Феномен Джокера-Аливера

Дмитрий Куваев: литературный дневник

Читатель, некоторые авторы сайта стихи.ру призывают заблокировать страницу автора Сергея Аливы. Другие просят включать его в чёрный список. Третьи требуют сжечь его на костре, но только на костре его собственного тщеславия. Просто, коротко, по-взрослому! Но как же они не правы старина, читатель. Без Аливы жизнь была бы до безумия скучна и предсказуема, да в добавок ко всему лишена веселья! Безумного веселья!
15 лет назад «Темный рыцарь» Кристофера Нолана вышел в рекордном количестве кинотеатров, собрав в итоге более $1 млрд. Главной звездой картины стал сумасшедший террорист Джокер в гениальном исполнении Хита Леджера.
12 лет назад на сайте стихи.ру опубликован первый рифмованный текст, тогда ещё никому не известного автора, будущего стихирного сумасшедшего террориста Джокера в неумелом исполнении Сергея Аливы.
Как пересеклись между собой эти два значимых события спросит себя пытливый читатель. Никак, поспешу я, к нему с ответом, на первый поверхностный взгляд. С тех пор авторская страница Аливы (да и Алива ли он вообще - большой вопрос) не собрала ни 1$ и лишь чуть более 42 000 прочтений, из которых большинство пустые проходы, уязвлённых безапелляционными рецензиями, авторов. Казалось бы, (но это только казалось) тексты-шарады унылого Аливы не лишены почти гомеровской эпичности, драматического пафоса, философских монологов и поставленных на повестку дня классических, а кто-то бы сказал «устаревших» этических проблем. Так что же это, возопит пытливый читатель? Где торжество справедливости? Новаторский и оригинальный стих Сергея Аливы кажется его современникам то "слишком неуловимым", то вообще "бесформенным". То ли аллюзия, то ли аллегория, то ли винегрет, то ли оливье, а может сборная солянка? Правильный ответ – всё вместе, смешанное в сумасшедший компиляторский коктейль. «Поэзия» Аливы в высшей степени невыразительна и лжива, она пуста, в ней нет социальных конфликтов и поистине трагедийных коллизий, казалось бы, неодолимых, кричащих противоречий, но при этом необыкновенно смешна.
Впервые Джокер-Аливер явился сайту в далёком 2011 году. И сразу же вывалил на обалдевшего читателя целых восемь куч, э, кхм - восемь текстов слабо зарифмованных нескладушек.
Процитируем одно из них, случайным образом выбранное нами.
Пусть денег, - куры не клюют,
Расходы – целесообразны,
А мужики не устают,
Пока не сделают оргазма.
Сразу же обращает на себя внимание фирменный авторский стиль Джокера-Аливера - сексуальная неудовлетворённость, которую он пытается сублимировать в своих так называемых стихах. Какая часть пластиковых мозгов Джокера-Аливера отвечает за сочинительство? Гипоталамус, гипофиз, мозжечок? Кстати, мозжечок не отвечает за абстрактное мышление, а только за ориентацию и координацию работы мышц. Создаётся впечатление, что свои опусы, С. Алива, сочиняет именно мозжечком. Ещё одна характерная особенность неподражаемого авторского стиля Джокера-Аливера глагольные рифмы. Ах если бы только они. Отсутствие рифмы как таковой, вот чем отличаются недовирши самого великого поэта нашей современности.
Минуты дорогие,
А разговоры праздные,
Мы оба неплохие-
Да только очень разные.
Не с хворой головы
Валить бы на здоровую,
Коль оба не правы
Или правы по-своему.
И что не сотворим,
Не от ума ли маемся?
Почти не говорим
Уже не улыбаемся.
Обоим не дано
Судьбою от рождения
Крутить веретено,
Спрядая нить терпения
Первые публикации в публичном пространстве. Отсутствие интереса читателей. Первые нелицеприятные рецензии, ещё совсем беззубые и где-то даже миролюбивые. Первые обиды. Увы и ах читатель, всё в нашей жизни когда-нибудь происходит впервые.
Лёд тоньше, лёд уже темней
И, если топнуть на припёке,
Он, как младенец иудей,
Отдаст кусочек крайней плоти.
Это потом появятся в рецензиях злость и отчаяние, зависть и похоть, хлюпающие вагины и предложения мастурбировать авторам. Это потом он обуреваемый местью завалит авторов стихиры несуразными и всё же такими смешными, глупыми рецензиями по семь девять штук в день.
Таков удел дорвавшихся сердец:
Любовь как рвота, как надсада, как лавина.
Об этом знает лишь измученный конец,
Да утомлённая до хлюпанья вагина.
А пока всё так чинно, благородно, по-старому! Можем ли мы отнести С. Аливу – к одному из ярчайших представителей midculture – культуры среднего уровня, соединяющей в себе образцы высокого и популярного искусства. Нет, ни в коем разе. Ведь одной из отличительных черт midculture является работа с популярными образами, сюжетами, архетипами и даже клише, однако не по известным и отточенным безликим шаблонам, как это делает С. Алива, а в соответствии с собственной неповторимой и узнаваемой методикой и стилем. Ничего это нет и не может быть в банальной рифмованной описательности убогой действительности С. Аливы. Подавляющее большинство его текстов серы и безлики, художественно не оформлены и тривиальны.
Джокера-Аливера невозможно победить физически или психологически; единственный способ хотя бы на время его утихомирить — ждать подходящего момента и, когда надо, просто отойти в сторонку, проигнорировать. Дать сумасброду упасть на свой же нож, споткнуться на ровном месте или навернуться с высоченной балки, его велеречивости. Так стоит ли нам блокировать и отправлять в чёрные списки мутного Джокера стихиры С. Аливу? Пусть каждый ответит для себя сам. Но жестокая ирония в том, что читатель никогда не «убьет» Аливу, чтобы не стать похожим на него, а Джокер никогда не убьет читателя, потому что без него будет слишком скучно. Они обречены вечно сосуществовать, сохраняя баланс порядка и хаоса, гениальности и посредственности, белого и черного, света и тьмы, добра и зла.



Другие статьи в литературном дневнике: