Конст. Ремчуков - Независимая газета

Елена Владеева: литературный дневник

Я очень люблю читать про 20-е годы, понимать настроение людей, которые не приняли Октябрьскую революцию. И видя идиотизм решений власти, поступков иррациональных, ходили и друг другу говорили. По всем воспоминаниям, по всем мемуарам абсолютно однозначно следует, что они говорили друг другу «Но эта же власть долго не продержится».


Луначарский, встречая Бунина в марте 1918-го, жмет ему руку и говорит «Сами удивляемся, как мы уже там больше трех месяцев у власти. Ну, наверное, скоро это закончится». То есть, вот, какой-то был переворот, захватили власть… Кадров не хватает. Недаром очень многие годы говорили, что первое правительство большевиков было самым образованным – там люди по несколько языков знали, жили в эмиграции, университетское образование (законченное, не законченное). Но потом всегда всё было намного попроще.


И вот это «попроще» работало, потому что придумывались механизмы, которые, казалось бы, должны народ поднять против. Кронштадтский мятеж. Вдруг моряки, которые поддерживали большевиков, отреагировали на военный коммунизм протестом. Их взяли, положили всех, постреляли.


Тамбовское восстание (крестьяне). Всех положили – химическое оружие Тухачевский против них использовал. Расстрелы. Конфискация. Разрушение храмов для русского православного человека.


Ведь, вот, знаменитый фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» — чего там они вывозят? Какие драгоценности? Откуда они их взяли? Из церквей. Никита Михалков, сейчас большой православный культурный деятель, романтизировал вот этих замечательных большевиков, которые брали эти драгоценности в Москву с тем, чтобы закупать хлеб. Сейчас всё больше и больше материалов о том, как пропадали эти драгоценности, потому что их надо было за границу нелегально передавать. И эти люди с этими саквояжами ценностей исчезали. Какой-то хлеб приходил, какой-то никогда не приходил (эти люди обосновывались где-то за границей). Ну, то есть эта еще будет когда-нибудь история более подробно по архивам рассказана.


Но сама идея какая? Иррациональные поступки, уничтожение людей, недовольство, но репрессии, карательный аппарат. И усмирили его на сколько? Более, чем на 70 лет людей. Буйные, конечно, были, но репрессии и жесткий режим, стержень, ощущение, что окружена страна врагами.


Вот, самое главное, что удалось вызвать за последние годы, это ощущение того, что Россия окружена врагами (у основной массы населения). Что Россия – это не часть современного западного мира. Что Запад чужд и враждебен России. Что Россия должна искать свою идентичность исключительно в прошлом, по возможности не корректируя. Игнорируется запрос на рост потребления – это с осуждением говорится «потребительское общество». На некую духовность, доход должен быть небольшой. То есть путаются цели и ценности религиозного сословия с целями и ценностями современного светского человека.


И мы видим, что вот в этих условиях содержательная повестка дня, обсуждение каких-то вопросов не востребовано обществом. Потому что, вот, мы часто говорим о культуре, но культура – это же очень такое, сложное понятие. Вот, что лежит в основе культуры? Предпочтение каким способам ведения диспута? Мы будем с вами рассматривать конкретные факты и их анализировать или мы будем выходить в какие-то сферы дискуссий, заговоров, представлений о том, что еще в 1945 году кто-то написал записку в Госдепартамент США о том, что мы будем делать с Россией? Или, вот, любители цитировать…


Бжезински же написал, что, вот, если мы разделим Россию и Украину…


Т.Фельгенгауэр
; Но это уже любители конспирологии.


К.Ремчуков
; Так а люди наши… В основе нашей культуры – любовь к конспирологии. Я об этом-то и говорю, что когда мы говорим «культура», то вот просто слово «культура» — оно не цепляется за мозг.


Т.Фельгенгауэр
; Ну, да.


К.Ремчуков
; Ну, какая-то культура, да?


Т.Фельгенгауэр
; Это слишком абстрактное.


