Мартовская остановка Diligans

Людмила Шарга: литературный дневник

Мартовская остановка DILIGANS была посвящена творчеству русской поэтессы Вероники Тушновой, чей день рождения отмечается 27 марта.
Наша гостья Вероника Анатольевна Коваль – журналист ( окончила Ленинградский государственный университет и аспирантуру МГУ по специальности «журналистика».) Кандидат филологических наук. Член Национального союза журналистов Украины, Союза театральных деятелей Украины. Много лет работала в различных газетах. Сейчас – обозреватель рубрики «Арт-выставки» журнала «Выставки Одессы». Вероника Коваль – автор четырех документальных книг: «История одной жизни», «Мы родом из войны», «О клубной жизни и о себе», «Твори - и дари». Кроме того, Вероника пишет прозу, и в 2006 году издала сборник рассказов и повестей «Последний выстрел Купидона».
Вероника прочла рассказ посвящённый Веронике Тушновой, который так и называется «Вероника».
Постоянный участник наших встреч-остановок Елена Куклова прочла несколько стихотворений Вероники Тушновой: «Дом мой в сердце твоём», «Сто часов счастья»…
Семён Абрамович отобрал для прочтения стихи Вероники Тушновой, которые многим известны как песни, а вот автора текстов, к сожалению, знают далеко не всё. Ему всегда удаётся каким-то невероятным образом уйти от «песенного» прочтения, от той ритмики и размерности, которую задаёт музыка. Благодаря этому «уходу», стихотворение открывается с самой неожиданной стороны и звучит по-новому, или напротив, «по-старому», т.е. звучит так, как звучало бы в исполнении автора.
Среди гостей DILIGANS вчера были: Геннадий Дмитриев со своей неизменной спутницей – гитарой, в исполнении которого прозвучало несколько авторских песен;
Евгений Голубенко – поэт, абсолютно созвучный своему псевдониму ( никак я не могу принять термин «ник») Поэт Души прочёл несколько своих стихотворений, посвящённых Одессе.
Наша гостья – Наталья ( опять у меня пробел - беда с этими незапоминаниями!) прочла несколько своих стихотворений.
А в завершение встречи всех её участников ждал приятный сюрприз – Геннадий Дмитриев исполнил песню, посвящённую DILIGANS, за которую мы ему очень и очень признательны. Надеюсь, что в скором времени на сайте появится текст этой замечательной песни, а может быть и запись её.
DILIGANS благодарит всех участников нашей мартовской встречи и НЕ прощается с вами. До апреля и – до следующей остановки.
Дополнительный анонс смотрите на сайте DILIGANS.


Вероника Тушнова. Подборка стихов разных лет.
http://diligans.ucoz.ru/load/4-1-0-87




Предчувствие любви



Что заставляет черноглазых, миловидных домашних пай-девочек заниматься стихосотворением? Одиночество? Чувство инаковости, инородности в своей семье?
Отчаянная попытка вырваться, наконец, из-под жёсткой отцовской опеки, из домашнего «плена» в мир, который лежит рядом, как на ладони, но недосягаем.
А может быть, всему причиной предчувствие любви…
За обеденным столом нужно быть в три часа пополудни – минута-в минуту – отец опозданий не терпел.
– Почему ты опоздала, Вероника?
– Я … Я задумалась.
– Вот как. Занятие достойное, особенно для девушки твоего возраста. Но не оправдание твоему опозданию
«А что если взять и сказать правду? Сказать о последней строке стихотворения, которая мучила меня столько времени, а сегодня, - возьми – да и выпишись!
Нет, нет, ни в коем случае. Папа не должен знать, что я пишу стихи. Это бы его очень сильно огорчило.»
– Так о чём же ты задумалась?
– О своём будущем. О том, куда буду поступать после окончания школы. О…
– И думать нечего. В медицинский, конечно же.
И черноглазая, черноволосая красивая девочка – дочка профессора медицины Казанского государственного университета Михаила Тушнова, беспрекословно подчиняясь отцу, после окончания школы поступила в Ленинградский медицинский институт (семья к тому времени обосновалась в Ленинграде) и даже отучилась там целых четыре года. Училась врачевать тело, а в заветной тетради писала стихи, которые впоследствии будут врачевать души сотен влюблённых.
Но в какой-то момент от послушной девочки не останется и следа. Она бросит институт, выйдет замуж. В 1939 году у неё родится дочь. Одно останется неизменным – привычка что-то писать в тетрадку.
В июне сорок первого она поступит в Московский Литературный институт им. Горького, но начнётся война, и ей, превратившейся к тому времени в черноглазую красавицу-женщину, пригодятся знания и навыки, полученные в медицинском институте – она станет фронтовым врачом. Но и на фронте, в редкие, случайные часы отдыха, она не расстаётся с заветной тетрадкой. Её так и называют в госпитале: доктор с тетрадкой.
Кругом гибнут люди, стонут раненые, кровь, боль, горит земля под ногами, а она…
Она пишет о любви…
Сразу же после войны, в 1945 году выйдет первый сборник её стихов, который она так и назовёт «Первая книга». И пощёчина, полученная ею от литературных критиков, тоже будет первой и запомнится на всю жизнь. « Перепевы надуманных переживаний в духе салонных стихов Анны Ахматовой..» – вот так «приветливо» встретили литературные и окололитературные круги её первую книгу.
А она пишет и пишет о любви, словно предчувствуя её, словно ни о чём другом писать не может…
Она встретит любовь, о которой столько мечтала, столько писала в своих стихах, предсказывая её, предчувствуя…
Но любовь зачастую ходит рука об руку с болью, с отчаянием, со смертью… и дарует счастье любящим и влюблённым.
В 1954 году в свет выйдет сборник «Пути-дороги» – и вновь пощёчина!
Критик А.Тарасенков напишет в рецензии на книгу: «…он(автор) не приобрёл своего творческого лица, не нашёл своего голоса…»
А «голос» этот пел о любви так, как никто до не пел до него, пел, словно чувствовал – скоро суждено умолкнуть.
Между девичьими дневниками гимназисток, альбомами уездных барышень, «откровенниками» моих одноклассниц и «живыми журналами», «блогами» современных девчонок лежит пропасть. Но суть их остаётся неизменной. Пишут влюблённые девчонки, поверяя самые сокровенные свои секреты и мечты дневнику, как бы он не выглядел и каким бы современным словом не назывался.
Есть ещё одно, объединяющее их, стирающее временные границы – стихи о любви, написанные детским ещё почёрком. Мои одноклассницы переписывали от руки стихи черноглазой, черноволосой красавицы – Вероники Тушновой, которой судьба подарила настоящую любовь, с болью, муками, отчаянием и… счастьем. Подарила чувство, о котором мечтает каждая девочка украдкой, тайком от всех и повторяет про себя:


"...А она есть.
Есть.
Есть.
А она - здесь,
здесь,
здесь,
в сердце моём
тёплым живёт птенцом,
в жилах моих
жгучим течёт свинцом.
Это она - светом в моих глазах,
это она - солью в моих слезах,
зренье, слух мой,
грозная сила моя,
солнце моё,
горы мои, моря!
От забвенья - защита,
от лжи и неверья - броня...
Если её не будет,
не будет меня!
...А мне говорят:
нету такой любви.
Мне говорят:
как все,
так и ты живи!
А я никому души
не дам потушить.
А я и живу, как все
когда-нибудь
будут жить!»



P.S.: Вероника Михайловна Тушнова (1915 - 1965) родилась 14 марта (27 н.с.) в Казани в профессорской семье. Там же окончила школу. С детства писала стихи. Затем вместе с семьей переехала в Ленинград и по желанию отца поступила в медицинский институт. Институт не окончила, хотя и проучилась четыре года. Занялась живописью, тогда же началось серьезное увлечение поэзией. В 1941 поступила в Литературный институт им. М.Горького, но учиться не пришлось. Началась война, и она стала работать в госпиталях, имея на руках маленькую дочь и больную мать. Продолжает писать стихи. В 1945 издательство "Молодая гвардия" выпустило поэтический сборник Тушновой "Первая книга". В 1950-е Тушнова публикует поэму "Дорога на Клухор", "Пути-дороги". По-настоящему дарование Тушновой раскрылось в последний период ее творчества: сборники "Память сердца" (1958), "Второе дыхание" (1961) и "Сто часов счастья" (1965). Любовь - сквозная тема в ее стихах, с ней связаны горе и радость, утраты и надежды, настоящее и будущее. Она во весь голос говорила о любви, призывала к подлинно человеческим отношениям между людьми. Ее стихи были очень популярны. После тяжелой болезни в возрасте 50 лет Вероника Тушнова 7 июля 1965 скончалась в Москве.








Другие статьи в литературном дневнике: