Когда на страницах одесских печатных и электронных изданий появилось обращение к властям города с просьбой не допустить появления в Одессе так называемого памятного знака – «Тени Пушкина», я ещё сомневалась: не допустят.
Инициатором этого обращения стала Л.Б. Владимирова, кандидат медицинских наук, ст. научн. сотр., член Союза писателей России, руководитель Литературной гостиной Одесского Дома ученых, человек немало сделавший и делающий для Одессы, человек, которого я глубоко уважаю и ценю.
Сегодня я прочла на сайте Союза писателей России Открытое письмо. http://www.rospisatel.ru/pismo-tp.htm
Стало быть, допустили.
Каждый человек оставляет после себя след.
Кто-то – Свет.
Кто-то – Тень.
Кто-то откровенно и грязно следит.
У слов «наследие» и «наследили» корень один, но смысловая составляющая разная.
Это зависит от того, каким был это «кто-то» при жизни.
Я намеренно не говорю «кем был», это не столь важно.
Можно быть «заслуженно-перезаслуженным», увешанным наградами и знаками и… оставаться сволочью.
И, разумеется: «…быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…».
Всё относительно в нашем мире.
В целом – и в частности.
А в частности хотелось бы сказать несколько слов о пошлости и безвкусице, которая стремительно распространяется в Одессе, при полном бездействии городской власти.
Или при содействии?
Того её подразделения, которое отвечает за… культуру.
Есть ведь ещё такое, не упразднили?
В том, что само понятие «культура» почти упразднено, увы, никто давно уже не сомневается.
Мы молча соглашаемся с откровенной пошлостью, навязываемой нам.
Нас трудно чем-то удивить, мы привыкаем к тому, что духовное обнищание становится обыденностью, делом привычным.
На вопрос «что для вас табу», современная девушка с креативным и позитивным мышлением
( основные приоритеты дня сегодняшнего) ответила: «Я никогда не надену «неон» и бриллианты днём…».
«Умница какая…», – подумала я, и лихорадочно начала нащупывать границы своих табу. Их оказалось не так уж и много, но ничего по части бриллиантов, «неона» днём и сумочек «от Шанель» в тандеме с другими брендами там, слава Богу, не было.
Но зато было что-то из библейских – читай – житейских – заповедей, из того, что бабушка говорила, из «Маленького принца» Экзюпери, и из «Алых парусов» гриновских, из Льва Толстого и из Бунина.
Современные средства массовой информации вполне чётко эти границы обозначили, как обозначили область человеческих инстинктов, на которых можно делать большие деньги.
Она невелика, эта область: еда, секс, развлечения. И – деньги.
Манипуляция сознанием, подмена истинных ценностей, «не кто ты есть, а как подать себя» – вот она, эта область, в которой разрешено всё, что… запрещено.
А основной разрешительный аргумент…
Правильно – деньги.
Но даже на всём этом «жизнерадостном» фоне идея установить, а точнее «уложить» тень Пушкина на одном из самых оживлённых перекрёстков Одессы, выглядит кощунственно.
Одесситы «пережили» памятник Высоцкому у Одесской киностудии. Может, я ничего и не смыслю в современной скульптуре, мне античность куда ближе и роднее, но это изваяние – ни что иное, как оскорбление памяти поэта, актёра, человека влюблённого в наш город.
Плата за любовь?
Обычные дела…
Кстати, он далеко не первый среди наихудших памятников Высоцкому. Вот цитата из ЖЖ Ольги Белан ( для креативно мыслящих – к Диме Белану Ольга Белан – профессиональный журналист, редактор, писатель-публицист, автор многих популярных интервью с известными деятелями отечественной культуры, член Союза журналистов России, многократный лауреат премии Союза журналистов Москвы,никакого отношения не имеет):
«Так мало лет прошло со дня смерти Владимира Высоцкого
ну что такое 33 года для истории! А над ним уже как только не поиздевались. Первый камень на светлое имя поэта был положен на Ваганьково - безобразный памятник Высоцкому, где поэт привязан тряпками к гитаре.
Второй, еще хуже первого, стоит на Страстном бульваре. Поэт раскинул руки в разные стороны, и издалека похож на распятую лягушку.
Очень неплохой по идее памятник открыли в Екатеринбурге. Но сходство с поэтом и его женой минимальное, это просто играющий на гитаре парень и его девушка.
Теперь к городам, где особенно любят поэта, прибавился Харьков. Там пошли дальше: поставили не грандиозный памятник, а создали целый комплекс под названием "Вертикаль" - здесь будут проходить соревнования по скалолазанию.»
Но вернёмся на тот самый оживлённый угол улиц Дерибасовской и Ришельевской, где предполагается «лежать» Тени другого великого русского поэта.
Кстати, автор у этих «шедевров» один.
К сведению устроителей сего беззакония: в Одессе витает дух Пушкина. А если вам так не терпится увековечить себя, используя его имя, а именно с такой целью и проводятся подобного рода действия, то выложите где-нибудь на выезде из города свою тень. Или же тень своих родителей.
Ещё неплохо было бы украшать подобными шедеврами собственные дачи – там, по крайней мере, можно и проход «по» и «около» платным сделать, и топтание ногами, плевки, отправление естественных потребностей человеками и собаками – за всё это смело взымать плату. Но только на своей территории.
А угол улиц Дерибасовской и Ришельевской, пока ещё, территория общественная.
И там ещё, да и не только там, ощущается след, оставленный Александром Сергеевичем, Свет его таланта, его гениальных строк. Его Наследие.
Не Тень от тела, а Свет души.
Нынешние «креативно» и «позитивно» мыслящие массовики-затейники и оставить-то ничего не могут после себя, кроме тени, которая, как известно, исчезает с исчезновением хозяина.
И неудивительно, ведь все они и есть лишь только бледные тени великого поэта.
Посему, самое логичное расположение «теней» было бы у памятника поэту на улице Пушкинской, либо – у памятника – на Приморском бульваре.
Выбирайте, господа, где бы вам хотелось «возложить» собственные тени. Как видите, у вас ещё и альтернатива имеется.
В жизни всё возможно, почти как в сказках.
В Старых добрых сказках, рассказанных гениальным Сказочником.
Помните, что говорится в одной из них?
«Тень, знай своё место!»
P.S. Одна дама, одесская поэтесса, нервно хихикая, рассказала мне пикантную историю о том, как инициатор идеи "Тени Пушкина", он же Олег Борушко - организатор международного пушкинского турнира и проч., на финале в Одессе загнал участников конкурса "иронической поэзии" в рапу, и заставил читать оттуда.( Рапа - вода одного из солёнейших лиманов Одессы - Куяльницкого.)
"Какой он, всё-таки, пошляк, не находите?"
"Отчего же пошляк? Скорее, человек с чувством юмора. С большим чувством юмора..."
"Но загнать нас в рапу, в купальниках..."
"Но вы же полезли. И кто после этого пошляк? В следующий раз он вас в мешках на бегу стихи читать заставит. И вы - побежите..."
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.