К.Ремчуков
; А когда ты начинаешь структурировать понятия культуры, страны, то в культуру входит и религиозное мировоззрение, отношение к знанию, к фактам, ко времени, к богатству, к этике.


И, вот, когда ты начинаешь смотреть по каждому пункту, то ты видишь, что апелляция идет к таким компонентам вот этой культуры, которая никак не связана с современной жизнью, с повесткой дня современного общества. Жизнь устремляется вперед страшными темпами, потому что создано огромное количество институтов независимых самоорганизующихся сообществ, которые вот в таком спонтанном порядке занимаются инновациями, модернизациями. А у нас всё больше и больше возвращается, что нужно централизовать эту функцию (любую), развитие, инновации.


Сегодня Медведев подписал какое-то не то постановление, не то распоряжение (я краем уха слышал) о стратегии воспитания детей до 2025 года, что ли. Это ж вообще потрясающе (стратегия воспитания).


Т.Фельгенгауэр
; История с фондом «Династия» показывает, что это просто не нужно власти, не нужно, чтобы кто-то воспитывал и образовывал, и…


К.РЕМЧУКОВ: Управлять одесситами — это большой риск …
Q22


К.Ремчуков
; Нет, мы сейчас… Я понимаю то, что вы говорите. Я хочу, как бы, чуть более сложную мысль, что анализ научно-технического прогресса, если говорить советским языком, или инноваций, или диффузия нововведений информационно-технологического и организационно-управленческого характера происходит тем успешнее в тех странах, чем больше самоорганизующихся институтов, нацеленных на это, децентрализованных, функционирует в этом режиме.


Я не знаю, кто сейчас сидит в каком кафе и думает о том, хорошо бы нам придумать такое приложение или придумать такой-то чип, или придумать такой-то программный продукт. Вот этот вопрос.


Как только вы централизуете это в форме больших инвестиций в государственную корпорацию, у вас ничего не получится, потому что это подход индустриального типа, когда Серго Орджоникидзе решал простейшие задачи о том, что стране нужно там 2 тракторных завода для начала (там, Сталинградский и Харьковский). Потом там Челябинский. Они должны быть двойного назначения: и тракторы для сельского хозяйства, для коллективного сельского хозяйства, и танки на случай войны. Решили? Решили.


Чтобы это производить, нужны металлургические заводы. Так, строим. Магнитку строим? Строим. На Донбассе строим? Строим.


Вот, такой подход, когда Серго Орджоникидзе сидит в Москве и решает «Тут 2 завода построим, тут 3, тут 4», он совершенно не годится сейчас. Потому что модернизировать производство может только частный предприниматель в рамках конкурентной борьбы.


Т.Фельгенгауэр
; А государство идет по пути централизации, потому что ему так проще? Потому что хочется самим все деньги контролировать и тратить на себя?


К.Ремчуков
; Первое. Государство в лице многих людей не понимает природы развития, первое. Тезис самый важный. Второе, государство не хочет, чтобы деньги были у кого-то кроме тех, кого государство контролирует. Третье, государству легче управлять теми небольшими количествами людей, которые назначены на эти финансовые потоки.


В-четвертых, отсутствует реальный механизм оценки деятельности. Все в нашей замечательной стране сейчас оценивают сами себя. Выходят и говорят «Слушайте, кажется, мы хорошо поработали».


Т.Фельгенгауэр
; «Какие мы молодцы».


К.Ремчуков
; «Какие мы молодцы» (могут добавлять, могут не добавлять). Но вот эта вот оценка в стране с самого верха до самого низу… А если критикует кто-то, так он же враг, потому что он уже засветился по каким-то внешнеполитическим проблемам и уже получил вот это клеймо врага.


Поэтому в условиях настоящей политической конкуренции, безусловно, самооценка является тоже инструментом подведения к будущим проблемам.



Полностью прочитать и послушать интервью - http://echo.msk.ru/programs/personalno/1558556-echo/



Другие статьи в литературном дневнике: