Хучи

Стиш Ли: литературный дневник

"..."(High (Верховный)) John the Conqueror" есть твердый, древесный клубень Ipomoea jalapa – сородич обыкновенного сладкого картофеля. Свежий корень Джон Завоеватель обладает уникальным, пряным ароматом, напоминающим сочетание вишневого трубочного табака, кедра, корицы, гвоздики и мускатного ореха. Как и многие другие растения семейства ипомей, некоторые из которых являются галлюциногенными, корень богат алкалоидами. Но в магической практике корень не употребляется вовнутрь, т.к. является чрезвычайно сильным слабительным средством. Его носят целиком либо в кармане, или как один из ингредиентов в мешочке моджо (mojo – целая отдельная история). Предполагается, что корень способствует привлечению денег, приносит удачу в азартных играх и способствует увеличению сексуальной потенции.


Корень Верховный Джон Завоеватель - это один из главных элементов афро-американской народной магии. Его использование в мешочке моджо весьма общепринято, а само название для многих означает силу и процветание.
Кто такой был Джон Завоеватель и почему корень назван в его честь? Этнографы утверждают, что он был черным рабом, чья жизнь (вероятно, реальная жизнь, приукрашенная рассказами, или полностью вымышленная) вдохновляла рабов, которые хотели восстать против хозяев, но не могли сделать это в открытую. Возможно, Джон был сыном африканского царя, и попав в плен, не стал подчиняться хозяину и, используя свой ум, обманывал его, о чем ходили легенды с выраженной моралью. Если он и был реальным человеком, то вскоре он был наделен характеристиками мифического ловкача и прохвоста вроде индейского Койота, афро-американского Братца Кролика и западно-африканского божества, называемого или Элегуа, или Легба, или Эшу.


Репутация Верховного Джона столь велика, что, как писал фольклорист Гэрри Миддлтон Хайатт в 30-х годах прошлого столетия, простое произнесение слов "John over John" и "John the Conqueror" было сильным заклинанием для магической защиты от сглаза.


Всего существует три разных корня, названных в честь Джона Завоевателя, каждый из которых принадлежит к отдельному растительному семейству и используется по-разному.


Упомянутый выше Верховный Джон – самый ценный из трех. Затем идет Low John (Малый Джон), предназначенный для помощи в семейных делах, и Chewing John (Жевательный Джон), который в отличие от двух предыдущих корней жуют и сок которого глотают. Обычно предписывается для удачи на суде: корень разжевывается, сок проглатывается и жвачка незаметно выплевывается на пол в зале суда прежде, чем войдет судья – дело будет выиграно жующим.


Очевидно, что наши герои Вилли Диксон и Мадди Уотерс сделали гораздо больше, чем какая-либо книга о фольклоре, чтобы познакомить белых с магическим применением корня Джон Завоеватель (и моджо). Вот слова к блюзу "My John the Conquer Root", записанному Уотерсом в 1964 г.


My pistol may snap, my mojo is frail
But i rub my root, my luck will never fail
When i rub my root, my John the Conquer root
Aww, you know there ain't nothin' she can do, Lord,
I rub my John the Conquer root


I was accused of murder in the first degree
The judge's wife cried, "Let the man go free!"
I was rubbin' my root, my John the Conquer root
Aww, you know there ain't nothin' she can do, Lord,
I rub my John the Conquer root


Oh, i can get in a game, don't have a dime,
All i have to do is rub my root, i win every time
When i rub my root, my John the Conquer root
Aww, you know there ain't nothin' she can do, Lord,
I rub my John the Conquer root


Также в блюзах встречаются такие вариации выражения, как "John(ny) the Choncheroe/Conqueroo", например, в блюзе "Mannish Boy":


I'm gonna bring back my second cousin,
that little Johnny Cocheroo


Вот такие корни!..."



Другие статьи в литературном дневнике: