Злой режиссёр. На смерть Рогожкина

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Автор подборки: Евгений Додолев
Несколько дельных записей-некрологов из моей ленты Фейсбука.


Социолог Алексей Рощин:


Умер режиссёр Александр Рогожкин. Как-то даже обидно, что почти все сообщения о его смерти в СМИ сопровождаются дурацким указанием, что «скончался создатель любимого в народе фильма «Особенности национальной охоты». Лично у меня эти «особенности» – сначала охоты, потом рыбалки - даже в момент выхода никакого восторга не вызывали – я не люблю смотреть на пьяных; а вот поди ж ты, для большинства, видимо, Рогожкин так и останется, уже в вечности, этаким комедиографом, «Рязановым для бедных». Фильмы, дескать, неказистые, но зато «наши», русские народные, которые мы смотрим, и сами себе умиляемся – вот какие мы широкие, душевные, коров на бомбардировщиках катаем!


Я даже и сам, начитавшись наскоро сляпанных некрологов, стал так про Рогожкина думать, примерно как «А… этот…» А потом прочитал его фильмографию – мать честная! Так это ж, оказывается, он снял «Караул» в 1989 – едва ли не ПЕРВЫЙ в нашем кино фильм о настоящей армейской дедовщине! А я помню, я его смотрел; какой там «комедиограф»! По сравнению с «Караулом» любой фильм по Стивену Кингу – лёгкая развлекалочка. «Караул» бьёт наотмашь. И это не просто про армию – это про нас, но нас таких, какими мы сами себе не нравимся, про «русский народ добродушный, но не добрый» (Галковский); нет, не добрый ни хрена. В «Карауле» играет Дмитрий Иосифов – поовзрослевший Буратино из «Приключений Буратино»; но это в общем всё, что есть в нем веселого.


Зеркало, поднесённое вырождающейся нации – но без всякого алкогольного флера, как в «особенностях». «Караул» с тех пор нигде не показывают, естественно – да и смотреть это никто не хочет; а ведь именно ТАКИЕ фильмы стали фирменным стилем Рогожкина. Потому что вскоре после беспощадного «Караула» он выпускает «Чекиста» (1993).


Про «Чекиста» и сказать нечего. Я ох.....л, когда прочёл в Вики: как, и это тоже Рогожкин??! Если «Караул» мрачный и душевыворачивающий, то «Чекиста» вообще смотреть нельзя – у меня были знакомые мужики, которые после него чуть в обморок не падали. Да, «как кисейные барышни». По названию в общем понятно, о чём он – только там всё показано вообще без скидок: человек «с идеалами» встает на вахту в чекистский конвейер смерти – и постепенно сходит с ума; а вместе с ним почти сходит с ума и зритель.


Чем убийственны «Караул» и «Чекист» для любого русскоязычного, наделенного хоть малейшей толикой воображения? Эффектом присутствия, конечно же. Это реально «ленинградская школа» отечественного кино: Рогожкин, конечно, не Герман, который годами вылизывал каждый кадр, добиваясь стопроцентной достоверности – но и у Рогожкина этот ГРЯЗНЫЙ реализм (а ведь картина России неотделима от грязи, небрежности и более-менее явных следов разрухи) есть везде, и ты смотришь – и понимаешь всем сердцем, что эта хтонь на самом деле никуда не делась, она плещется буквально под ногами, под тонким льдом, и она везде, и что хуже всего – она и в тебе тоже.


А после «Чекиста» – как раз с перерывом на алкогольную комедию, столь любимую русским народом, Рогожкин выдает еще один шедевр – «Блокпост» (1998). Я «Блокпост» вовремя как-то упустил, видел урывками, знал только, что это одна из первых серьезных ролей будущего всенародного любимца (и моего тоже) Андрея Краско. Сейчас посмотрел целиком – благо, он есть на Ютубе, да и довольно короткий. А Рогожкин ведь, кстати, еще и изначально сценарист – то есть фильм у него вдвойне авторский!


«Блокпост» сейчас смотреть удивительно – смотришь и только мысленно отмечаешь: «вот это бы сегодня ни за что не показали… и вот это… и вот это… а вот это – ну точно, ну совсем нет!» А ведь продюсер – тот же Константин Эрнст… Мда, меняется время. «Блокпост» - чем он больше всего противоречит сегодняшнему идиотскому настрою – фильм прежде всего абсолютно пацифистский. Его было бы интересно сравнить с «9 ротой» (Бондарчук его снял по почти такому же сюжету всего каких-то лет 7 спустя, и его тоже упрекали в «пацифизме» и «отсутствии патриотизма») – но как все-таки чувствуется разница! «9 рота» – это уже «вставание с колен», а «Блокпост» – это все-таки пока еще что-то человеческое.


Я, посмотрев наконец «Блокпост», теперь уже даже почти уверен, что Бондарчук просто тупо передрал весь сценарий у Рогожкина, заодно перенеся «от греха» действие из Чечни 90-х в Афган 80-х. И там и там есть сцена зачистки, и там и там почти одинаковые образы «простых русских ребят», увешанных автоматами, там и там романтическая «девушка-давалка», которая обслуживает все подразделение, в Блокпосте в роли командира – Краско, в 9 роте – его вечный партнёр по сериалам Пореченков… Разве что в 9 роте все завершается «как положено» – героической битвой с душманами. А у Рогожкина нет этой пошлости.


Не знаю, кому из комментаторов порекомендовать посмотреть Блокпост - наверно, никому. Но если вы - не они, посмотрите. Вам понравится.


А так, в общем, на комедиографа-развлекателя умерший режиссер не тянет вообще никак. Эта его трилогия – «Караул», «Чекист», «Блокпост» – это ведь что, на самом деле? Три невероятных образа национального самоуничтожения в новейшей истории народа: самоуничтожение через тюрьмы (призывная армия – это ведь тоже своего рода тюрьма), самоуничтожение через «органы», самоуничтожение через войны непонятно с кем и непонятно за что. В принципе, зная О ЧЁМ, сюда можно (и, возможно, нужно) подверстать и «особенности» – как самоуничтожение через пьянство.


Вообще, Рогожкин, если разобраться, был очень злой режиссёр. Народ он не любил ни капли – за вырождение. По С.Морозову, главные следы вырождения нации – это нарастание жестокости и глупости, то есть – утрата человечности и вся эта тупая «машинность». Людей – любил, это видно. А народ – нет. Пусть будет земля ему пухом.


Киновед Сергей Шолохов:


Скорблю по ушедшему в лучший мир Александру Рогожкину. Его «Караул» стал для меня образцом «ленинградской новой волны» к.80-х гг. А в «Мисс миллионерше» умудрился сняться и я. Рогожкин взял меня в финал на символическую роль телеведущего, которым начальство заменяет героя Караченцева (прим. В. Д. – Шолохов, киновед, а фамилию КараченцОва не умеет правильно написать), потому что он не вписался в новое время и уходит вместе с эпохой застоя. Съёмки в Нижнем Новгороде помню как будто это было вчера… Светлая память.


Раиса Фомина:


Ушёл из жизни Александр Рогожкин, замечательный режиссёр, скромный человек, который всегда вёл себя с большим достоинством. Не могу себе представить, чтобы он мог как некоторые нынешние режиссеры устраивать скандалы критикам, которые посмели написать критические статьи на их фильмы или спектакли.


Его фильмы знают зрители, ценят критики, но мне кажется, он не получил должного признания. Судьба, а скорее люди поступили подло, практически отняв у него «Оскар». Не знаю, из зависти или по другим неизвестным мне причинам. Оскар мог изменить его судьбу, сделав «Кукушку» международным хитом.


«Кукушка» могла бы быть показана в Конкурсе Берлина, но Михалков настоял, а Сергей Михайлович не стал идти наперекор, чтобы фильм был показан в конкурсе Московского фестиваля, где он получил несколько призов. Но для международного проката эти призы мало значат.


Я решила организовать закрытый показ для покупателей в Канне. Майкл Баркер, глава Sony Classics, влюбился в картину, и мы тут же подписали договор, но с условием, что картину выдвинут на «Оскар» от России. Он был уверен, что у неё будет «Оскар». У компании огромный опыт, их фильмы получили самое большое количество «Оскаров» за фильмы на иностранном языке, включая фильм Михалкова «Урга». Обещать я не могла, но была уверена, что российский Оскаровский комитет учтёт, что у фильма большая поддержка в США, и выдвинет картину.


Перед заседанием Оскаровского комитета в Москве руководство Sony Classics отправило телеграммы в МинКульт и Союз Кинематографистов с просьбой выдвинуть фильм.


Но за фильм проголосовал только один человек – Элем Климов, который не пришёл на заседание, а позвонил из дома. Остальные или голосовали за явно непроходные фильмы или за «Дом дураков». Кончаловский позвонил мне после голосования и сказал, что он удивлён. Был уверен, что у его фильма и «Кукушки» будет расхождение в 1 голос.


Источник: http://ssilka.su/iB778


Из коментов:


Котэ
Не понял почему такой скепсис про « Особенности национальной охоты и рыбалки»? Замечательные комедии! Почему автор обозвал их фильмами для бедных ? Очень странное рассуждение.


Slav Славыч
Котэ, всё правильно он сказал. Если уж брать что-то комедийное у Рогожкина, то это шедевральная «Золотая пуговица» из киноальманаха «Исключения без правил». Коротко и смешно. А все эти «Особенности...» больше быдлизмом отдают на потребу того самого времени с нелюбимым отупляющимся год от года народом.


Андрон Аркебузов
Вы правы. Сериал Рогожкина про бухание на фоне природы - самое слабое его создание.


Кирилл Бринский
Может он что-то ещё снял, но в истории останутся его комедии, это любимые фильмы для россиян. "Кукушка" же вообще, скучный, затянутый как сопля фильм...Может туда надо было "немцев" каких добавить (типа приходят , ищут сбежавшего финна, натыкаются на финку, и вместе солдаты дают отпор, и на этом мирятся), но нет..Заснуть можно - только унылость и грызня.


Vladislav Z.
Как бы не исходил на г…но Додолев и чтобы не «как бы говорил» в своих караулах Рогожкин, в истории очень и очень надолго останутся именно «особенности» охоты и рыбалки.
«Караул» посмотрели в момент выхода. Мало кто вспомнил его через десять лет. Никто не знает про это фильм через тридцать.
И это правильно, я считаю.


Slav Славыч
Z., Додолев тут вообще молчит, он привёл высказывания других людей, с которыми согласен не только он.
Когда читаешь текст, то читай его, а не вафли жуй.



Другие статьи в литературном дневнике: