"Комсомольская правда" о Стихи.ру (позор, позор)

Пересмешник: литературный дневник

http://www.kp.ru/daily/23551/42531/


Я памятник себе всем втюхал интернетно


Где живет нынче русская поэзия?




- Что увижу - напишу, в рифму все я уложу... По сравнению со мной Пушкин все-таки отстой!




Когда в городе так непристойно жарко, как в последние дни, взгляд невольно стекленеет, и окружающим может показаться, что индивидуум терзается каким-нибудь из проклятых вопросов. Например, его волнует «Что делать?» или «Кто виноват?», или (что уж совсем печально) несчастного мучает мысль о поэзии.


Поэт - он в России больше, чем поэт? Или же меньше? А может, это создание с тонкой душевной организацией вообще вымерло, услышав песню Глюк’Оzы «Юра-Юра-Юра, люблю тебя, как дура?». В какие щели забилась нынче поэзия, испугавшаяся натиска рекламных стишков и вульгарных попсовых частушек?


Говорят, поэзия поселилась в Интернете. Все непризнанные пушкины и вышедшие из запоя есенины нынче имеют обыкновение оставлять в Сети следы в форме четверостиший. На главном отечественном сервере по обеспечению поэтов такой возможностью - www.stihi.ru - сказано просто: «Современная актуальная литература создается именно в сети Интернет».


Вот так, без лишних реверансов перед бумажным прошлым. И, что примечательно, теперь ведь ни одного из авторов-сетевиков даже бумагомаракой не обзовешь! Ладно-ладно, пусть будут тогда сетемараками.


Рай для графоманов


Интернет - рай для графоманов. Да и для прочих «манов» тоже, но в случае с литературой этот рай выглядит привлекательным лишь издалека. Классно, а? - без всяческих препон, без дурацких ограничений, кто угодно может показать миру свои стихи. Но поскольку таких «кто угодно» в мире множество, то отыскать настоящего поэта на сетевой свалке глагольных рифм кажется невозможным.


Вот, к примеру, стихотворение Людмилы Рогожкиной:


Где силы взять, чтоб дальше жить?
Сюда иду зеленою тропою.
Усталость ног росою освежить,
Услышать шум листвы над головою.


По всему видно, что Людмила - человек неплохой, природу любит. Бродит себе по уральскому лесу босиком, дышит свежим воздухом. Романтика, экология, благодать. И стоило ли все портить механическими вялыми строчками и парикмахерским сочетанием «жить - освежить»?..


Юноша с ведром


Интернетные поэты в принципе любят писать о своих тонких отношениях с деревьями и речками, будто бы пытаясь компенсировать время, проведенное у компьютеров, озеленением собственных мечтаний.


Вот некто, подписавшийся как «Александер Дракон», тоже тянется к прекрасному:


Я приду за рассветной росою,
Когда небо вспыхнет зарей,
Чтобы смыть там, за рекою,
Свои беды священной водой.


Визуализация этого душа на рассвете может стать сценарием комедии. Юноша-романтик на заре отправляется за реку, вооружившись, допустим, ведром. Там, не обращая внимания на наличие естественного водоема, энтузиаст начинает ползать по травке и собирать росу, чтобы потом заняться «смыванием бед». И вот когда автору этого выспреннего опуса на том же сайте в форуме делают пару язвительных замечаний, в ответ от Дракона доносится следующее: «Чтобы в достаточной мере понимать мои стихи...... нужно научиться смотреть моими глазами на Мир...... уметь остро чувствовать Реальность и одновременно чувствовать себя вне Времени и Пространства......» (Многоточия Дракона сохранены.)


Обратите внимание: неуверенности в качестве своих стихов нет. Перед нами - автор с большой буквы «ААААА!». Он считает, что остро чувствует «Реальность» и что способен так же остро передать ее в своих творениях.


«И вздернут платья строгого подол»


Еще один жанр, популярный у сетемарак, - эротическая поэзия. «Ты ходишь по квартире без всего. Ты голая, и возбуждает это», - пишет Петр Давыдов. Александр Журавлев добавляет:


Стемнело. Ты заметно опьянела
И просишь заказать тебе такси.
Куда же ты, постой, не уноси,
Свое рельефно-выпуклое тело!


Месье Журавлев вообще оказался большим затейником. «Пока язык галантен - руки грубы», - пишет он, чтобы потом подарить читателю весьма экспрессивную картинку:


Теперь - напор! Манеры, ласки - к черту!
И вздернут платья строгого подол,
И ты стоишь - упор локтями в стол.
И сзади - я!


Ура-ура, этот человек хотя бы не озабочен смытием своих бед священной водой. Зато у него иная озабоченность. К счастью, существуют офисы, кусты, двуспальные кровати и луна, которая неизменно будит у г-на Журавлева порнографические ассоциации. «Опубликовав свои произведения на сервере Стихи.ру, вы станете участником динамично развивающейся литературной среды», - говорится на одной из страничек сайта.


Какая она, новая литературная среда, вы уже могли почувствовать. Главный редактор всего этого дела, Дмитрий Кравчук, всерьез дает советы своим читателям о том, как добиться популярности. «А секрет этот очень простой. Для того чтобы втюхать свое творчество как можно большему количеству людей, нужно его втюхивать, втюхивать и втюхивать». Качество текста, по мнению Кравчука, значения не имеет. Пора нерукотворных памятников прошла - теперь актуальны памятники втюханные.


ДОСЛОВНО


Василий КРАВЧУК, главный редактор сервера Стихи.ру: Чтоб стихи писать, надо быть Пугачевой. Или Киркоровым


«На новогоднем «Огоньке» все равно будут Алла Пугачева и Филипп Киркоров, что бы они там ни пели и как бы себя ни вели. Точно так же и вам - сначала нужно стать звездой. А потом уже только вас все и будут читать. Тогда-то вы по-настоящему и сможете раскрыть свой талант и сказать своей аудитории все, что хотели ей сказать. Только на этой ступени вы получите свободу действий и сможете управлять вкусами читателей».


В ТЕМУ


Как зовут поэта?


Интернет приучает людей к пользованию прозвищами - «никами». Таким образом, в заветной лире прах переживут не Марь Ивановны с Петрами Палычами, а некая Rodionovna. Или - «Апостол Андрей и Святой Петр» (да-да, именно так!). Или - просто Санитар Леса.


КСТАТИ


Ежедневная аудитория сайта Стихи.ру - 10 тысяч человек. Сайт зарегистрирован как средство массовой информации.


Валентина ЛЬВОВА vlvova@mail.ru
27 июля 2005 г.



Другие статьи в литературном дневнике: