Эссе о насекомых - из давней переписки

Эмилия Бернард: литературный дневник

Всегда испытывала и испытываю необъяснимое отвращение к насекомым, ко всем, кроме бабочек. Видимо, они это чувствуют.
Помню, в Кишиневе на гостевой квартире JDC,куда мы купили новую (!!) мебель, и где я предвкушала переночевать, наконец, в сносных условиях, в первую же ночь меня замучил изнурительный зуд. Моя коллега Рут , страдающая от аллергии различных форм, которая ночевала там же, объявила охоту на вредителей.
И к утру, когда я уже начала беспокоиться о ее психическом состоянии, раздался победный вопль: она изловила-таки один экземпляр родовитого блошиного племени. Рут закупорила его в одну из пробирок, которые таскала с собой "на всякий случай" и увезла в Израиль. Там она отдала это существо на исследование, и оказалось, что это какой-то редкий экземпляр из особо кусачих . Пришлось сменить мебель, выкинуть коврики, сделать побелку, и все равно долго я еще побаивалась садиться или ложиться в этой квартире.


Ничуть не лучше было в Вашей любимой Одессе в девяносто пятом. Ни на одной из гостевых квартир не было горячей воды. Зима была суровая, и мы дико мерзли. Пробовали пожить в гостиницах. В Красной нам говорили:"Что Вы хотите? Какая горячая вода? Сейчас же ночь, а ночью вообще воды не бывает! " Зато было полно всякой ползающей дряни !
Представьте себе раннее холодное утро в Красной. Спускаюсь на завтрак в огромный не отапливаемый зал, напоминающий разорившийся Дом терпимости: красные помпезные ложи , красные замусоленные скатерти, красные велюровые занавеси на сценке, предназначенной ,видимо, для отнюдь не пуританских танцев. Несколько накрытых столиков, за которыми сидят восковые фигуры замерзших постояльцев .Бегают какие-то полудохлые кошки и вдруг стремительно бросаются в угол (конечно же, за мышкой!).Посиневший от холода официант в сомнительной белизны рубашке с черной бабочкой торжественно приносит еле теплую манную кашку и чай, попахивающий ржавой водой .А манная кашка вся усыпана какими-то мелкими букашками. К сожалению, мы не вьетнамцы! Есть это невозможно: оставляем тощим кошкам. Из Красной в поисках тепла и горячей воды перебираемся на пришвартованную гостиницу Шевченко .Но и там преследует запах стоячей болотной воды и снуют какие-то ползучие твари.
А сколько людей-насекомых прошло передо мной: суетливые, болтливые, прилипчивые, наглые, неистребимые, засоряющее время и пространство и мутным потоком отрицательно влияющие на ауру.
И мысли бывают насекомые: мелкие, свербящие, назойливые, клейкие как жвачки и патока. Гоните их вовремя, потом будет поздно :разъедают как саранча.
Но вдруг неожиданно вспорхнет мысль - бабочка : свежа, светла, озарение! И так легко ее спугнуть, и так сложно удержать, не нарушая ритма природы. Но если удастся удержать на ладони ,не давя и не накалывая на коллекционную иглу, бабочка проникнется доверием к теплу ладони и застынет умиротворенно, щекоча ладонь чуть дрожащими крылышками. Вот она –гармония : бабочка, я и космос! Ловите бабочек , не убивая. Они удивительны. Просто пообщайтесь. Здесь и экзотическая изнеженная красотка, и простой мотылек, отважно бросающийся на пламя . Начнете ловить бабочек - и вдруг откроете в себе Набокова! (впрочем, времени уже у нас маловато, чтоб поучиться в Кембридже ,пожить в разных странах без гроша в кармане , и ,наконец, написать Лолиту!).Только не засушивайте бабочек. Это все равно, что препарировать стихи. Пусть порхают!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 19.03.2016. Эссе о насекомых - из давней переписки