Курочка Ряба - буревестник революции

Алексей Мурин: литературный дневник

Алеша Пешков в начале прошлого века написал свою Песню о буревестнике, мня, что он передал в ней чаянья народа:


"Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает… Он над тучами смеется, он от радости рыдает!.. Пусть сильнее грянет буря!"


В России 1913 г. 82% населения составляли крестьяне. Но никогда русский православный крестьянин не мыслил так пафосно. Да и не мечтал он ни о каком революционном демоне, однако, демон победил. Хочется спросить, почему? Но, причины все уже перечислены в толстых умных книжках. Я хочу рассказать не о причине, а о маленьком признаке, указывающем на то, что демон не мог не победить.



Испокон веков в России детям рассказывали сказку о курочке Рябе. В советских издания сказку сильно искромсали. Но, до нас дошли несколько аутентичных редакций. Вот одна из них:



"Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут?
Старики начали пересказывать: "Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась".
Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему всё горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил?
Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал".



Что из себя представляло яичко, если на его гибель так реагируют люди и природа?
Очевидно, что яичко - некая сверхъестественная ценность. В христианской России все знали, что высшая сверхъестественная ценность - это Христос. Но, смерть Христа мыслится случайной утратой - ведь всему виной какая-то ничтожная мышка, неизвестно, откуда и зачем здесь оказавшаяся. А значит и Христос воспринимается, как "неоправдавший надежд".


В Евангелии несколько раз встречается этот взгляд:


когда после чудесного кормления люди хотели насильно воцарить Его, но Христос ушел молиться на гору, а затем по морю догнал своих отплывших на другой берег учеников.


Когда Христос входил в Иерусалим, люди собравшиеся на праздник, и даже сами ученики, были уверены, что Христос заходит в город, чтобы принять царство.


И, даже когда Христос был уже на кресте, они надеялись, что Господь чудесным образом избежит казни, и станет добрым земным царем.


Т.е. все хотят земного царства, не небесного. Это желание в высокой степени было свойственно и русскому крестьянству в том числе.


И вот, когда надежды не сбылись - яичко разбилось (т.е. Христос умер на Кресте, разбив надежды на земное благоденствие, оставив в наследие Крест), внучка - удавилась, просвирня все просвиры изломала и побросала, дьяк перебил все колокола, а поп изорвал все книги. К тому же, в печи пылает, верх у избы шатается, нищий стал плакать, баба рыдать, вереи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом закурился, двери побутусились, тын рассыпался, и так далее от редакции к редакции.


И, как решение всех вопросов - вариант, который появляется в поздних редакциях сказки, и именно его и предложили большевики в 1917 году - снесу вам другое яичко: простое. Т.е. будет вам царем простой человек, сапожник и безбожник. В сердце своем народ согласился с таким исходом. Он его и получил.


Что ж, ели мы это яичко долго, и оно оказалось совсем невкусным.







PS: другой вариант сказки
Как у нашей бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко ,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула –
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом заку'рился,
Двери побутусились , тын рассыпался;
Поповы дочери шли с водою,
Ушат приломали,
Попадье сказали:
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула –
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом заку'рился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою – ушат приломали!»
Попадья квашню месила –
Все тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь...
Ведь у бабушки в задворенке
(Снова повторяется тот же рассказ.)
......... тын рассыпался;
Наши дочери шли с водой –
Ушат приломали, мне сказали;
Я тесто месила –
Все тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать –
Всю по полу разметал!




Другие статьи в литературном дневнике: