Ко мне приходят книги... Владислав Китик.

Людмила Шарга: литературный дневник

Впервые имя "Слава Китик" я встретила на страницах книги Оли Ильницкой. Она вспоминала о том, как звонила кому-то в Москве, какому-то литературному или поэццкому важному "дядьке", и назвалась Славой Китиком.
Давиду Самойлову звонила...


"Дело было, в 1986 году, осенью. Нет, летом…
У Давида Самойлова в большом зале ЦДЛ – творческий вечер. Ведет его Зиновий Герд. Сижу, слушаю, думаю. И вдруг Самойлов читает то самое стихотворение, где «лучше б мальчиков рожали» несчастные поэтессы.
Написала я записку и передала. И вот Зиновий Гердт мою записку озвучил:
«Уважаемый Давид Самойлович! Разрешите позвонить Вам и познакомиться. Слава Китик из Одессы».
О чем-то пошептались Самойлов с Гердтом и я получила разрешение позвонить «Завтра, в 13.00».
Денег у меня было мало, но я решила купить цветы. Пять гвоздик получилось. Звоню. Давид Самойлов отвечает – а я ему про Славу Китика напоминаю. После паузы поэт спрашивает – Вы не мужчина? Я скромно говорю, что мужчина. А почему у вас голос такой тоненький? – Потому что я молод, хрупок и нервничаю – говорю нахально и смеюсь. Самойлов свирепо так – ну-ну, являйтесь, посмотрим!
Дверь мне открыла дама в бордовом халате. Спросила – Вы звонили?
- Я, - отвечаю. А из-за ее плеча голос раздается сердитый – звонил Китик ! И он – не вы .
- Ну да, – отвечаю, почему это он – не я? Как раз он и есть я. И разнервничалась, говорю бордовому халату – вы тоже не Давид Самойлов, - а он выходит из-за спины дамы и говорит: воя я – как раз я. А вы кто такая? Ну, я эти гвоздики даме протягиваю и говорю – это не Вам цветы. Это даме. А он мне вредным голосом – я жду Славу." (Ольга Ильницкая "Одесса - Москва")


Тогда я отнесла это к вымыслу, и вымыслом считала до той поры, пока не познакомилась с ним – с тем самым Славой – Владиславом Китиком, одесситом, моряком и поэтом.
Не так давно вышел его сборник "Мечты и очевидность", и я с радостью делюсь с вами своей радостью( с любезного разрешения автора, конечно).
Радостью от того, что на моих книжных полках, где тесно не только от классиков, но и от современников, появилась книга, которая точно будет перечитываться.
Не стану рассуждать о том, что есть поэзия, а что нет.
Оставлю эту нишу тем, кто любит сам предмет беседы о поэзии больше, нежели её саму.
Просто скажу, что читая такие стихи – радуюсь.
Тому, что где-то совсем рядом, в одном городе со мной живёт поэт, который пишет о том, о чём писала бы сама, о том, о чём хотела бы читать. Который видит так, как хотела бы видеть и вижу.
Вам знакомо ощущение тихой радости узнавания?
Делюсь этой радостью с вами.
Знакомьтесь: Владислав Китик. Был моряком, мастером, слесарем, кочегаром. Последние годы работает в одесских газетах. Стихи публиковались в местной прессе, коллективном сборнике «Горизонт», журналах «Радуга», «Работница», «Смена», Первый сборник «Встреча», объединяющий еще двух авторов, вышел в 1991 году. После этого выпустил еще несколько сборников.



* * *
Провинциального неба лазурь,
Мятных дворов петушиная дурь.
Все говорит о пришедшей весне
В мире, в котором есть место и мне.
Дремлет церквушка на пресном плацу,
Жмется старушка спиною к крыльцу
Смотрит, сощурясь, и просит пятак.
Не от щедрот подаю, - просто так.
Что ж она крестит и крестит меня
Дряблой рукою сквозь золото дня?


* * *
Частокол, бурьян, околенка,
Да застенчивые дни.
Тополь, тополь – колоколенка,
Светлый праздник прозвени.


Колокольцы медной осени
Пусть озвучат листопад.
Дай благословенье озими,
Подари свой карий взгляд


Тем, кто просит не по случаю.
И не просит…
Потому
Всем звени - и я послушаю.
И пойму.


1 ДЕКАБРЯ
То наши души тронув, то умы,
Уходит осень, забывая вещи,
То волю усмиряя, годы плещут.
И порт приписки выщерблен с кормы.


Курортный пляж превозмогает стыд
Внимать событьям взвешенно и трезво.
Черкнув крылом, как прошлое отрезав,
Взлетела чайка в небо. И парит.


За то и ценим расставанья мы,
Что нас освобождают от иллюзий.
Висит сосулька ржавая на клюзе,
Обозначает первый день зимы.


* * *
Все глубже осени пора,
Все глуше цвет приморской флоры.
И жалко тратить вечера
На праздный чай и разговоры.


Все чаще выбираешь дни
Для слов. А для раздумья - ночи.
Туманней и длинней они,
А сны все ярче и короче.


И все реальней, чем тогда,
Когда кончается влюбленность.
И привлекает простота.
И радует уединенность.


И словно в лиственный обвал,
Я в зрелость жизни погружаюсь,
На то, что в ней не понимал,
Не жалуясь, не обижаясь.



* * *
С неслышной грустью монологов
Безадресных мы будем квиты.
И дворники сметут с порогов
Крупинки лет.
Сто раз подшитый,
Видавший времена и виды
Пиджак обнимет спинку стула.
С былой горчинкой звякнут тосты.
Я буду старым и сутулым,
А ты ворчливою и толстой.
Но мы пройдем, как прежде, мимо
Ларьков мешочного базара,
Церквушки бережно хранимой
Святой Марией, мимо старой
Казармы, - по тому же кругу,
Чтоб я, над будущим шаманя,
Опять твою сжимал бы руку
И согревал в своем кармане.


* * *
Всхлипом водостока в шуме дня
Улица окликнула меня,
Бочку арестантов наврала.
Выплакалась…
В небыль уплыла.
Мы когда-то здесь влюблялись вместе
В маттиолы дымчатых предместий,
Шли и собирали по пути,
И несли шелковицу в горсти.
Ничего, что время смыло сок
С липких пальцев и со сладких щек.
Было, что делить и что терять.
Вот судьбы двукрылая тетрадь,
Высохший сиреневый цветок
Между двух страниц.
А между строк
Перспектива улицы закатной.
Мне надежд застиранные пятна
Не свести.
Да я и не берусь.
Я и сам без просьбы оглянусь:
Где была, шелковица стоит.
То, что отболело, не болит?



* * *
Вечер, сотканный сиренью,
В городе, всегда родном,
В детстве навсегда весеннем,
В переулке продувном,
Где еще лирично пенье
Ржавых водосточных труб,
Я хотел бы, вне сомненья,
В старомодном вдохновенье
Жизнь прожить как однолюб.
Помнишь будущего блик?
Море плещется без цели.
Мы еще не повзрослели,
Мы оттягиваем миг.
Близкой тайны.
Берег….
Шлюп.
Лунное мерцанье гальки.
И под дымчатой вуалькой
Поцелуй прозревших губ.


* * *
В Одессе дождь. Струится серебро.
Промокший город хохлится зонтами.
И как до сотворенья мира – сами
Конец с началом сводятся к зеро,


Дождь…
Ночь и день сливаются в тени,
И в сумерках зеркальных – равноправны.
Все, что казалось тайным, стало явным,
Что очевидно - тайному сродни.


Размытые огни в палитре плит,
И обещаний сладкие коврижки,
И местный импресьон - почти парижский
Лишь дополняют улиц колорит


Но как бы ни увлек он, лучше все ж
Беречь свой дом от будущих морозов,
А больше - от зароков и прогнозов
Себя огородить.
Под этот дождь


Я, наконец, тебя забуду и
Привыкну обходиться без проблемы,
Без надобности возводить в систему
Твои капризы, прихоти твои.



* * *
Каждый влюбленный дождь
Мечтает стать золотым,
Чтобы к своей Данае
Проникнуть в опочивальню.


Каждый весенний дождь,
Не достигнув прекрасной цели,
Капли в горсть собирает
И возвращает морю.


…и поднимается снова
К грозовым облакам,
Чтоб в безуспешных попытках
Сознавать себя Богом.


БУКВАРЬ
Растаяла в памяти льдинка.
Опять по слонам в букваре
Читаю вопрос под картинкой:
«Кто сушит белье во дворе?»
Я помню, как выпалил: «Мама».
Как все это было давно.
Я видел потом панорамы,
Эскизы, картины, панно.
Но в них совершенство и краски
Признав, не забуду моей
Книжонки, хранящейся в связке
Среди сокровенных вещей.
Случайно я, как первоклашка,
Наткнусь на пример в букваре.
И детства белеют рубашки,
И мама всегда во дворе.


* * *
Синих далей контур ломаный,
Брезжит сквозь восторги мнимые
Молодостью нецелованной,
Остротой неповторимого.


Поводя вокруг да около,
Чудотворный образ прячется
В гуттаперчевое облако,
В поволоку мать-и-мачехи,
В боль, как паутина тонкую…
За озерными разлуками
Пахнет яблоком-антоновкой,
Бабьим летом, горем луковым.



В ПОРТУ
Сочится вечер синим блюзом,
В порту вздыхают теплоходы,
И переваливают грузы
В его гостеприимных водах,


И пусть не самый мелодичный,
Но показался самым нужным,
Аккорд гудков меланхоличных
В напевах набережной южной


Цепями прогремели клюзы,
И уменьшается в пространстве
Лиловый контур сухогруза,
Привычного к непостоянству.


Лишь многоярусная почта
Осталась на плацу причальном.
Теперь понять я должен то, что
Люблю и знаю изначально.


С рожденья, с колыбели сонной.
А море смешивает краски,
Стучат товарные вагоны,
Рябят шлагбаума контрасты,


И лишь для умозаключений
Нет повода. А что попишешь?
Сочится синий блюз вечерний, -
Послушай, если можешь слышать.



ДВОРОВЫЙ СКВОРЕЧНИК
Мой дворик — четыре стены,
Скворечник напротив луны,
Есть вещи почти как событья,
Которые нам суждены,
Не просто вещей ералаш,
Хранящих безбытности блажь,
А тех, что берет себе память
Как необходимый багаж.
Скамья, желобок дождевой,
Парад парусов бельевой,
На стенах плюща позументы -
Заслуженный ранг вековой.
Летком замыкается вдруг
Крылатых теней полукруг...
Здесь будто вся жизнь уместилась
В ладонях внимательных рук.
... Мой дворик — четыре угла.
Фонарь. Голубая ветла.
От времени ветхий скворечник
Баюкает сонная мгла.


***
Ночь, как колодец, глубока,
Сырые запахи растений.
На стыках стен и потолка
Изломаны углами тени.
Известна каждая доска,
Белеет печь привычной глыбой.
Но вдруг от фар грузовика
Качнутся тени, точно рыбы.
И плавно стены поплывут.
Полутона. Полуприметы.
Я попадаю в неуют
Среди блуждающих предметов.
По изменившимся чертам
Характер строгости знакомый
Опознан явственнее там,
Где шло движенье по излому





Другие статьи в литературном дневнике: