***
Я хотел бы коснуться некоторых физических аспектов страданий Иисуса Христа. Мы последуем за Ним из Гефсимании на суд, бичевание. Пойдем тропою страданий, ведущей на Голгофу, туда, где Он принял смерть на кресте.
Я заинтересовался этим вопросом около года тому назад после чтения книги Джима Бишопа «День смерти Христа», которая описывает распятие. И я вдруг осознал, как поверхностно я смотрел все эти годы на распятие Христа. К Его ужасам я относился равнодушно и бессердечно, как бы фамильярно. Наконец, мне пришло на ум, что как врач, я даже не знал действительной и непосредственной причины Его смерти.
Мы не можем передать полностью безграничных психических (душевных) и духовных страданий воплощенного Бога, пошедшего на них ради искупления грехов падшего человечества, однако мы можем исследовать некоторые подробности физиологических и анатомических аспектов страданий нашего Господа. А именно: что испытывало тело Иисуса из Назарета в течение трех часов мучений.
Это привело меня, во-первых к изучению обычая распятия, то есть я понял, какие муки испытывает человек прибитый ко кресту. По-видимому, персы первые применили распятие. Александр Великий и его военачальники ввели эту казнь в средиземноморские государства, в Египет и Карфаген. Римляне, возможно, заимствовали этот обычай у карфагенцев и благодаря большой практике использовали эту казнь очень искусно. Несколько римских писателей (Левий, Цицерон, Тацит) пишут о распятии. Некоторые нововведения и видоизменения в технологии распятия описываются в древней литературе: я отмечу те, которые имеют отношение к этому.
Мы обычно представляем себе, что классический крест состоит из столба, к которому прибивается перекладина в 65-90 см от верхушки. Такой крест впоследствии стал называться латинским крестом. Однако крест каким пользовались во дни земной жизни нашего Господа, был как бы «Тау» крестом, то есть в форме греческой буквы «Тау» похожей на нашу букву «Т». На таком кресте перекладина помещается в зарубке, выемке на верхушке столба. Существует достаточно археологических доказательств тому, что Иисус был распят на таком кресте. Доску с надписью, рассказывающую о преступлении жертвы, обычно несли впереди процессии и потом приколачивали на самом верху креста, над головой распятого. Эта надпись на доске прибитой ко кресту и дает характерный вид латинского креста.
Физические страдания Христа начались еще в Гефсимании. Из этих аспектов этих первоначальных страданий, я рассмотрю лишь ту, которая представляет из себя физиологическое значение: кровавый пот. Интересно, что только один Евангелист, врач Лука, упоминает это. Он пишет: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лук. 22, 44). Много раз предпринимались попытки, чтобы опровергнуть реальность этой фразы и доказать, что этого быть не может. А ведь много времени можно было сохранить наведением справки в медицинском справочнике. И тогда бы легкомысленные критики убедились, что хотя весьма редко, но так называемое явление Гематидросиса, или кровавого потения, прекрасно описано и документировано, т.е. абсолютно доказано. От сильного эмоционального напряжения, самые маленькие кровеносные сосуды – капилляры потовых желез могут лопнуть и тогда кровь смешивается с потом. Обычно это явление вызывает сильную слабость и шоковое состояние.
Мы быстро пройдем, как предали и взяли под стражу Христа. Я должен подчеркнуть, что в этом описании не хватает несколько важных моментов в истории страданий Христа. Но это необходимо для того, чтобы поддерживаться нашей цели рассматривать чисто физические аспекты страданий, или более по-церковному, страстей Христовых. Иисус был схвачен ночью и приведен в синедрион к первосвященнику Каиафе. Здесь начались Его физические мучения.
Воин ударил Иисуса по лицу за то, что Он молчал во время допроса. Затем охранники дворца завязали Ему глаза и, насмехаясь, требовали, чтобы Он угадывал, кто проходил мимо Него. Они плевали на Него, били Его по лицу.
Рано утром Иисуса избитого и раненного, страждущего от жажды и бессонной ночи, ведут на другой конец города, в преторию Антонийской крепости, иначе говоря, в правительственное здание, где находился Понтий Пилат. Возможно, вам известна попытка переложить ответственность за решение по делу Иисуса на Ирода Антипу, также одного их правителей Иудеи. Но Иисус не пострадал физически от Антипы. И Его вернули к Пилату. Именно в то время, в ответ на решение толпы, Пилат приказал освободить Варраву, а Иисуса приговорил к бичеванию и распятию. Среди историков существует много различных мнений относительно наказания кнутом перед распятием. Согласно трудам древних римских историков видно, что эти два наказания не могли быть вместе. Многие историки полагают, что в начале Пилат приговорил Иисуса к наказанию кнутом, а смертный приговор последовал потом, как реакция на выкрики из толпы, что мол Пилат не защищает Кесаря от самозванного Царя Иудеев.
Приготовляются к битью кнутом. Заключенного обнажают, его руки привязываются к столбу над его головой. Сомнительно, что римляне даже пытались сообщить орущей толпе о том, что древний закон запрещает накладывать более 40 ударов. Фарисеи, дрожащие лишь над буквой закона, настаивают, чтобы были даны только 39 ударов (на всякий случай, вдруг ошибка в счете, дабы не нарушить закон). Римский воин выходит с «флагеллум» (кнутом) в руке. На короткой рукоятке несколько толстых кожаных ремней, а к кончику каждого ремня привязан кожаный шарик. Этим толстым бичом снова и снова ударяют Иисуса по обнаженным плечам, спине и ногам. Вначале толстые ремни прорывают только кожу. Но поскольку удары продолжаются, ремни глубоко врезаются под кожу, вызывая вначале сочение крови из капилляр и вен кожи, а потом кровь начинает бить струями из более крупных и глубоко расположенных кровеносных сосудов. Кожаные шарики сначала наносят кровоподтеки, а потом разрывают их. В конце концов, кожа на спине висит клочьями и вся область спины превращается в бесформенную окровавленную массу. Когда сотник, то есть офицер, считает, что узник близок к смерти, бичевание прекращается. В полусознательном состоянии Иисуса отвязывают от столба, и Он окровавленный падает на каменный помост. Римский воин хохочет над несчастным видом деревенского еврея – «царя самозванца».
На плечи Христа набрасывают одежду, в руки суют скипетр, палку вроде жезла. Но нужен ведь еще венок, чтобы завершить издевательство. Вот же колючие кусты с острыми шипами. Ветки осторожно, чтобы не порезаться, сплетают в форме цветочного венка. Венок насаживается на голову Иисуса. С головы начинает бежать кровь (кожа головы является одной из наиболее сосудистых частей тела). После глумления, насмешек и ударов по лицу, воины выхватывают палку из Его руки и ударяют Его глубже в Его голову. Наконец, насытившись своей садистской забавой, они срывают одежду с Его плеч. Она уже успела прилипнуть к засохшей крови и, срывая одежду, причиняют Ему страшную боль и раны снова начинают кровоточить.
Отдавая «дань» еврейской традиции, римляне отдают Ему одежду. Тяжелая перекладина креста привязывается к Его плечам и процессия, состоящая из осужденного Христа, двух разбойников и отряда солдат-палачей, возглавляемая офицером-сотником, начинает медленный путь по Виа Долороса, то есть тропе страданий.
Не смотря на все Свои желания держаться прямо, вес тяжелого бревна после избиения и потери крови, оказывается невыносимым. Он спотыкается и падает. Грубое бревно впивается в Его истерзанные плечи. Он пытается встать на ноги, но ослабевшие мускулы отказываются. Офицер, спешивший закончить распятие, выбирает из толпы любопытных, здорового человека, Симона Киринеянина и приказывает ему нести крест.
Иисус Христос идет за Симоном, истекая кровью, пронизываемый холодным шоковым потом. Путь от Антонийской крепости до Голгофы в 575 м наконец пройден. С осужденного срывают одежду, всю кроме набедренной повязки. Начинается распятие. Иисусу предлагают выпить вина смешанного с мирром, это слабое болеутоляющее средство. Он отказывается пить. Симону приказывают положить перекладину на землю, а Иисуса бросают спиной на бревно. Палач-солдат находит углубление на передней части кисти руки и вбивает туда толстый квадратный железный гвоздь; он проходит через кисть глубоко в дерево. Палач быстро переходит на другую сторону и повторяет тоже. Затем перекладина поднимается и прибивается к столбу, там же над головой Распятого надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Левая нога прикладывается к правой, и гвоздь вбивается в ступни обеих ног.
Свершилось... Жертва распята... Распятый обвисает... и поэтому тяжесть тела переходит на кисти рук, мучительная, жгучая боль в пальцах, руках, она переходит в мозг, ведь гвозди в кистях рук давят на нервные окончания. Он старается приподняться вверх, чтобы уменьшить растягивание рук и эту боль и тогда центр тяжести тела падает на прибитые гвоздем ноги. Снова жгучая огненная агония – гвоздь прорывает нервы, так называемые плюсные.
В этот момент начинается другое мучение. По мере того, как растянутые руки устают, страшные мучительные судороги сводят их мускулы. От этой боли Он теряет способность приподниматься. Из-за того, что вся тяжесть приходится на руки, парализуя нагрудные мускулы, а вслед и мускулы межреберные. Он может вдыхать воздух, но не может выдыхать его. Иисус делает усилие, чтобы приподняться, передохнуть. Наконец, угарный газ накапливается в легких и крови, и судороги утихают. Он выпрямляет насколько можно ноги и приподнимается, чтобы глотнуть оживляющий кислород. Несомненно, именно в такие периоды Христос произнес семь коротких фраз, записанных для нас в Евангелии.
Первая: глядя на римских воинов, которые делили одежды Его, бросая жребий, Он молит: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают».
Вторая: обращаясь к кающемуся на кресте разбойнику, Иисус сказал: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
Третья: глядя на убитого (горем) молодого ученика Иоанна (возлюбленного Апостола), Он говорит, имея в виду Марию: «Се Матерь твоя!», а посмотрев на Марию, произносит: «Жено! се сын Твой».
Четвертая фраза обращается уже к Небу: «Боже Мой, Боже Мой для чего Ты оставил Меня?»
Часы проходят в безграничной муке, повторяются циклы сводящих и раздирающих суставы судорог, прерывистое, частичное задыхание; жгучая боль в спине движущейся вверх вниз по неотесанному дереву креста. Но вот начинается следующий этап агонии. По мере того как перикардий (около сердечная сумка) постепенно наполняется сывороткой и начинает давить на сердце, Он чувствует глубоко в груди сокрушительную боль. Вспомним Псалом 21: «Я пролился как вода; все кости Мои рассыпались; сердце Мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности Моей».
Приближается конец, сдавленное сердце из последних сил качает тяжелую, густую инертную кровь... Измученные легкие задыхаются... На мгновение стимулируется мозг. Иисус, задыхаясь, произносит: «Жажду!» Это Его пятая фраза.
Вспомним еще один стих из пророческого Псалма 21-го: «Сила Моя иссохла, как черепок, язык Мой прилипнул к гортани Моей, и Ты свел Меня к персти смертной».
Губка, наполненная уксусом (дешевым кислым вином, являвшимся обычным напитком римских легионеров), подносится к Его устам, но Он не принимает.
Критический момент приближается. Его бьет смертельный озноб. Это сознание вызывает шестое слово, возможно, едва слышный мучительный шепот: «Свершилось!»
Из последних сил Он приподнимается на Своих изуродованных ногах, глубоко вздыхает и произносит Свою последнюю фразу:
«Отче! в руки Твои предаю Дух Мой» (Ев. Луки 23, 46).
Остальное вам известно, чтобы не осквернить наступающую субботу, фарисеи просят умертвить смертников и снять их с крестов. Обычно умерщвляли так: ломали кости ног, чтобы осужденный не мог приподниматься и, ослабив напряженность грудных мускулов вдохнуть. Кости ног двух разбойников переломаны, но когда подходят к Иисусу видят, что в этом нет надобности.
По-видимому, чтобы удостовериться в Его смерти, римский легионер пробивает копьем промежуток между ребрами через перикардий и копье попадает в сердце. «И тотчас истекла кровь и вода» (Иоан. 19, 34). Таким образом, было выделение крови из сердца.
Поэтому у нас имеется достаточно убедительное доказательство, что наш Господь умер не от удушья, что происходит в конце распятия, а от разрыва сердца, причиненного шоком и сжатием сердца под напором жидкости из области перикардия. Итак, мы вплотную взглянули на воплощение зла, которое человек совершил по отношению к человеку и Богу.
Мое медицинское, патологическое изображение этого страшного события может нанести вам боль, может угнетать ваш дух. Но ведь на фоне этой кровавой драмы еще ярче, еще рельефнее видится следующее за ней событие - Воскресение Господа Иисуса Христа. За черной пятницей пришло Светлое утро воскресения!
Другие статьи в литературном дневнике: