Славословий пышный пир. Уральская любовь Тукая

Венера Думаева-Валиева: литературный дневник

В стихотворении-эпиграмме 1909 года под названием "Ответ", адресованном Зарифу Башири, Тукай бесстрашно ставит себя в один ряд, третьим по счёту: Пушкин, Лермонтов, Тукай. Каким безответственным, казалось бы, бахвальством должно было бы быть это воспринято из уст 22-летнего, пусть и известного поэта. А теперь кажется: какой непомерный груз ответственности брал этим на себя 22-х-летний Тукай! Ныне, через 107 лет после его смерти, татарский народ - второй по численности народ России, и Тукай в ряду её великих имён. Относится ли это ко всем современникам Тукая, не знаю, но Тукай, определённо проживал за один год даже не два, а три года. Восьмилетним ребёнком его, круглого сироту, привезли в санях глубокой зимой 1894-95 г.г. из Казани в Уральск в семью тёти, сестры отца. Перед этим Габдулла, казалось, совсем прижился в семье усыновивших его новых родителей в деревне Кырлай, которую он увековечил в своей сказке-поэме "Шурале". Вот как это происходило с его собственных слов. ("Что я помню о себе"). Муж тёти (её, по иронии судьбы, звали тоже Газиза, как и героиню книги, которую читал Габдулла под окошком), предприниматель, был озабочен отсутствием преемника. Габдулла достиг как раз школьного возраста, его определили в медресе. А куда ещё? Не в Императорский же Казанский университет! Казанский университет так и не открыл никогда своих дверей Тукаю. Предприниматель отдавал себе отчёт, что одного Корана для жизни будет маловато, а что абсолютно необходимо для предпринимательства, так это русский язык. Так Габдулла из деревни Кырлай шакирдом медресе в 1896-99 г.г. прошёл в Уральске трёхклассную русскую школу. Осмысливая всё, что произошло с Тукаем за его короткую жизнь, эту русскую школу, в которой учитель Ахматша Сиражетдинов "свёл" 10-12-летнего Тукая с Пушкиным, следует признать вторым рождением его на свет. Если бы этого не случилось, не было бы и Тукая. Спустя всего 7 лет после школы Ахматши в 1906 году шакирд Тукай публикует в журнале "Эльгасрельджадид" стихотворение "Пушкину". Этот "Эльгасрельджадид", этот журнал был завоеванием революции 1905 года, докатившейся и до Уральска, и до медресе "Мотыйгия". Там Тукай вместе с изучением арабского языка, арабской, персидской литературы, дружит со студентом из Турции, приехавшим в медресе "Мотыйгия", тот знакомит его с современной турецкой литературой. Когда сын муллы Мотыйги Камиль Тухватуллин возвращается из Каира, где он учился, и начинает работать учителем в медресе своего отца, они с Тукаем издают - внимание! - р у к о п и с н ы е газету "Магариф"("Просвещение") и журнал "Эльгасрельджадид" ("Новый век"), в которых Тукай помещает свои первые стихи, как позднее в уральских изданиях - в газете "Мысль", журнале "Стрелы", которые на революционной волне, докатившейся до Уральска, пробивает в жизнь Камиль Мотыйги. По этим стихам интересно реконструировать духовное становление юного Тукая. Тукай в них пока ещё пишет то же, что и прозой: это публицистика, а в ней просветительство, а в нём традиционная назидательность мусульманской проповеди, виртуозно претворённая в призыв и пламенную агитацию. Ибрагим Нуруллин, самый "подробный" биограф Тукая, считает, что за то, что Тукай подбивал типографских рабочих к забастовке, он был даже уволен Камилем Мотыйги с работы. Революция 1905 года была вторым после Пушкина мощным стимулятором развития Тукая.
Представление об этих стихах даёт самое первое опубликованное стихотворение Тукая "В саду знаний". Здесь Тукай - трибун, олицетворяющий нацию, один ИЗ, он с нацией чувствует себя накануне великих перемен, но нигде ещё не произносит "я", а везде только "мы". Он ещё не Тукай, он - наборщик и корректор. Кульминация уральского периода жизни Тукая (и веха истории татарской нации), которыми мы обязаны революции 1905 года, наступает, когда после долгих увязок, переписки и обсуждения Камиля Мотыйги с царским Петербургом 15 января 1906 года в Уральске, наконец, выходит 1-й номер общественно-политического, художественно-литературного и публицистического журнала "Эльгасрельджадид". На это событие Тукай буквально разразился стихотворением: "О перо! Горе прочь! Дай и нам радость жизни вдохнуть"("О перо!"), но всё ещё говорит "мы". Это весна 1906 года, но когда осенью выйдет в свет стихотворение "К нации", прозвучит страстная, вдохновенная исповедь окончательно осознавшего себя поэта: "я", "моя" нация, признание нации - это всё, к чему он стремится. К этому времени уже опубликовано 8 из "Жемчужин", созданных на основе басен Крылова и написанных на чистом татарском языке. Ведь до сих пор в качестве книжного, литературного языка использовался тюрки, отуреченный вариант татарского языка. Знаменитое стихотворение "Пушкину", опубликованное в "Эльгасрельджадиде", в котором Тукай не только заявляет о себе "я", но и открыто ставит себя в ряд следующим в "дерзновенности" Пушкину - "подстать" ему "в отваге", тоже написано на тюрки. Высокий, книжный стиль этих стихотворений соответствует вдохновенному содержанию, их высокой ноте. Так, и в 3-м, мартовском номере журнала появляется большое стихотворение на тюрки за подписью Тукая, написанное от 1 лица под названием "После расставания".
Что должен был подумать читатель, прочитав: "Поверять стихи бумаге привыкаю всё сильней/ Потому что я расстался с драгоценною моей" и в конце "Завершу стихотворенье, твоё имя опустив/ Безымянным обращеньем защитивши от людей"?
5 больших и 1 малую из 3-х двустиший - 6 газелей на тюрки - со страстными любовными излияниями публикует Тукай в журнале на протяжении года.
Все газели любовной лирики Тукая в высоком стиле были включены им в его первый сборник, вышедший в Казани в 1907 году. Но никто, никогда ни при жизни Тукая, ни при жизни Тукая в советском литературоведении, ни сейчас, после советской власти, не упомянул об этом большом цикле любовной лирики Тукая. Есть только одно совсем небольшое исключение. Активный литературный процесс во времена Тукая, похоже, регулировался из Оренбурга журналом "Вакыт" ("Время"), редактором которого был Закир Дэрдменд. Стихотворение "Надпись на могильном камне моей любимой" привлекло его внимание: 9 декабря 1906 года в № 8 в обзоре под названием "Тюркские журналы" была дана высокая оценка произведениям Тукая, помещённым в 11 номере журнала "Эльгасрельджадид", упомянутое стихотворение выделено особо и воспроизведено полностью. Обзор не был подписан.
Что это было? 6 любовных газелей на тюрки 20-летнего Тукая без установленного адресата. Кто была эта девушка? Ведь нельзя же допустить, что это просто упражнения молодого поэта в модной для его времени суфийской эстетике, и весь этот любовный экстаз просто дело техники. Ни один читатель-современник Тукая не обнаружил себя читателем этих газелей. Тюрки исчез как снег ещё до революции 17 года, и этих газелей никто никогда не читал. Спасибо, наша культурная нация, наше просвещение, ради которого жил и умер Тукай, все (или почти все) произведения Тукая на тюрки имеют подстрочный перевод.
Но читатель-неспециалист не читает подстрочников! Получается, "Неужели так и сгину?"- название 4-й газели - пророческое? Но Тукай не был бы Тукаем, если бы оставил нас в этом недоумении. Из 1911 года, за два года до смерти, из стихотворения "Прозрение" он шлёт нам ответ:
Любовь моя была мой идол, мой ослепительный кумир,
Предмет молитв и поклонений и славословий пышный пир.
Я от любви сгорал свечою, и пламя душу обожгло,
Цветы души моей опали, а пепел ветром унесло
"Славословий пышный пир"- точное название для этого уральского цикла любовных газелей. Лучше не скажешь.
Тукай, к своему 20-летию уже широко известный во всём татарском мире журналист и поэт, данным циклом любовных стихотворений ознаменовал рождение в себе тончайшего лирика, проникновенного и бережливого ценителя состояния души, которое обозначается труднопереводимым татарским словом "кун,ел".
Уральская любовь Тукая явилась третьим, после Пушкина и революции 1905 года, импульсом, определившим казанское восхождение Тукая на вершину татарского олимпа. Перефразируя Мустая Карима, его словами можно сказать и о Тукае: "Любовь меня родила, в поэта превратила".



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.01.2020. Славословий пышный пир. Уральская любовь Тукая