С легкой руки де Рибаса, или Вознесение грифонов...
Осип Михайлович де Рибас ехал к дому коллежского асессора Дофине близ угла нынешней Ришельевской и Греческой. Только в ту пору улицы, всего пару лет назад начертанные рукою Франца де Волана на плане еще имевшего строиться города, были едва намечены на земле недавнего Хаджибея. Неказистые строения перемежались землянками, а чаще обширными, как их называли, пустопорожними местами, и никакой тебе звонкой мостовой, изящных фонарей и мостов, грациозно «перепрыгивающих» через обустроенные балки…
Только адмирал верил в счастливую звезду этого города и пребывал в приподнятом расположении духа, как оно всегда с ним случалось, когда предстояла какая-либо новация во благо Одессы, будь то заложение верфи, открытие Магистрата, устройство Карантина или производство переписи всех и всякого звания жителей. А в тот день, 30 октября 1796 года, де Рибас с подобающим сему случаю торжественным церемониалом открыл в доме Дофине первую в Одессе купеческую биржу, и с его легкой руки началась дивная история этого места.
Дом Дофине строили то ли поспешно, то ли изначально как временный, но уже к 1816 году его место пустовало, и возвели здесь двухэтажный дом графини Ржевусской. Сама она в Одессу, скорее всего, не приезжала, а в доме одно время жила ее племянница Каролина Собаньская, чья родная сестра Эвелина Ганская, которая, кстати, бывала здесь, потом стала женой Бальзака. Каролина же судьбой, натурой, касательством к тайным службам и с ума сводящей красотой напоминала миледи из «Трех мушкетеров», только, в отличие от нее, девяносто одного года от роду умерла в своей постели при сострадании четвертого мужа, заурядного французского пиита Лакруа. А ведь отвергла она когда-то любовь своего великого соплеменника Мицкевича и самого Пушкина, в отношениях которого с Собаньской небезуспешно пыталась разобраться наша землячка Анна Андреевна Ахматова. Такие вот славные имена так или иначе, но были связаны с этим домом, который по смерти владелицы в 1837 году купил подрядчик Завадский.
Люди же более скромной судьбы в разные годы трудились здесь для собственного дохода и одновременно на пользу землякам: «оптические и физические инструменты, особенно очки и лорнеты для всяких глаз» изготовлял мастер Энгель, вершили свои дела портовые маклеры М. Паст и И. Рафаил, пользовал болящих доктор Линк, держал купеческую контору Баржанский, ремонтировал часы Новицкий, шил сюртуки Немировский и перчатки Шаранюк, «строил» башмаки Шишманов, держал старинный, еще с конца 1820-х годов, мануфактурный магазин Натансон, а потомственный одесский нотариус Гурович составлял да удостоверял своей подписью всякие «сурьезные» бумаги.
А если дать волю фантазии, то можно узреть какую-то гоголевскую чертовщину в этой общности дат: Собаньская родилась в год основания Одессы, дом потерял связь со Ржевусскими в год смерти Пушкина, а снесли его аккурат в год столетия поэта. А потом по проекту Ю. Дмитренко здесь возвели числившийся по Ришельевской, 12, и Греческой, 21, доходный дом Маврокордато, четырехэтажный, с вознесенными под крышу алебастровыми грифонами, что уже второе столетие «стерегут» круглые слуховые окна.
«Стерегли» они и заведения свободной коммерции: известную фирму «Гулье-Бланшард», поставлявшую сельскохозяйственные машины и «самодвижущиеся экипажи посредством бензиномоторов», как поначалу называли автомобили, типо-литографию «Труд», фотографию Берсуцкого, чьи работы еще хранятся в старинных одесских семьях, вожделенную мечту ребятишек — магазин игрушек с красноречивым названием «Детский рай» и располагавшийся здесь по давней традиции Греческой улицы Торговый дом братьев Канаки с поражающим воображение гурманов благоухающим ассортиментом бакалейных и колониальных товаров.
Помимо этого, в доме Маврокордато можно было, в прямом смысле слова, одеться с головы до ног и при сем еще поиметь полное уважение к своей персоне. В магазине Кравца господа придирчиво выбирали котелок, цилиндр, касторовую шляпу или не знающее износу канотье из панамской соломы, а у Розалии Дербицкой приказчицы буквально «плясали» вокруг каждой покупательницы, при одном только намеке на желание примерить приглянувшуюся шляпку бросались протирать и без того сверкающее зеркало и потом почтительно становились поодаль. У Ивана Ставро имелся богатейший выбор роскошных мехов, которые казались еще прекраснее на плечах неотразимых одесских красавиц, а в деликатного профиля заведении мадам Берлинерблац приобретались корсеты, подчеркивающие или, на худой конец, моделирующие формы клиенток сообразно их собственному желанию, вкусу поклонника или настоятельной просьбе супруга. В магазине же Ш. Бейма имелась возможность без конца рассматривать, прицениваться и примерять всевозможную обувь, после чего приобрести, к примеру, ботинки «безусловного американского фасону» с обязательным по тем временам скрипом.
По соседству со всем этим изобилием, в квартире №41 на столах, полках и в высоких канцелярских шкафах лежали щегольски заточенные карандаши, логарифмические линейки, крытые благородного цвета пластинками слоновой кости, сверкающие никелем готовальни точнейшей немецкой работы, гремящие, как жесть, листы настоящего, а не именуемого так за отсутствием другого слова, ватмана, плитки сухой китайской туши, а также «синьки», сиречь копии чертежей, на которых белым по синему были выведены всевозможные планы, разрезы и профили. Но ничего из всего этого не продавалось, поскольку не магазин тут был, а инженерное бюро «Пионер», где исполняли заказы на разработку проектов, составление смет, проведение экспертиз и других работ по технической части. В этом же доме братья Розинер держали представительство всероссийской известности журнала «Нива» и магазин, на который, в отличие от других, сегодня можно взглянуть восторженными глазами памятливого современника. «Уже одна его узкая, скромная вывеска «Образование» внушала чувство глубочайшего уважения..., — писал Валентин Катаев в повести «Белеет парус одинокий». — Это было сонное царство книжных корешков, зеленовато, как-то по-университетски освещенных газовыми рожками и увенчанных раскрашенными головами представителей четырех человеческих рас: красной, желтой, черной и белой… Голубые глобусы с медными меридианами, черные карты звездного неба, страшные и вместе с тем поразительно яркие анатомические таблицы. Вся мудрость вселенной, сосредоточенная в этом магазине, казалось, проникала в поры покупателей».
Бюро «Пионер» и магазин «Образование» являли собой бизнес на интеллектуальной основе. И это вовсе не покажется удивительным, если вспомнить, что умница Ришелье ратовал за дарование юному городу порто-франко, другими словами, свободной экономической зоны, и построил классических форм Городской театр; душой и сердцем преданный Одессе Ланжерон добился этого вожделенного порто-франко, сочинял комедии и доверительно дружил с молодым Пушкиным; Пушкин в знаменитой одесской главе «Евгения Онегина» изрядное количество строк посвятил местному «торгу обильному»; Бабель окончил коммерческое училище и написал «Одесские рассказы»… Умственная, как ее называли, жизнь всегда переплеталась с деловой в богатом и веселом городе, где бок о бок жили коммерции советники, вундеркинды, негоцианты, виртуозы, купцы, маэстро, гоф-маклеры и классики…На том держалась Одесса и таки будет держаться.
.
Другие статьи в литературном дневнике:
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь .
Соглашаюсь