных геологических, биологических или социологических ситуациях случайные события приводят иногда к изменениям, которые в той или иной мере оказываются улучшениями. Однако едва экосистема поднимется на более высокую ступень организации, случайные влияния неизменно становятся разрушительными. Следовательно, любое вызванное случайностью изменение наносит ущерб нормальному функционированию нашего совершенного государства.


В мире, контролируемом человеком, случайности места нет. Исключить самую возможность ее - наша задача. Наш мир должен целиком контролироваться и всесторонне управляться. Случайные влияния в области техники ведут к авариям, стихийность в общественной области влечет за собой беспорядки и волнения. Профессиональные группы, основу деятельности которых составляют производство идей и фантазия, воздействуют на социальную структуру, если являются ее элементами, разрушительно; деятельность всякого рода изобретателей, реформаторов, художников и писателей отрицательно сказывается на удовлетворенности граждан; поэтому из официального списка вышеназванные профессии исключаются. С завершением переходного этапа разрушительная случайность будет устранена из действующей структуры нашего государства окончательно. Таким образом, путем создания непреодолимой преграды между микромиром и макромиром будет достигнуто состояние абсолютного порядка.


К вопросу об эмоциях (сообщение для служебного пользования). Повышенная эмоциональность людей по-прежнему остается нежелательным фактором, оказывающим разрушительное воздействие на структуру общества. С точки зрения кибернетики эмоции суть ассоциативно вызываемые осознаваемые сигналы, указывающие на важность ситуации для субъекта. Различают положительные и отрицательные эмоции - в зависимости от того, побуждают они индивида к сохранению ситуации или к избавлению от нее. В архаической среде эмоции выполняют биологически целесообразную функцию: побуждают индивида вести себя разумно, например защищать и обеспечивать всем необходимым свой организм, иначе говоря, устранять вредные и опасные воздействия или их избегать.


В нашем современном государстве защита граждан и обеспечение их всем необходимым не могут оставаться в зависимости от неконтролируемых эмоций. Выполнение этих задач государство берет на себя, целиком изымая их из компетенции индивида. Таким образом, эмоции следует рассматривать как пережиток архаичных биологических обстоятельств, в нашей общественной ситуации совершенно излишний. Особенно неприятен факт, что эмоции часто проявляются без видимой причины и закономерно ведут к поступкам, которые не могут быть предсказаны и соответственно сделаны объектом вычислений; таким образом, последствия эмоций неизбежно оказываются вредными. В связи с изложенным нескольким группам в отделе антропологических исследований было поручено изыскать способы "выключения" эмоций или такого изменения их функций, которое сделало бы их полезными гражданину. Так, например, положительные эмоции воодушевления и радости могут стать наградой за особенно хорошую работу, за безоговорочное следование правильной линии партии и т. п.



"Работай для плана, живи для плана.. недостаточно усердных ждёт орган-банк". Несколько абзацев выше заимствованы из прекрасной антиутопии, написанной Франке Гербертом, она называется "Игрек минус". Почему-то не многие в курсе того, что именно он специализировался на данном жанре - и очень достойную оказал конкуренцию наиболее известным произведениям:


1. Айра Левин - Этот идеальный день
2. Олдос Хакскли - О, дивный новый мир
3. Евгений Замятин - Мы
4. Джордж Оруэлл - 1984
5. Братья Стругацкие - Обитаемый остров
6. Фредерик Пол - Рифы космоса
7. Рей Бредберри - 451 градус по Фаренгейту


Лично для меня антиутопии всегда были особым жанром. Хочется верить, что личность человека нельзя привести к единому знаменателю и проинтегрировать после, что железобетонные тиски total control'а может сломать любовь и порыв к свободе. Имеющие власть мечтают унифицировать человечество (уни-культура, уни-потребности, уни-секс, уни-пирог, уни-таз!), научиться управлять им со всё возрастающей эффективностью.. и им это удаётся, что самое страшное. Жить под контролем Большого Брата - значит уподобиться колонии муравьев, где кто-то когда-то раз и навсегда предопределил для тебя твоё место и твои функции. Всеобщая серость - это интеллектуальная кастрация, взаимозаменяемость, воплощение Механо в жизнь, где индивид - всего-навсего одна шестерёнка огромного комплекса, обслуживающего избранных. Перед нами новый вид рабства, который базируется на подавлении - люди, выращенные под колпаком (по методу Бокановского) для узко-специальных задач, от которых не требуется ничего иного. Их нужды полностью обеспечиваются, внештатное поведение пресекается промывкой мозгов или смертью, а движение в общем русле поощряется через наркотические вещества, секс или хуже того - через импланты, которые встраивают в них с рождения. Непотерпим же "преступного ущемления наших прав!" Начнём прогуливать работу, нюхать мак, гонять рок-н-ролл и оплодотворять все, что движется в радиусе баллистической ракеты, а потом сотворять шедевры искусства и ума на основе пережитого! Нет распорядку, ибо сказано: "Великий порядок свободен от распорядка"!



Этот город скользит и меняет названья.
Этот адрес давно кто-то тщательно стер.
Этой улицы нет, а на ней нету зданья,
Где всю ночь правит бал Абсолютный Вахтер.


Он отлит в ледяную, нейтральную форму.
Он тугая пружина. Он нем и суров.
Генеральный хозяин тотального шторма
Гонит пыль по фарватеру красных ковров.


Он печатает шаг, как чеканят монеты.
Он обходит дозором свой архипелаг.
Эхо гипсовых горнов в пустых кабинетах
Вызывает волнение мертвых бумаг.


Алый факел - мелодию белой темницы -
Он несет сквозь скупую гармонию стен.
Он выкачивает звуки резиновым шприцем
Из колючей проволоки наших вен.


Лакированный спрут, он приветлив и смазан,
И сегодняшний бал он устроил для вас.
Пожилой патефон, подчиняясь приказу,
Забирает иглой ностальгический вальс.


Полосатые ритмы синкопой на пропуске.
Блюзы газовых камер и свинги облав.
Тихий плач толстой куклы, разбитой при обыске,
Бесконечная пауза выжженных глав.


Как жестоки романсы патрульных уставов
И канцонов концлагерных нар звукоряд.
Бьются в вальсе аккорды хрустящих суставов
И решетки чугунной струною звенят.


Абсолютный Вахтер - лишь стерильная схема.
Боевой механизм, постовое звено.
Хаос солнечных дней ночь приводит в систему
Под названьем... да, впрочем, не все ли равно.


(Александр Башлачев)



Желающим посмотреть кино по теме:


1. Бразилия (1985 г.)
2. Эквилибриум
3. 1984
4. 451 по фаренгейту
5. Посвящённый (2014 г.)
6. Обитаемый остров
7. Равные (2015 г.)



Другие статьи в литературном дневнике: