Избавь нас нас пуще всех печалей

Теодора Занозина: литературный дневник

Простая, но умная статья в одном полуглянцевом журнале навела меня на мысль о наших старых привязанностях - мужчинах.
Big Love есть в прошлом каждой из нас. Чаще всего она связана с самым чудесным возрастом от 18 до 25. У кого-то она была одна, у кого-то - больше.
Много месяцев, и даже лет, после того, как все закончилось, мы холим и лелеем наши воспоминания. У них есть вполне материальные проявления - первый поцелуй, первый секс, тайный шепот, знаковая фраза, Его сувенир, Его фильм, Его песня, Его фотография.
Научившись пользоваться интернетом, мы яростно начали искать Его (или Их) во всех доступных и недоступных коммуникационных сетях. Мы видим Его с другими людьми, с другими женщинами, но втайне верим, что он тоже скучает и ищет.
Не доказано, что это не так. Может быть, и скучает, и ищет, и вспоминает. Но даже если его душе покоя тоже нет, у истоков этой странной тоски - самообман. Ведь роковые истории любви чаще всего не завершены. Происходит что-то, потом - разрыв, ссора, разлука, бегство. Душераздирающий разговор или последняя смска. Трагичность дополняет сюжет, придает ему литературность и сказочность. Ведь мы уверены в том, что если бы не эта драматичная развязка, нас ожидало бы бесконечное, безоблачное счастье, нарезка сцен из голливудских фильмов с хэппи-эндом.
Возвышенность и постановочность BIg Love дает нам возможность ощутить себя избранным носителем элитарного чувства.
Потом мы начинаем мечтать о том, как встретим Его в каком-нибудь общественном месте. Красивая, отстраненная, модно одетая женщина с ноут-буком и кофе сидит за столиком в модном ресторане, поднимает голову и видит его:красивого, отстраненного с ноут-буком. В его глазах зажигается искра, а вы... холодно киваете и продолжаете работу.
Или другой сценарий: в этот душераздирающий момент вы оба понимаете, что зря прожигали жизнь, беретесь за руки и уходите в райские кущи.
Так было со мной и со многими из вас. Порой мы действительно их встречали, наслаждаясь своим возвышенным страданием. Оно было искренним: ведь речь шла о том, "незаконченном" мужчине.
Именно в незавершенности кроются истоки это искренней, страстной тоски. От тех мужчин нам досталось самое лучшее - первый этап отношений, в котором все чувства зашкаливают, в котором всегда много романтики и еще больше надежд на будущее.
Обычно Big Love сопровождается препятствием: женой, разладом в душе лирического героя, его сомнениями, нашей нерешительностью. Эти препятствия добавляют драйва и усиливают будущую тоску: любовь становится еще трагичнее.


Итак, незавершенность+труднодоступность чувства: вот корни наших ночных бдений и одиноких слез.
Как могло бы быть?
Может, все было бы хорошо. Завершился бы этап первый, потом - совместное проживание, потом - быт, лет через пять - чья-то измена. В худшем варианте - бэбик и алименты. В лучшем - бэбик и муж, который через несколько лет научится виртуозно скрывать. И вы тоже научитесь, деваться некуда.


Может, все было бы плохо. После первого этапа выяснилось бы, что Прынц на самом деле - полное говно, и с внутренним миром у него большая напряженка. Или что он алкоголик, шизофреник, наркоман или просто неудачник.


В любом случае - конца не было. А, значит, легкая тоска останется с вами навсегда. Как шрам от аппендицита, который через несколько лет почти уже не видно. Как вывих, который дает о себе знать в плохую погоду. Как песня, слова которой забыты, но мотив нет-нет, да и всплывет в голове.


Но во всей полноте эта тоска появляется, когда нет противоядия - другого мужчины. А если нет, значит, он скоро появится.


***


Мне интересна, френды, ваша реакция на это мини-эссе. Лично я рождала его спокойно, без аффектов, как констатацию действия определенных психологизмов. Мне хотелось, чтобы и читатель (первым стали мои ЖЖ-подружки) осознал механизмы дурной тоски и успокоился. НО...


это всего лишь один из комментов, письменных и устных, а их поступило больше обычного:


"Катя, капец, в самый неподходящий момент этот пост, итак плакала сидела, теперь ваще реву взахлеб.. насколько все правда..."
Девушка постарше меня, и веселая, юморная.



Отсюда вопрос: либо из меня хреновый утешитель и утИшитель, либо существуют еще какие-то психологические механизмы, которые мешают покончить с тоской.
Про себя скажу: я давно всё пережила, мне не грустно, но "сын ошибок трудных" заставляет меня в современной действительности вообще избегать каких-то страстей.


Избавь нас пуще всех печалей
и страстный гнев и страстная любовь



Другие статьи в литературном дневнике: